47RS0018-02-2020-002465-95
Дело №2а-607/2021 16 марта 2021 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2,
прокурора – помощника Тосненского городского прокурора Николаева Р.И.,
при помощнике судьи Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «ЭВРИКАн» к администрации Тельмановского сельского поселения о признании недействующим постановления об установлении публичного сервитута,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЭВРИКАн» обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании недействующим постановления №180 от 11.09.2020 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана».
В обоснование административного иска указало, что 11 сентября 2020 г. администрацией Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области принято постановление №180 от 11.09.2020 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана». В тот же день постановление размещено на официальном сайте административного ответчика. Официальная публикация оспариваемого постановления в средствах массовой информации административным ответчиком не осуществлялась. ООО «ЭВРИКАн» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением. Земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана, принадлежит административному истцу на праве собственности. Оспариваемое постановление нарушает права административного истца на использование земельного участка в целом.
Оспариваемое постановление противоречит положениям статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положению об установлении публичных сервитутов на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, утвержденному решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области №152 от 27.04.2015 (с изменениями, внесенными решением №178 от 20.08.2020 совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области), решению №55 от 11.07.2013 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» (с изменениями, внесенными решением №152 от 27.04.2015 совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области), далее – Положение о публичных слушаниях.
Решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области №177 от 20.08.2020 (далее – решение №177) было назначено проведение публичных слушаний в форме открытого заседания по проекту постановления администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана».
В соответствии с Положением о публичных слушаниях, решение о назначении публичных слушаний принимается в виде нормативного правового акта (п.2.7). Решение о проведении публичных слушаний и проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем за 15 календарных дней до дня проведения публичных слушаний, с учётом сроков проведения публичных слушаний, устанавливаемых настоящим Положением (п.2.8).
В соответствии с Уставом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, принятым решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 23 декабря 2015 г. №177 (с учётом решения Ленинградского областного суда от 24.10.2019 по делу №3а-279/019), определен порядок опубликования муниципальных правовых актов: 1. в официальном муниципальном средстве массовой информации МО ФИО3 – в сетевом издании «тельмана47.рф», размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.тельмана47.рф; 2. в печатном средстве массовой информации – газете «Тосно Time». Сайт сетевого издания «тельмана47.рф» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с 08.05.2019 не доступен, что подтверждается историей домена www.тельмана47.рф, а также отсутствием доступа к сайту. Следовательно, решение №177 не могло быть размещено в данном сетевом издании. 10.09.2020 на публичных слушаниях, как представители административного истца, так и другие участники слушаний просили предоставить экземпляр печатного издания СМИ, в котором опубликовано решение №177, однако получили категорический отказ со стороны организатора публичных слушаний.
Решением №177 была сформирована комиссия по организации и проведению публичных слушаний в следующем составе: председатель комиссии – Е.Н.Б., глава муниципального образования; заместитель председателя комиссии – ФИО4, глава администрации; секретарь комиссии – Т.Е.А., начальник отдела по УМИ (управлению муниципальным имуществом), градостроительству и землеустройству; члены комиссии: П.В.А., К.Е.Ф. – депутаты совета депутатов; ФИО5 – заместитель главы администрации; ФИО7 – заместитель главы администрации; ФИО8 – главный специалист отдела по УМИ (управлению муниципальным имуществом), градостроительству и землеустройству; представитель Правительства Ленинградской области (по согласованию), представитель администрации Тосненского района Ленинградской области (по согласованию), два жителя муниципального образования (по согласованию). Из всего состава комиссии на публичных слушаниях присутствовали: председатель комиссии Е.Н.Б., член комиссии ФИО5, который назвался заместителем председателя этой комиссии, секретарь комиссии ФИО9 Остальные лица, определенные в состав комиссии, на публичных слушаниях не присутствовали.
Административным истцом 08.09.2020 было подано заявление №83 от 02.09.2020 о несогласии с установлением публичного сервитута, в котором правообладателем земельного участка указывались все замечания по установлению публичного сервитута, что подтверждается отметкой на копии заявления. Данное заявление и замечания, изложенные в нем, в ходе публичных слушаний 10.09.2020 рассмотрены не были. Публичные слушания были принудительно прекращены членом комиссии ФИО5, что подтверждается видеозаписью. При проведении слушаний ФИО5 самовольно взял на себя роль председателя (зам.председателя) комиссии. Принудительное прекращение публичных слушаний противоречит разделу 6 Положения о публичных слушаниях. Председатель комиссии по публичным слушаниям Е.Н.Б. решений о прекращении или перерыве публичных слушаний не принимала.
