Дело № 2а- 6087/2020 02 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.
при секретаре Басалаевой Н.А.,
с участием представителя административных ответчиков Кинда А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Королевой Инессы Юрьевны к Прокуратуре Приморского района Санкт-Петербурга, заместителю прокурора Приморского района Санкт-Петербурга младшему советнику юстиции Рагимову Р.А., прокуратуре города Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
03 июня 2019 года Королева И.Ю. направила в электронном виде в адрес прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга заявление о совершении заместителем главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга Никаноровым А.В.административного правонарушения по статье 5.39 и статье 5.59 КоАП РФ, с приложенными документами. В обращении просила провести проверку и принять меры прокурорского реагирования к устранению нарушений законодательства и восстановлению нарушенных прав и свобод Королевой Инессы Юрьевны (л.д. 23-41, 53-65 том 1).
Указанное обращение зарегистрировано в прокуратуре Приморского района Санкт-Петербурга 04 июня 2019 года (л.д. 53 том 1).
03 июля 2019 года на электронный адрес административного истца прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга направлен ответ на обращение за №682ж19 от 03 июля 2019 года, из которого следует, что по обращению Королевой И.Ю. от 04 июня 2019 года по вопросу привлечения к административной ответственности по статье 5.59, статье 5.39 КоАП РФ виновных должностных лиц администрации Приморского района Санкт-Петербурга в связи с ненадлежащим рассмотрением заявления от 29 апреля 2019 года, проведена проверка.
По итогам проверки, прокуратурой района вынесены 2 определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 и ст. 5.39 КоАП РФ соответственно, в отношении временно исполняющего обязанности главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга Никанорова А.В. на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Также указано, что в рамках проверки при рассмотрении заявлений Королевой И.Ю. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ выявлены нарушения требований КоАП РФ в части сроков принятия процессуального решения и своевременности его направления Королевой И.Ю.
Данные факты будут включены в обощенное представление на имя главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга. О результатах его рассмотрения Королева И.Ю. вправе, в дальнейшем, узнать в прокуратуре района по истечении установленного законом срока на рассмотрение (1 месяц после внесения представления) (л.д. 11 том 1).
Королева И.Ю. 04 октября 2019 года обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия сотрудника прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в уклонении от надлежащего рассмотрения обращения, направления истцу надлежащей информации по выявленным нарушениям и вынесения по выявленным нарушениям постановлений по делу об административном правонарушении.
В качестве меры по восстановлению своих прав, административный истец просит обязать прокуратуру Приморского района Санкт-Петербурга совершить в отношении Королевой И.Ю. действия в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
В обоснование заявленных требований указывает, что действия по уклонению от надлежащего рассмотрения обращения, направления истцу надлежащей информации по выявленным нарушениям нарушает право истца на доступ к правосудию. Обращение не разрешено и не восстановлены нарушенные права, не обеспечено объективное, всестороннее и полное рассмотрение обращения, надлежащая проверка не проведена и не дана оценка всем изложенным в обращении заявителя фактам, указывающим на нарушения законодательства, меры прокурорского реагирования не приняты, сокрыта информация о выявленных нарушениях, ответ по существу не предоставлен, что повлекло продолжение противоправных действий и лишило заявителя права на защиту и доступ к правосудию.
Ответчиком выявлены нарушения, однако вопреки требованиям закона, ответчик не предпринял действий для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности и вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Направления истцу надлежащей информации о выявленных нарушениях.
Определением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2019 года производство по административному делу № 2а-11460/2019 по административному иску Королевой Инессы Юрьевны к прокуратуре Приморского района города Санкт-Петербурга, заместителю прокурора Приморского района города Санкт-Петербурга, прокуратуре Санкт-Петербурга о признании незаконными действий прекращено (л.д. 125-129 том 1).
