Дело № 2а-609/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Панковой С.В.
при секретаре Корнюшка Е.В.
помощник судьи Гуцул О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению депутата Думы ЗАТО Северск ФИО1 к Мэру ЗАТО Северск ФИО2, Администрации ЗАТО Северск о признании бездействия должностного лица органа местного самоуправления незаконным,
установил:
административный истец депутат Думы ЗАТО Северск ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании бездействия Мэра ЗАТО Северск ФИО2, выразившегося в отказе предоставить во время заседания Думы ЗАТО Северск информацию в форме ответов на вопросы, заданные административным истцом на 22 сессии Думы 22.02.2022 по вопросам повестки дня сессии «Об утверждении отчета о деятельности Мэра ЗАТО Северск и Администрации ЗАТО Северск за 2021 год» и «Час Администрации ЗАТО Северск» незаконным, возложении обязанности на Мэра ЗАТО Северск ФИО2 предоставлять депутату Думы ЗАТО Северск ФИО1 во время заседаний Думы ЗАТО Северск информацию о своей деятельности и деятельности Администрации ЗАТО Северск, а также об использовании бюджетных средств ЗАТО Северск в форме ответов на заданные вопросы на сессиях Думы ЗАТО Северск при рассмотрении вопроса повестки дня сессии Думы ЗАТО Северск «Час Администрации ЗАТО Северск».
В обоснование заявленного требования указал, что 22.02.2022 на очередной 22 сессии Думы ЗАТО Северск административный истец в письменной форме задал докладчику - Мэру ЗАТО Северск ФИО2 вопросы по повесткам дня сессии: «Об утверждении отчета о деятельности Мэра ЗАТО Северск и Администрации ЗАТО Северск за 2021 год» и «Час Администрации ЗАТО Северск», на которые административный ответчик отказался отвечать, чем, по мнению административного истца, были созданы препятствия к осуществлению его депутатских полномочий, в том числе права получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств, в форме ответов на вопросы, заданные на сессии Думы.
Административный истец депутат Думы ЗАТО Северск ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал в полном объеме (л.д. 42).
Административный ответчик – Мэр ЗАТО Северск ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Мэра ЗАТО Северск ФИО2 - ФИО3, действующая на основании доверенности от 16.12.2021 № 4-М, сроком действия до 31.12.2022, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие Мэра ЗАТО Северск ФИО2, представителя Мэра ЗАТО Северск. Представила письменные возражения относительно заявленных требований, в которых указала, что утверждения административного истца не соответствуют действующему законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, об информации, информационных технологиях и о защите информации, об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Депутат Думы ЗАТО Северск ФИО1 передал Мэру ЗАТО Северск ФИО2 свое обращение в письменном виде. Председатель Думы ЗАТО Северск ФИО4 проинформировал депутата Думы ЗАТО Северск ФИО1 о том, что ответ на свое обращение он получит в соответствии с действующим законодательством, регламентирующем работу с письменными обращениями депутатов. Письменные обращения, переданные депутатом ФИО1 Мэру ЗАТО Северск ФИО2 на сессии Думы ЗАТО Северск 22.02.2022, зарегистрированы в Администрации ЗАТО Северск 24.02.2022. Информация по обращениям предоставлена депутату ФИО1 в 20-ти дневный срок письмами Мэра ЗАТО Северск от 11.03.2022 исх. № 01-26/523-22/1, исх. № 01-26/522-22. Администрацией ЗАТО Северск, возглавляемой Мэром ЗАТО Северск ФИО2 созданы условия, обеспечивающие максимальную информационную открытость органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества.
Представитель административного ответчика Администрации ЗАТО Северск – ФИО5, действующая на основании доверенности от 14.12.2021 № 83, сроком действия до 31.12.2021, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации ЗАТО Северск.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 28.03.2022, к участию в деле, в качестве заинтересованного лица привлечена Дума ЗАТО Северск.
Представитель заинтересованного лица Думы ЗАТО Северск – ФИО6, действующий на основании доверенности от 14.02.2022 № 01-18/59, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело отсутствие представителя Думы ЗАТО Северск.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу пункта 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интренет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления регулируются нормами Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1 статьи 40).
Согласно части 8 статьи 33 Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области (принят решением СНП ЗАТО Северск от 12.04.2005 N 69/1) гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Томской области. Депутату Думы обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 2 статьи 33).
В соответствии со статьей 2-1 Закона Томской области от 06.05.2009 N 68-ОЗ «О гарантиях деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, в Томской области» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 23.04.2009 N 2216) депутатам представительных органов муниципального образования установлены гарантии направить депутатское обращение к руководителям и иным должностным лицам органов государственной власти Томской области, государственных органов Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений по вопросам местного значения или по вопросам осуществления переданных государственных полномочий, входящих в компетенцию указанных органов, организаций, общественных объединений и должностных лиц. Орган государственной власти Томской области, государственный орган Томской области, орган местного самоуправления муниципального образования Томской области и их должностные лица должны дать ответ на депутатское обращение в письменной форме в соответствии с их компетенцией не позднее 20 дней со дня получения обращения либо в иной срок, согласованный с инициатором обращения.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона порядок рассмотрения представительным органом муниципального образования Томской области депутатского запроса и ответа на депутатский запрос определяется регламентом представительного органа муниципального образования.
Порядок предоставления информации о деятельности Администрации ЗАТО Северск определен в Постановлении Администрации ЗАТО Северск от 14.08.2019 N 1778 «Об организации доступа к информации о деятельности Администрации ЗАТО Северск».