В результате проведенных 10.09.2020 публичных слушаний мнение населения по данному вопросу выявлено не было. Опрос лиц (подсчёт голосов), участвовавших в публичных обсуждениях, не проводился. Большинством участников публичных слушаний каких-либо рекомендаций по результатам проведенных публичных слушаний принято не было. Присутствовавшая на публичных слушаниях часть жителей муниципального образования вносили свои предложения о выкупе административным ответчиком у административного истца земельного участка. Однако данные предложения рассмотрены не были, что подтверждается видеозаписью публичных слушаний.
При проведении 10.09.2020 публичных слушаний протокол публичных слушаний на бумажном носителе не вёлся. Организатором публичных слушаний не была предоставлена возможность участникам этих слушаний ознакомиться с текстом протокола, и в случае наличия замечаний по несоответствию протокола реальному ходу публичных слушаний указать об этом. Административный истец в адрес административного ответчика направил запрос №90 от 18.09.2020 с просьбой предоставить копию протокола публичных слушаний 10.09.2020. От организатора публичных слушаний в адрес административного истца по почте поступил некий протокол заседания комиссии публичных слушаний по проекту постановления администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана» от 11.09.2020 (далее – протокол заседания комиссии). Данный протокол заседания комиссии не может являться протоколом публичных слушаний 10.09.2020, поскольку в нём указано, что 11.09.2020 на заседании комиссии публичных слушаний присутствовали: председатель комиссии – Е.Н.Б., глава муниципального образования; заместитель председателя комиссии – ФИО5, заместитель главы администрации; секретарь – ФИО9, начальник отдела по УМИ (управлению муниципальным имуществом), градостроительству и землеустройству; К – участник публичных слушаний; М – генеральный директор ООО «ЭВРИКАн»; Т - главный специалист отдела территориального планирования и градостроительного зонирования комитета архитектуры и строительства; С – юрист по доверенности №107-АД от 10.09.2020; жители массива «Волков Лес» и другие участники согласно регистрационному листу (приложение №1 к протоколу) от 10.09.2020. Административный истец настаивает, что 11.09.2020 генеральный директор ООО «ЭВРИКАн» участия в заседании комиссии не принимал. Административный истец не отрицает участие данного лица в публичных слушаниях 10.09.2020. В период с 20.08.2020 по 10.09.2020 советом депутатов МО ФИО3 не принималось решения об изменении списочного состава комиссии публичных слушаний. Лица, заинтересованные в рассмотрении вопроса об установлении сервитута, не извещались никаким способом об изменении списочного состава комиссии.
Согласно части 6 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" итоговый документ общественных (публичных) слушаний должен в обобщенном виде содержать следующую информацию: о мнениях их участников, о поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях. Протокол заседания комиссии от 11.09.2020 не содержит сведений о проведении фактического опроса (подсчёта голосов) лиц, участвовавших в публичных обсуждениях. Протокол не содержит замечаний, поданных административным истцом; не содержит информацию об одобрении большинством участников слушаний каких-либо рекомендаций. В протоколе заседания комиссии отсутствует учёт высказанных гражданами предложений и замечаний. Согласно протоколу заседания комиссии от 11.09.2020 комиссией принято решение: принять постановление администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение… «Об установлении публичного сервитута…»; уведомить ООО «ЭВРИКАн» о принятии постановления администрации… «Об установлении публичного сервитута…». В соответствии с п.2.1 Положения об установлении публичных сервитутов на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов №152 от 27.04.2015 (с изменениями), публичные сервитуты устанавливаются постановлением администрации МО. При просмотре видеозаписи публичных слушаний 10.09.2020 можно установить, что участники слушаний не пришли к каким-либо решениям по поставленному на обсуждение вопросу о наложении сервитута.
Часть 21 статьи 5.1 ГрК Российской Федерации предусматривает, что организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний. Участниками публичных слушаний никаких рекомендаций для подготовки заключения по результатам слушаний не давалось, а потому и заключение о результатах публичных слушаний, проведенных 10.09.2020, сформировано быть не могло. Несмотря на это, в адрес административного истца поступило заключение №77/1 от 11.09.2020 о результатах публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана» (далее – заключение).
Часть 22 статьи 5.1 ГрК Российской Федерации устанавливает требования, предъявляемые к содержанию заключения по результатам публичных слушаний. Заключение от 11.09.2020, подписанное главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Е.Н.Б., не соответствует данным требованиям. В заключении не указаны замечания правообладателя земельного участка; в заключении отсутствуют аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учёта внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний. Заключение, опубликованное на официальном сайте организатора публичных слушаний, не содержит номера и даты его формирования. В поступившем административному истцу по почте экземпляре заключения номер и дата заключения уже проставлены: 77/1 от 11.09.2020. Заключение в средствах массовой информации опубликовано не было. Заключение было размещено только на официальном сайте МО ФИО3 11.09.2020, и в этот же день административным ответчиком было принято оспариваемое постановление.
