ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6092/2016 от 26.09.2016 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2а-6092/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2016 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи – О.О.Устьянцевой-Мишневой,

при секретаре судебного заседания – В.Б. Самсоновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вдовина А. И. к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

Вдовин А.И. обратился в Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре с административным исковым заявлением к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными действий (бездействия), ссылаясь на следующие обстоятельства. Главной обязанностью ответчика является обеспечение перевозок горожан транспортом общего пользования, владельцы которого обязательно должны быть в реестре перевозчиков. Однако, по г.Комсомольску-на-Амуре безнаказанно возят горожан незаконные перевозчики, не имеющие схем маршрутов, не входящие в реестр перевозчиков. При этом, ответчик заявляет, что он не вправе вмешиваться в деятельность частных перевозчиков, то есть отказывается выполнять свою обязанность по обеспечению безопасности перевозок граждан. Просит суд признать незаконным бездействие ответчика, нарушающим права горожан и права истца.

В судебное заседание административный истец Вдовин А.И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка в получении судебной повестки. Представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации г.Комсомольска-на-Амуре не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации г.Комсомольска-на-Амуре. Представлен письменный отзыв.

Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие административного истца Вдовина А.И., административного ответчика.

Суд, ознакомившись с административным исковым заявлением, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Обращаясь с административным исковым заявлением в суд истец Вдовин А.И. ссылается на то обстоятельство, что по г.Комсомольску-на-Амуре безнаказанно возят горожан незаконные перевозчики, не имеющие схем маршрутов, не входящие в реестр перевозчиков. При этом, ответчик заявляет, что он не вправе вмешиваться в деятельность частных перевозчиков, то есть отказывается выполнять свою обязанность по обеспечению безопасности перевозок граждан.

Положениями ст. 218 КАС РФ определено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу статьи 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Пунктом 4 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 к требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относятся: обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности; обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В соответствии со статьей 19 указанного закона свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

При этом статей 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены понятия карты маршрута регулярных перевозок, как документа, содержащего сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту и паспорта маршрута регулярных перевозок, как документа, включающего в себя сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по данному маршруту.

В силу статьи 17 вышеуказанного закона карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

На основании решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29 июля 2015 года №71 «Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», уполномоченном на осуществление функций по организации регулярных перевозок» администрация города Комсомольска-на-Амуре является уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным Законом №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы местного самоуправления.

В соответствии с п.1 Федеральный Закон от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с п.1 решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.07.2015 г. № 71 «Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», уполномоченном на осуществление функций по организации регулярных перевозок» администрация города Комсомольска-на-Амуре является уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом от 13.07.2015 года № 220-ФЗ на органы местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 19 п.3 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Согласно ст.39 Федерального закона № 220-ФЗ на основании действующих договоров и предоставленных перевозчиками сведений был составлен и размещен на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре реестр регулярных маршрутов автомобильного транспорта общего пользования муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» по нерегулируемым тарифам, в котором содержатся сведения относительно всех перевозчиков осуществляющих перевозки в г.Комсомольске-на-Амуре по регулярным маршрутам.

Во исполнение данного Федерального закона 18.07.2016 г. были выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрутов частным перевозчикам, сведения о которых были включены в реестр.

Таким образом, перевозчики, сведения о которых внесены в реестр регулярных маршрутов автомобильного транспорта общего пользования муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» по нерегулируемым тарифам, осуществляют перевозчики г. Комсомольска-на-Амуре на законных основаниях. Выданные свидетельства хранятся у частных перевозчиков.

Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона № 220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок: наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок.

Также необходимо учесть, что на орган местного самоуправления не возложены обязательства по осуществлению контроля за перевозчиками, сведения о которых не включены в реестр регулярных маршрутов автомобильного транспорта общего пользования муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

В соответствии со статьей 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В обоснование требований административным истцом представлен ответ администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата), согласно которому, ИП Нестерову С.П., а в дальнейшем ИП Павловой М.П. было отказано в согласовании схемы движения автобусного маршрута (№).

Так, согласно сведениям из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в реестр индивидуальный предприниматель Павлова И.П. не внесена.

Таким образом, на орган местного самоуправления не возложены обязательства по осуществлению контроля за перевозчиками, сведения о которых не включены в реестр регулярных маршрутов автомобильного транспорта общего пользования муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

Кроме того, административным истцом Вдовиным А.И. не представлено доказательств того, что по г.Комсомольску-на-Амуре безнаказанно возят горожан незаконные перевозчики, не имеющие схем маршрутов, не входящие в реестр перевозчиков, не указаны номера данных маршрутов, не представлены доказательства, подтверждающие факты незаконных перевозок, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения данного административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Вдовина А. И. к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными действий (бездействия), - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

Судья О.О.Устьянцева-Мишнева