ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6097/18 от 18.12.2018 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-6097/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 18 декабря 2018 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному иску администрации г. Сочи об оспаривании постановления заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю Габараева В.О. о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – администрация г.Сочи обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным иском, в котором просит признать незаконными действия заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю Габараева В.О. в части вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству о взыскании исполнительного сбора; отменить постановление судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю В.О. Габараева от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству о взыскании исполнительного сбора.

В обоснование заявленных требований указал, что постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю Габараева В.О. от ДД.ММ.ГГГГ с администрации г.Сочи взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Основанием для вынесения указанного постановления послужили материалы исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Центрального районного суда г. Сочи по делу по исковому заявлению прокурора г.Сочи в интересах ФИО1 к администрации г.Сочи и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. Решение Центрального районного суда г.Сочи вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Данным решением на администрацию г. Сочи возложена обязанность предоставить ФИО1, <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.

Администрация города Сочи считает постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю Габараева В.О. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора незаконным по следующим основаниям.

Так, между администрацией города Сочи и министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение о предоставлении в 2013 году субвенций из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Сочи.

Указанные субвенции, в соответствии с пунктом 1.1 соглашения, переданы городу Сочи на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Таким образом, доведение финансирования на реализацию переданных государственных полномочий в размере, не позволяющем осуществлять приобретение жилых помещений в городе Сочи, препятствует исполнению переданных отдельных государственных полномочий по приобретению жилых помещений и включению таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законами Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О краевом бюджете на 2016 год», от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» установлено, что распределение субсидий местным бюджетам из краевого бюджета между муниципальными образованиями Краснодарского края устанавливается законами Краснодарского края и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Законом также установлено, что неиспользованные межбюджетные трансферты, предоставленные из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в краевой бюджет в сроки и порядке, которые установлены министерством финансов Краснодарского края.

В соответствии с пунктом 2 статьи 140 БК РФ финансовое обеспечение переданных полномочий должно осуществляться в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий.

Таким образом, администрация города Сочи наделена отдельными государственными полномочиями и приобретение помещений для отдельных категорий граждан осуществляется исключительно в пределах доводимых субвенций.

Учитывая изложенные обстоятельства, представитель административного истца полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора является необоснованным.

В судебное заседание представитель административного истца администрации г. Сочи, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, в адресованном суду ходатайстве просил о рассмотрении административного искового заявления по существу в его отсутствие

Административный ответчик - заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю Габараев В.О. надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, также просил отказах в удовлетворении административного иска.

Административные ответчики – Центральный районный отдел судебных приставов Управления УФССП по Краснодарскому краю, УФССП России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили о рассмотрении административного иска в свое отсутствие не просили.

Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст.360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 названного Кодекса.

В силу ч.3 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Специальный срок на обжалование действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлен ст.122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), согласно которой жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч.3 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.122 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, суд учитывает, что обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю Габараевым В.О.ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора получено администрацией г.Сочи только ДД.ММ.ГГГГ, дату первоначальной подачи административного искового заявления – ДД.ММ.ГГГГ, которое было возвращено определением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия приказа о назначении на должность представителя администрации г. Сочи, направленной в адрес администрации г.Сочи только ДД.ММ.ГГГГ и дату подачи настоящего административного искового заявления – ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями подлежит восстановлению.

Как установлено в судебном заседании, решением Центрального районного суда г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора г.Сочи в интересах ФИО1 к администрации г.Сочи и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. На Министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для ФИО1, <данные изъяты>. На администрацию г. Сочи возложена обязанность предоставить ФИО1, <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.

Решение Центрального районного суда г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по указанному гражданскому делу вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Центрального РОСП г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю Габараева В.О. на основании исполнительного листа серии ФС , выданного Центральным районным судом города Сочи ДД.ММ.ГГГГ 16, возбуждено исполнительное производство в отношении администрации г.ёСочи, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с частями 2, 7 ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением требования исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Центрального РОСП г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю Габараевым В.О. вынесено оспариваемое постановление о взыскании с администрации г. Сочи исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В силу ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).

Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004г. -КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению, в том числе, вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. ст. 2,5 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», лицам указанной категории уполномочены органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов.

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда.

Между администрацией города Сочи и министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение о предоставлении в 2013 году субвенций из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Сочи.

Указанные субвенции, в соответствии с пунктом 1.1 соглашения, переданы городу Сочи на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Таким образом, доведение финансирования на реализацию переданных государственных полномочий в размере, не позволяющем осуществлять приобретение жилых помещений в городе Сочи, препятствует исполнению переданных отдельных государственных полномочий по приобретению жилых помещений и включению таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в случае необеспеченности или частичной обеспеченности осуществления отдельных государственных полномочий финансовыми средствами и материальными ресурсами органы местного самоуправления реализуют их.

В соответствии со статьями 19, 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Законами Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О краевом бюджете на 2016 год», от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» установлено, что распределение субсидий местным бюджетам из краевого бюджета между муниципальными образованиями Краснодарского края устанавливается законами Краснодарского края и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Законом также установлено, что неиспользованные межбюджетные трансферты, предоставленные из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в краевой бюджет в сроки и порядке, которые установлены министерством финансов Краснодарского края.

В соответствии с пунктом 2 статьи 140 БК РФ финансовое обеспечение переданных полномочий должно осуществляться в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий.

Таким образом администрация города Сочи наделена отдельными государственными полномочиями и приобретение помещений для отдельных категорий граждан осуществляется исключительно в пределах доводимых субвенций.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания с должника исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось. Правовой статус администрации г. Сочи, которая не вправе самостоятельно распоряжаться средствами бюджетов, а также неисполнение Министерством труда и социального развития Краснодарского края обязанности произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для ФИО1 по решению Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации г. Сочи об оспаривании постановления заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю Габараева В.О. о взыскании исполнительского сбора – удовлетворить.

Отменить постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю Габараева В. О. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству , возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.А. Власенко

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»