Согласно тексту оспариваемого постановления оно принимается в целях обеспечения законных интересов правообладателей земельных участков, органов местного самоуправления и жителей муниципального образования. Согласно протоколу заседания комиссии публичных слушаний от 11.09.2020 секретарь комиссии ФИО9 в своём выступлении разъяснила присутствующим, что с момента формирования земельного участка он фактически используется в качестве автомобильной дороги для доступа неограниченного круга лиц, жителей микрорайона индивидуальной жилой застройки «Волков Лес» в пос.Тельмана (ул.Зелёная) к своим земельным участкам. Кроме того, улица Зелёная является единственным подъездным путём к памятнику федерального значения ансамбля «Зелёный пояс Славы» «Ижорский таран», гаражному кооперативу, а также к земельным участкам с кадастровыми номерами 47:26:0220001:211 и 47:26:0220001:214, находящимся в муниципальной собственности, предусмотренным Государственной программой Ленинградской области «Комплексное развитие сельских территорий Ленинградской области» в рамках подпрограммы «Современный облик сельских территорий» под размещение физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и универсальной спортивной площадки. Данные объекты прошли отбор, реализация проектов планируется в 2021-2023 гг. Административный истец просил предоставить для обозрения проект застройки территории под жилым массивом «Волков Лес». Данная просьба не была удовлетворена.
Из публичной кадастровой карты усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608 граничит с земельными участками, находящимися в частной собственности, земельным участком, принадлежащим Санкт-Петербургу и другими землями территории Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области. Правообладатели земельных участков ходатайств об установлении сервитута в органы местного самоуправления не подавали, на публичных слушаниях эти правообладатели высказали отрицательное мнение по вопросу установления публичного сервитута на спорный земельный участок, однако их мнение не было отражено в протоколе заседании комиссии публичных слушаний. Земельный участок, принадлежащий Санкт-Петербургу, огорожен забором в связи с прохождением по его территории полосы отвода высокоскоростной железной дороги; на территорию данной полосы проход и проезд запрещен. На территорию земель, находящихся в муниципальной собственности, граничащих со спорным земельным участком, доступ (проход и проезд) не ограничен с любой стороны. Граница населённого пункта проходит в 10 метрах от жилого массива «Волков Лес», что косвенно подтверждает, что данные метры предназначены для организации проезда и прохода по ул.Зелёная в жилом массиве. Таким образом, при проведении публичных слушаний организатор слушаний не обосновал необходимость использования спорного земельного участка под проход и проезд.
Согласно протоколу заседания комиссии публичных слушаний от 11.09.2020 участниками заседания акцентировалось внимание комиссии на возможность организовать проезд/проход по данной муниципальной полосе – ул.Зелёная, задавался вопрос, на каком основании данная земля перегорожена. Заместитель главы администрации МО ФИО3 ФИО5 разъяснил, что данный участок земли был предназначен для строительства альтернативной дороги; были проведены предварительные расчёты стоимости строительства, на данный момент ведутся работы кадастровыми инженерами. На заседании комиссии публичных слушаний Т – главный специалист отдела территориального планирования и градостроительного зонирования комитета архитектуры и градостроительства разъяснила, что есть две улицы Зеленые: улица Зелёная и дублёр улицы Зелёная. То есть на государственных землях есть ул.Зелёная, которая до сих пор административным ответчиком не обустроена для прохода и проезда жителей муниципального образования (основная улица). За этой улицей расположен земельный участок административного истца (дублёр улицы), по которому некоторые жители вынуждены проходить и проезжать из-за не обустройства основной улицы Зелёная. Улица Зелёная, в отличие от её дублёра, непосредственно примыкает к земельным участкам некоторых жителей массива «Волков Лес».
Трудности выезда из своих домовладений, согласно протоколу заседания комиссии публичных слушаний, возникли только у правообладателей земельных участков, расположенных на ул.Зелёная в жилом массиве «Волков Лес». 23.07.2018 администрацией муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области было принято постановление №116 «Об утверждении дорожной карты по решению основных проблем ИЖС «Волков Лес». В разделе «проблемные вопросы ИЖС «Волков Лес», возможные последствия» дорожной карты указано, что дорога по ул.Зелёная находится в собственности юридического лица, готовящегося использовать её по назначению (относится к категории земель сельскохозяйственного значения); последствия – затруднение проезда в ИЖС, невозможность проезда в домовладения, расположенные непосредственно на ул.Зелёная. В разделах «Основные мероприятия по решению, последствия выполнения мероприятий» значатся: С собственником достигнута договоренность о сохранении за дорогой её статуса и дальнейшей передаче дороги администрации поселения. С целью создания альтернативного проезда в ИЖС «Волков Лес» – подсыпка за счёт внебюджетных фондов «бесхозной дороги», ведущей в ИЖС «Волков Лес» между гаражным кооперативом и ООО «ДиКом». Предусмотреть возможность создания альтернативного проезда вдоль ул.Зелёная со стороны домовладений с целью исключения возможного использования ситуации с дорогой по ул.Зелёная бизнесом в своих целях, для чего при внесении изменений в ПЗЗ поселения предусмотреть проезд. Насколько известно административному истцу, административный ответчик в период 2018-2019 годов приступал к реализации Дорожной карты. Жители жилого массива «Волков Лес» пользуются созданным альтернативным проездом.