Апелляционным определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 10 марта 2020 года определение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2019 года в части прекращения производства по административному делу № 2а-11460/2019 по административному иску Королевой Инессы Юрьевны об оспаривании бездействия прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга при рассмотрении заявления Королевой Инессы Юрьевны от 03 июня 2019 года отменено. Дело направлено для рассмотрения в Приморский районный суд Санкт-Петербурга в указанной части требований. В остальной части определение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2019 года оставлено без изменения, частная жалоба – без удовлетворения (л.д. 224-228 том 1).
Административный истец Королева И.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом (л.д. 35-36, 39 том 2).
Представитель административных ответчиков прокуратуры города Санкт-петербурга, прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга по доверенности помощник прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Кинда А.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала представленные возражения на административное исковое заявление (л.д. 40-41 том 2).
Административный ответчик заместитель прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Рагимов Р.А. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом (л.д. 38 том 2), заявлений и ходатайств не представил.
Выслушав представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (часть 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45.
Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.
Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации (п.1.1).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.06.2019 Королева И.Ю. обратилась в прокуратуру Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила провести проверку и принять меры прокурорского реагирования к устранению нарушений законодательства и восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя.
В заявлении административным истцом, в том числе указывалось, что надлежащими доказательствами подтверждены факты нарушений замглавы администрации района порядка рассмотрения обращений граждан и сроков направления уведомления о вынесении определения по административному делу, а также неправомерный отказ в предоставлении информации, предусмотренной федеральными законами, совокупность признаков которых образует состав административного правонарушения по ст. 5.39 и ст. 5.59 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностное лицо (л.д. 23-24, 53-54 том 1).
Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, предусмотрено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю (пункт 3.1).
В соответствии с ч. 1 ст. 27 названного Федерального закона прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 указанного Федерального закона.
Согласно п. 6.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.
Как следует из материалов дела, 31 июля 2019 года на имя главы администрации района прокуратурой района было внесено обобщенное представление по фактам, выявленных нарушений в деятельности администрации района за истекший период 2019 года. В указанное представление включены и факты нарушений, выявленные по обращению Королевой И.Ю.
В частности в представлении указано, что ни один из ответов администрации Приморского района Санкт-Петербурга на заявление Королевой И.Ю. не содержал сведений о ходе и результатах рассмотрения заявления о совершении административного правонарушения по статье 9.13 КоАП РФ в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Процессуальное решение – определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ – принято только 16.05.2019 года. Сведений о причинах длительного рассмотрения заявления от 28 марта 2019 года и невозможности принять процессуальное решение в 30-дневные сроки, не представлено. Документы, подтверждающие направление данного определения Королевой И.Ю. в сроки, установленные ч.5 ст. 28.1, ч.2 ст. 29.11 КоАП РФ, также не представлены.
На повторное обращение Королевой И.Ю. дан ответ от 22.05.2019 года. Вместе с тем, копия определения об отказе в возбуждении дела об администативном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ от 16.05.2019 года в адрес заявителя повторно не направлена.
По состоянию на момент проверки прокуратуры района 03.07.2019 года копия процессуального решения Королевой И.Ю. не получена, чем нарушены ее права, предусмотренные ст. 25.2, 28.1, 29.10, главой 30 КоАП РФ.
Причинами и условиями нарушения законодательства явилось игнорирование работниками и ответственными лицами администрации Приморского района требований действующего законодательства, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Последствиями являются нарушения прав граждан, нарушение законности и формирование негативной правоприменительной практики (л.д. 51-60 том 2).
Таким образом, в деятельности администрации района (как органа административной юрисдикции) по результатам проверки были выявлены нарушения требований КоАП РФ в части сроков принятия процессуального решения и своевременности его направления Королевой И.Ю.
Как следует из пояснений представителя административных ответчиков, указанное представление рассмотрено в администрации района 06.09.2019 года.
В ответе от 03.07.2019 Королевой И.Ю. был разъяснен порядок получения информации о результатах рассмотрения представления, в которое включены факты нарушений, выявленные по ее обращению, а именно – о результатах рассмотрения обобщенного представления Королева И.Ю. вправе, в дальнейшем, узнать в прокуратуре района по истечении установленного законом срока на рассмотрение (1 месяц после внесения представления) (л.д. 11 том 1).