Также безосновательно установление публичного сервитута в отношении спорного земельного участка для целей прохода/проезда владельцев гаражей гаражного кооператива «Волков Лес». Насколько известно административному истцу, гаражный кооператив расположен на земельном участке по адресу: <...>. Согласно договору аренды от 12.10.2007 №05-01-26/з земельный участок площадью 34 530 кв.м был предоставлен администрацией Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области гаражному кооперативу «Волков Лес». Границы земельного участка, предоставленного гаражному кооперативу, не оформлены в установленном порядке до настоящего времени. Этот земельный участок с трёх сторон окружен дорогами, позволяющими обеспечить въезд/выезд, то есть альтернативный проход/проезд существует. Земельный участок административного истца непосредственно не граничит с земельным участком, на котором расположен гаражный кооператив, то есть непосредственного доступа с земельного участка административного истца в гаражный кооператив – нет. Всё это свидетельствует об отсутствии оснований для обустройства въезда/выезда из гаражного кооператива на земельный участок административного истца.
Согласно правоустанавливающим документам земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608 является участком сельскохозяйственного назначения. Со дня приобретения данного участка административный истец не имеет возможности его использовать в соответствии с видом разрешённого использования. Любые попытки начать использование земельного участка в соответствии с требованиями закона встречают на своём пути физические препятствия со стороны административного ответчика, который предпринимает попытки по не допуску спец.техники на территорию участка с целью его восстановления, вызывает представителей СМИ, о чём неоднократно сообщалось в Интернет газете – 47 news, в телевизионных новостях 47 канала, пытается возбудить дела об административных правонарушениях по различным основаниям. Тот факт, что спорный земельный участок самовольно использовался без согласия собственника участка жителями жилого массива «Волков Лес» для прохода/проезда, не может являться основанием для установления публичного сервитута.
Согласно оспариваемому постановлению сервитут устанавливается на территории всего земельного участка площадью 30 158 кв.м. Тогда как границы сервитута должны быть оптимальными, обоснованными и максимально необременительными для соответствующего земельного участка. Установление права прохода и проезда по спорному земельному участку возлагает на Общество с ограниченной ответственностью «ЭВРИКАн» дополнительное бремя содержания земельного участка в надлежащем состоянии в связи с ростом нагрузки на земельное покрытие и лишает правообладателя земельного участка возможности использовать его в соответствии с видом разрешенного использования – под сельскохозяйственные цели.
Согласно Приложению №1 к решению совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 27.04.2015 №152 «Положение установления публичных сервитутов на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» (с изменениями, внесёнными решением №178 от 20.08.2020 совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области) принимается решение об отказе в установлении публичного сервитута в случаях, если:
– установление публичного сервитута приведёт к невозможности использования земельного участка полностью и (или) по целевому назначению;
– цель, для достижения которой предполагалось установить публичный сервитут, может быть достигнута другим способом, в том числе путём установления частного сервитута;
– не представлено достаточного обоснования необходимости установления публичного сервитута.
Учитывая, что в рассматриваемом споре есть все три указанных выше случая, административный ответчик должен был принять решение об отказе в установлении публичного сервитута.
Регистр муниципальных нормативных правовых актов Ленинградской области является составной частью Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, который находится в открытом доступе на официальном портале «Нормативные правовые акты Российской Федерации», расположенный по электронному адресу: http://pravo.minjust.ru/. Регистр муниципальных нормативных правовых актов Ленинградской области не содержит информации о регистрации решения №177 от 20.08.2020, заключения от 11.09.2020 и оспариваемого постановления от 11.09.2020. Административный истец полагает, что отсутствие в регистре перечисленных муниципальных нормативных актов подтверждает обстоятельства, позволяющие признать оспариваемое постановление недействующим со дня его принятия (л.д.5-34).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала административный иск, пояснила, что, поскольку установленный в отношении земельного участка публичный сервитут распространяет своё действие на всю площадь участка, административный истец фактически лишен возможности использовать участок по целевому назначению, проход и проезд неопределенного круга лиц будет осуществляться по всей территории участка с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. Этот участок является дублёром улицы Зелёной, а улица Зелёная не восстановлена, поэтому по спорному земельному участку ездили. Административный ответчик в отзыве указывает, что спорный земельный участок в соответствии с генеральным планом МО Тельмановское сельское поселение, утвержденным приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 3 июня 2019 г. №29, является объектом улично-дорожной сети в границах поселка Тельмана. Это не соответствует действительности. В соответствии с указанным приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области спорный земельный участок находится в зоне Ж-2.1 «Зона обслуживания жилой застройки». Основные виды разрешенного использования: обслуживание жилой застройки, коммунальное обслуживание, связь, транспорт, автомобильный транспорт, земельные участки (территории) общего пользования. Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка может самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка без согласия органа местного самоуправления. На сегодняшний день собственник не намерен менять вид разрешенного использования.
Доводы, изложенные в заявлении административного истца №83 от 02.09.2020, в процессе публичных слушаний не оглашались и не рассматривались участниками публичных слушаний. На видеосъемке, приобщенной к материалам настоящего дела отчетливо видно, что публичные слушания во время активного обсуждения их участниками рассматриваемого вопроса были прекращены членом комиссии ФИО5, который рекомендовал участникам пообщаться с собственником, то есть административным истцом, в личном порядке, а сам покинул помещение, в котором проводились слушания. Членами комиссии было разъяснено участникам публичных слушаний, что вместо протокола на бумажном носителе ведется видеосъемка и аудиозапись публичных слушаний, что подтверждается видеозаписью, приобщенной к материалам настоящего дела. Доказательств ведения протокола от 10.09.2020 административным ответчиком при рассмотрении настоящего спора не представлено.
Суду представлено два печатных издания – газета «Tocнo Time» №9 (21) август 2020 года и газета «Tocнo Time» №9 (21) август 2020 года с листами № 2-5, на которых порядковый номер СМИ указан как №10 (22) август 2020. Газета с двойным номером 9(21) 10(22) является фальсифицированным доказательством, изготавливалась она специально для того, чтобы показать, что все нормативные документы опубликовывали именно в газете №10, которая фигурирует в заключении о результатах публичных слушаний и других документах. Заключение о результатах публичных слушаний было подписано 11.09.2020. Спецвыпуск №4 газеты «Тосно Time» подписан в печать 28.09.2020, дата выхода – 28.09.2020. 28 сентября выходит за пределы 10 дневного срока установленного для публикации Положением о публичных сервитутах.
Представитель административного ответчика ФИО2 административный иск не признал, пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608 был образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером 47:26:0220001:202, принадлежавшего ЗАО «Племхоз им.Тельмана» и приобретен административным ответчиком на основании договора купли-продажи в 2018 году, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. С момента образования микрорайона жилой застройки «Волков лес» (в 1993-1994 гг.) указанный земельный участок использовался как автомобильная дорога ЗАО «Племхоз им.Тельмана» для доступа сельскохозяйственной техники совхоза им.Тельмана к ранее принадлежавшим им сельскохозяйственным угодьям, а также местными жителями в качестве подъездной дороги. Пятно под жилую застройку «Волков лес» было предоставлено гражданам задолго до формирования и кадастрового учёта самостоятельного земельного участка под внутрихозяйственную дорогу, кроме того, согласно ранее действовавшему законодательству разработка проектов планировки для размещения жилой застройки не требовалась. В соответствии с п.2 ст.77 ЗК Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться сельскохозяйственные угодья, а также земли, в частности занятые внутрихозяйственными дорогами. Цели установления публичного сервитута перечислены в п.4 ст.23 ЗК Российской Федерации. В соответствии с генеральным планом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 04.12.2017 №555, а также в соответствии с положениями Правил землепользования и застройки, утвержденными приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 03.06.2019 №29, земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608 является объектом улично-дорожной сети в границах посёлка Тельмана.
Таким образом, установление публичного сервитута, призванного обеспечить проход и проезд неограниченного круга лиц, не нарушает правового режима использования земельного участка с кадастровым номером 47:26:0220001:608, а также не лишает собственника возможности использования земельного участка в соответствии с его изначальным функциональным назначением. При этом административный ответчик не преследует цели использования земельного участка под сельскохозяйственные цели, а создает препятствия местным жителям использовать земельный участок для осуществления прохода/проезда к принадлежащим им домовладениям, на территорию гаражного кооператива «Волков Лес», а также к памятнику федерального значения ансамбля «Зелёный пояс Славы» «Ижорский таран».
Решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области №177 от 20.08.2020 было опубликовано в официальном печатном издании муниципального образования – газете «Тосно Time» №9 (21) август 2020 года. Указанная газета свободно распространяется на территории Тельмановского сельского поселения, на момент проведения публичных слушаний в администрации, все экземпляры газеты были разобраны местными жителями и не были предоставлены участкам слушаний. В этот же день представители администрации были направлены в места распространения официальных печатных изданий, где и были получены необходимые экземпляры, копии которых были направлены участникам публичных слушаний, оставивших соответствующие запросы. В частности, административный истец направил в адрес административного ответчика письмо от 18.09.2020, и в установленный законом срок ему был предоставлен ответ с приложением копий испрашиваемых документов.