На обращение Королевой И.Ю. от 03.06.2019 года (зарегистрировано 04.06.2019 года), прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга в адрес административного истца (на электронный адрес) 03.07.2019 года направлен ответ за исходящим № 682ж19 за подписью заместителя прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Рагимова Р.А., то есть с соблюдением 30-дневного срока, предусмотренного ч.1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, п. 5.1 Инструкции.
Исходя из вышеизложенного, с целью искоренения противоправной практики в конкретном органе административной юрисдикции и недопущению подобных нарушений впредь, прокурор принял соответствующие меры прокурорского реагирования по заявлению Королевой И.Ю.
При этом, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» сроки внесения представления после выявления нарушений не установлены.
Согласно Приказу Генерального прокурора Российской Федерации №195 от 07.12.2007 прокурор обязан при внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством. Вмешательство органов прокуратуры должно быть правомерно, своевременно и обоснованно.
Представление, как правило, применяется в виде итогового акта прокурорского реагирования, обобщая несколько нарушений закона. Необоснованное дробление актов прокурорского реагирования недопустимо, поскольку ведет к искажению статистической отчетности и фактическому состоянию законности.
Действующим законодательством обязанность по дополнительному информированию заявителя о результатах рассмотрения принятых мер прокурорского реагирования не предусмотрено. Вместе с тем заявитель при обращении в прокуратуру вправе в любое время получить указанную информацию.
Кроме того, заявитель по письменному заявлению вправе ознакомиться с материалами проверки по своему обращению в прокуратуре района, в том числе, копировать данные материалы собственными техническими средствами.
Сведений об обращении Королевой И.Ю. в прокуратуру Приморского района за получением информации как о самом представлении от 31.07.2019 года, так и о результатах его рассмотрения, вплоть до 05.10.2019 года, не представлено. Также не содержат материалы дела и сведений об обращении Королевой И.Ю. в прокуратуру Приморского района Санкт-Петербурга и с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.
Как следует из материалов дела, за получением информации о результатах рассмотрения представления Королева И.Ю. обратилась в прокуратуру Приморского района Санкт-Петербурга только 05 октября 2019 года (обращение зарегистрировано в прокуратуре Приморского района Санкт-Петербурга 07 октября 2019 года) (л.д. 61-63 том 2).
На указанное обращение 21 октября 2019 года Королевой И.Ю. (на адрес электронной почты) дан ответ, в котором указано, что представление на имя главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 31 июля 2019 года, в которое были включены факты нарушения должностными лицами администрации Приморского района Санкт-Петербурга сроков принятия процессуального решения и своевременности его направления Королевой И.Ю., рассмотрено, удовлетворено. Руководством администрации района проведено совещание, в том числе, с сотрудниками отдела социальной защиты населения по вопросу неукоснительного соблюдения требований КоАП РФ при реализации функций органа административной юрисдикции.
Также Королевой И.Ю. разъяснено право, в случае несогласия с данным ответом, обжаловать его вышестоящему прокурору либо в суд (л.д. 64 том 2).
Таким образом, прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга дана оценка деятельности должностных лиц администрации Приморского района Санкт-Петербурга.
Бездействия административными ответчиками при рассмотрении обращения Королевой И.Ю., выразившегося в ненаправлении надлежащей информации по выявленным нарушениям и вынесения по выявленным нарушениям постановлений по делу об административном правонарушении, не допущено.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что административными ответчиками соблюден порядок и сроки, установленные действующим законодательством, при рассмотрении обращения административного истца, нарушения прав последнего действиями, бездействием административных ответчиков не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Королевой Инессы Юрьевны к Прокуратуре Приморского района Санкт-Петербурга, заместителю прокурора Приморского района Санкт-Петербурга младшему советнику юстиции Рагимову Р.А., прокуратуре города Санкт-Петербурга о признании незаконными бездействия, отказать.
Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2020 года.