Муниципальные правовые акты были опубликованы в газете «Тосно Time» №9 (21). Первоначально газете был присвоен номер «10» и сохранился черновой вариант этой газеты. Потом, в результате сверки с номерами остальных газет, было установлено, что номер «9» отсутствует, и газете был присвоен номер «9». Черновой вариант номера газеты был «10». После того, как была выявлена техническая ошибка, номер газеты изменили, в публикацию она поступила за номером «9 (21)». При предоставлении в суд документов черновик предоставили к единственному правильному листу номер «9».
Административный истец направил в адрес административного ответчика письмо о несогласии с установлением публичного сервитута на земельный участок. На публичных слушаниях все изложенные в письме доводы административного истца были рассмотрены по существу.
Процедура проведения публичных слушаний на территории муниципального образования регламентирована главой 4 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 11.07.2013 №55 (далее – Положение №55). Продолжительность публичных слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов, при этом на момент, когда все вопросы по существу были разобраны, члены комиссии, включая председателя, озвучили, что если вопросов больше нет, то публичные слушания окончены. Со стороны участников и приглашённых лиц не последовало возражений. Предложение местных жителей о выкупе земельного участка не было реализовано административным ответчиком в связи с тем, что административный истец игнорировал неоднократные письма административного ответчика с предложением о выкупе земельного участка.
Протокол общественных слушаний велся непосредственно на публичных слушаниях и был подписан членами комиссии 10.09.2020. Выписка из протокола была подготовлена и подписана членами комиссии 11.09.2020. Заключение о результатах публичных слушаний было подготовлено и подписано главой муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ.
Публичные слушания состоялись 10 сентября, протокол велся секретарём Т.Е.А.. На следующий день была сделана выписка из протокола, которая была выдана административному истцу. В заключении была допущена ошибка в указании даты публичных слушаний.
В соответствии с решением №177 председателем комиссии была назначена Е.Н.Б., глава муниципального образования; секретарем комиссии назначена Т.Е.А., начальник отдела по УМИ, градостроительству и землеустройству; членами комиссии – ФИО5 – заместитель главы администрации; Т – главный специалист отдела территориального планирования и градостроительного зонирования комитета архитектуры и строительства. Остальные перечисленные в выписке из протокола граждане являлись участниками публичных слушаний, а не обязательными членами комиссии. В случае отсутствия отдельных членов комиссии на публичных слушаниях не требуется выносить отдельный нормативный акт. Ввиду наличия обязательных членов комиссии, она была правомочна проводить публичные слушания.
В заключении о публичных слушаниях в качестве информации о предложениях и замечаниях указано письмо – требование административного истца №83 от 02.09.2020, поскольку иные высказанные замечания, внесенные иными участниками публичных слушаний, совпали с предложениями и замечаниями административного истца; они были обобщены, что допускается. Рекомендации организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учёта внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний указаны в заключительной части заключения о результатах публичных слушаний. Согласно п.4.10 Положения №55 заключение о результатах публичных слушаний с указанием позиций и мнений, высказанных их участниками, были опубликованы в течение 10 дней в печатном издании газете «Тосно Time» спецвыпуск №4 от сентября 2020 года.
Постановление администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 11 сентября 2020 г. №180 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана» устанавливает сервитут в целях обеспечения законных интересов правообладателей земельных участков, органов местного самоуправления и жителей муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, то есть в интересах неограниченного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), указать их в постановлении в качестве заинтересованных лиц, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Между тем земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608 используется в качестве автомобильной дороги, для доступа: в микрорайон индивидуальной жилой застройки «Волков лес»; к памятнику федерального значения ансамбля «Зелёный пояс Славы» «Ижорский таран»; к гаражному кооперативу «Волков лес»; к земельным участкам с кадастровыми номерами 47:26:0220001:211 и 47:26:0220001:214, находящимся в муниципальной собственности, предусмотренным Государственной программой Ленинградской области «Комплексное развитие сельских территорий Ленинградской области» в рамках подпрограммы «Современный облик сельских территорий» под размещение физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и универсальной спортивной площадки.
Довод о том, что для прохода и проезда достаточно 2 метров является несостоятельным ввиду того, что вдоль земельного участка, по обеим его сторонам проходит достаточно глубокая водоотводящая канава, не позволяющая использовать для прохода и проезда обочину; земельный участок, несмотря на большую площадь, имеет вытянутую форму (т.к. формировался под дорогу), характерную для дороги (л.д.153-158).
Земельный участок приобретался административным истцом и использовался как автомобильная дорога. Ширина участка составляет примерно 10-15 метров, кроме самой дороги с грунтовым покрытием включает в себя две большие водоотводящие канавы с двух сторон от дороги. Собственник никогда не предпринимал действий по посадке сельскохозяйственных культур, восстановлению плодородного слоя. В соответствии с генеральным планом земельный участок относится к дороге местного значения. Иного возможного варианта доступа части местных жителей ФИО6 леса нет. Проект альтернативной дороги не был реализован, было принято решение об изъятии земельного участка, чтобы урегулировать вопрос с движением в данном месте. Сейчас необходимые процедуры для этого проводятся. Будет подготовлен паспорт автомобильной дороги, и она будет включена в реестр автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с положениями Земельного кодекса, положениями ст.5.1 Градостроительного кодекса, при установлении публичного сервитута не предусмотрена процедура проведения публичных слушаний. Публичные слушания, как это указано в решении №177, были проведены в целях выявления и учёта мнения интересов жителей муниципального образования и только.
К участию в деле заинтересованным лицом привлечен совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (л.д.141, 143). Представитель заинтересованного лица ФИО2 поддержал позицию административного ответчика.
Прокурор Николаев Р.И. дал заключение об обоснованности административного иска, пояснил, что согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации, а также обеспечения благоприятных условий на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Из материалов дела следует, что публичный сервитут установлен в отношении всего земельного участка, принадлежащего ООО «ЭВРИКАн» на праве собственности, по виду целевого назначения земельного участка «для сельскохозяйственного назначения», установление сервитута делает невозможным использование земельного участка по его целевому назначению, то есть лишает права пользования земельным участком в полном объёме. Таким образом, установление сервитута на указанном земельном участке противоречит интересам юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса (п. 1). Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (п. 2).
Публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (пп. 1 п. 4).
Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (п. 5). Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении (п. 7).
Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (п. 8).
Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель (п. 9).
Судом установлено, что решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 20 августа 2020 г. №177 были назначены публичные слушания в форме открытого заседания по проекту постановления администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана»; проведение публичных слушаний назначено на 10 сентября 2020 г. в 17:00 по адресу: <...> этаж. Решением №177 была сформирована комиссия по организации и проведению публичных слушаний в следующем составе: председатель комиссии – Е.Н.Б., глава муниципального образования; заместитель председателя комиссии – ФИО4, глава администрации; секретарь комиссии – Т.Е.А., начальник отдела по УМИ (управлению муниципальным имуществом), градостроительству и землеустройству; члены комиссии: П.В.А., К.Е.Ф. – депутаты совета депутатов; ФИО5 – заместитель главы администрации; ФИО7 – заместитель главы администрации; ФИО8 – главный специалист отдела по УМИ (управлению муниципальным имуществом), градостроительству и землеустройству; представитель <адрес> (по согласованию), представитель администрации Тосненского района Ленинградской области (по согласованию), два жителя муниципального образования (по согласованию). Установлено, что предложения заинтересованных лиц по вопросу, выносимому на публичные слушания, принимаются в письменной форме секретарем комиссии по организации и проведению публичных слушаний по рабочим дням до 9 сентября 2020 г., с 9 до 16 часов в здании администрации по адресу: <...>, каб.13 (л.д.50-51). К решению в качестве приложения прилагался проект постановления администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана» (л.д.53-54).
Решение №177 было опубликовано в газете муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области «Тосно Time», №9 (21) август 2020 года, с датой выхода 24.08.2020 (л.д.208).
В соответствии с решением №177 генеральному директору ООО«ЭВРИКАн» М направлено уведомление от 25.08.2020 о проведении публичных слушаний (л.д.55).
8 сентября 2020 г. в администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области зарегистрировано заявление ООО «ЭВРИКАн» о несогласии с установлением публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, которое содержит доводы, аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении (л.д.56-58).
В назначенные время и месте состоялись публичные слушания, в ходе которых секретарь комиссии ФИО10 (Т.Е.А.) Е.А. сделала доклад с обоснованием необходимости установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608. В ходе публичных слушаний выступили Т – главный специалист отдела территориального планирования и градостроительного зонирования комитета по архитектуре и строительству, которая поддержала доводы доклада; генеральный директор ООО «ЭВРИКАн» М и К выступили против установления сервитута, заявили, что единственный путь разрешения вопроса для использования земельного участка для проезда – это изъятие земельного участка или его части (л.д.59-60).
11 сентября 2020 г. главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Е.Н.Б. составлено заключение о результатах публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана, которым признала публичные слушания состоявшимися, их процедуру, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, и рекомендовала к утверждению проект постановления администрации (л.д.61-62).
Данное заключение без указания даты и номера в тот же день было размещено на сайте администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (л.д.63-66), опубликовано в спецвыпуске №4 сентября 2020 года газеты муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области «Тосно Time», с датой выхода 28.09.2020 (л.д.131).
11 сентября 2020 г. администрацией муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области принято постановление №180 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана», которым установлен публичный сервитут площадью 30 158 кв.м в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана; категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. Правообладателем земельного участка является Общество с ограниченной ответственностью «ЭВРИКАн». Срок установления публичного сервитута – 49 лет. Цель установления публичного сервитута: в соответствии с пп.1 п.4 ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации для прохода или проезда через земельный участок (л.д.67-68, 184-185).
Постановление было опубликовано в спецвыпуске №2.1 сентябрь 2020 года газеты муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области «Тосно Time», с датой выхода 18.09.2020 (л.д.160).
Из содержания ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет вопросы о нарушении оспариваемым актом прав административного истца, о соблюдении процедуры принятия нормативного правового акта и его соответствии нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Оценивая соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд пришёл к выводу о том, что постановление об установлении публичного сервитута принято административным ответчиком в пределах полномочий, установленных статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд отвергает доводы административного искового заявления о том, что при проведении 10.09.2020 публичных слушаний протокол публичных слушаний на бумажном носителе не вёлся; что выданный административному истцу протокол заседания комиссии публичных слушаний по проекту постановления администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана» от 11.09.2020 не может являться протоколом публичных слушаний 10.09.2020; и на основании протокола от 11.09.2020 не могло быть дано заключение о результатах публичных слушаний.
Как пояснил свидетель М,М.Ю., выданный административному истцу и представленный в материалы дела протокол заседания комиссии публичных слушаний по проекту вышеуказанного постановления (л.д.59-60), верно отражает ход публичных слушаний, но имеет неполноту. Протокол датирован 11 сентября 2020 г., что является ошибкой, поскольку публичные слушания были проведены 10 сентября 2020 г., что подтвердили и другие свидетели. То есть публичные слушания были проведены в назначенные время и месте. Никакого другого мероприятия по обсуждению проекта постановления администрации 11 сентября 2020 г. с участием лиц из комиссии, назначенной решением №177, не проводилось. Ошибочная дата протокола от 11 сентября 2020 г. перешла заключение о результатах публичных слушаний. Требование немедленно представить протокол публичных слушаний является необоснованным, протокол изготавливается по окончании публичных слушаний.
Из протокола следует, что генеральному директору ООО «ЭВРИКАн» М и К была предоставлена возможность в ходе публичных слушаний высказать свои возражения. В протоколе отражены требования жителей муниципального образования. В заключении о результатах публичных слушаний отражено заявление административного истца о несогласии с установлением публичного сервитута (л.д.59-62).
Доводы административного искового заявления о непубликации решения №177, заключения о результатах публичных слушаний и оспариваемого постановления опровергаются представленными в материалы дела номерами газеты «Тосно Time».
В соответствии с пунктами 8 - 9 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием. При наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон, сервитут должен быть, прежде всего, наименее обременительным для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.
Между тем, земельный участок административного истца относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. Публичный сервитут установлен на площадь всего земельного участка, то есть использовать этот земельный участок по иному назначению, кроме проезда транспорта невозможно, следовательно, собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием. Установление публичного сервитута в данном случае противоречит его сути, поскольку из содержания статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что сервитутом является право ограниченного пользования земельным участком. При использовании всей площади земельного участка для проезда, право пользования земельным участком другими лицами не является ограниченным. Кроме того, суд находит, что административный ответчик не представил суду убедительных доказательств невозможности обеспечить интересы неопределенного круга лиц в проходе и проезде именно по земельному участку административного истца; доказательства того, что отсутствуют альтернативные варианты прохода и проезда в микрорайон индивидуальной жилой застройки «Волков лес»; к памятнику федерального значения ансамбля «Зелёный пояс Славы» «Ижорский таран»; к гаражному кооперативу «Волков лес»; к земельным участкам с кадастровыми номерами 47:26:0220001:211 и 47:26:0220001:214, находящимся в муниципальной собственности, предусмотренным Государственной программой Ленинградской области «Комплексное развитие сельских территорий Ленинградской области» в рамках подпрограммы «Современный облик сельских территорий» под размещение физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и универсальной спортивной площадки.
Судом не могут быть приняты во внимание ссылки административного ответчика на то, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608 является объектом улично-дорожной сети в границах посёлка Тельмана. В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено градостроительное зонирование территорий муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу части 6 этой же статьи Кодекса, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
По общему правилу, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает запрет на установление градостроительных регламентов для земель сельскохозяйственных угодий, градостроительное зонирование, а также виды разрешенного использования таких земельных участков не устанавливаются, вследствие чего и не могут быть изменены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью «ЭВРИКАн» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 11 сентября 2020 г. №180 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана».
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Взыскать с администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭВРИКАн» 4500 руб. в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (25 марта 2021 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.
Судья: подпись