Доступ к информации о деятельности Администрации ЗАТО Северск (далее - Администрация) обеспечивается следующими способами (пункт 2 Постановления):
1) обнародование (опубликование) информации в средствах массовой информации;
2) размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) размещение информации в помещениях, занимаемых Администрацией, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией (далее - пользователей) с информацией в помещениях, занимаемых Администрации, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях коллегиальных органов Администрации;
6) предоставление информации пользователям по их запросу;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами ЗАТО Северск;
8) размещение информации в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления информация может предоставляться в устной форме и в документированной форме, в том числе в виде электронного документа.
Согласно статье 35 Устава ЗАТО Северск Томской области порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Думы ЗАТО Северск, а также формы ее работы устанавливаются Регламентом Думы ЗАТО Северск.
В соответствии со статьями 21, 24 Регламента Думы ЗАТО Северск сессию Думы открывает, ведет и закрывает председатель Думы. Председательствующий ведет сессию Думы, предоставляет участникам сессии слово для выступления в порядке очередности, осуществляет иные полномочия председательствующего.
Частью 6 статьи 21 Регламента Думы ЗАТО Северск установлено, что выступающий в Думе должен подчиняться распоряжениям, требованиям председательствующего.
Судом установлено и из материалов дела следует, что административный истец ФИО1 является депутатом Думы ЗАТО Северск Томской области IV созыва, что подтверждается справкой председателя Думы ЗАТО Северск от 10.01.2022 № 01-18/02.
Согласно протоколу очередной двадцать второй сессии Думы ЗАТО Северск IV созыва, после доклада Мэра ЗАТО Северск ФИО2 по вопросу повестки «Об утверждении отчета о деятельности Мэра ЗАТО Северск и Администрации ЗАТО Северск за 2021 год», депутат ФИО1 подошел к президиуму и передал Мэру ЗАТО Северск ФИО2 свое обращение в письменной форме.
Как следует из обращения депутата Думы ЗАТО Северск ФИО1 в письменной форме Мэру ЗАТО Северск по вопросу повестки «Об утверждении отчета о деятельности Мэра ЗАТО Северск и Администрации ЗАТО Северск за 2021 год», он просит предоставить следующую информацию:
- согласно отчёту за пределами Северска работает 15,3 тыс. человек или почти 25% от всего трудоспособного населения города. Понимают ли власти, а если понимают, то какие меры предпринимаются ими по расширению дорог в районе АРЗа и реконструкции ЦКПП. Обращено внимание, что количество кабинок для досмотра остаётся прежним. Об улучшении транспортной доступности уже несколько лет говорится и в уже действующей агломерации «Томск - Северск ‑Томский район»;
- в 2014 году ФИО4 объявлял о планах по строительству новой дороги из Томска со строительством нового КПП, в какой стадии находится реализация столь нужного городу проекта и что предпринималось в 2021 году;
- демографическая ситуация в городе характеризуется напряжённой, за последние два года население Северска уменьшилось почти на 1 тыс. человек. С превышением числа умерших над родившимися почти 2 тыс. человек, какие меры предпринимала в 2021 году администрация по улучшению демографической ситуации в Северске;
- согласно отчёту общий объём отгруженных товаров в рамках города уменьшился за год на 28%, кроме того, и по итогам 2020 года в сравнении с годом предыдущим сокращение составило 13%, разъяснить причины такого падения и сообщить о принимаемых мерах в 2021 году;
- с начала 2000 г.г. обозначаются проблемы Северского водоканала, ставятся задачи по их решению, в том числе и за счёт населения города, в декабре 2014 года тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение выросли соответственно до 37,71 руб. за куб.м. (рост 46%); на водоотведение до 12,37 руб. за куб.м. (рост 23%). Кампания сопровождалась заявлениями властей о бедственном состоянии СВК, приводились цифры износа сетей (68% их нуждаются в замене) и именно предлагаемый рост тарифа поможет решить стоящие перед предприятием проблемы, проинформировать, насколько они решены в 2021 году и если нет, то по каким причинам;
- в 2014 году перед органами власти ставилась задача по «активной работе по вхождению в федеральные и региональные программы для привлечения софинансирования на капремонт и реконструкцию сетей водоканала, другие масштабные проекты инженерной инфраструктуры, в том числе программы развития, ЗАТО Северск на 2014-2020 г.г.», в какие федеральные и региональные программы удалось войти за прошедшее время, и сколько средств было по ним привлечено в 2021 году;
- в рамках декабрьской 2014 года сессии администрации города рекомендовано разработать профильную муниципальную программу, направленную на улучшение дел с предоставлением услуг водоснабжения и водоотведения, разработана ли такая программа и если разработана, то как она реализовалась в 2021 году;
- по состоянию на конец 2021 года на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 847 семей, в том числе инвалиды 1 и 2 группы - 46; многодетные семьи – 59, в то же время, в отчётном году улучшили свои жилищные условия из состоящих на учёте только 83 семьи, такие темпы явно недостаточны, каковы причины, мешающие предложить местным депутатам внести в бюджет необходимые корректировки;
- в структуре налоговых и неналоговых доходов почти половину приходится на организации, входящие в бюджетную сферу, в то же время на долю промышленных предприятий, связанных с Росатомом, включая АО СХК, приходится только 20%, во - первых, опора в формировании городских доходов на бюджетную сферу есть элементарное перекладывание денег из одного кармана в другой и фактически не даёт возможности формировать бюджет развития, во - вторых, незначительное участие в полученных налоговых и неналоговых доходов предприятий, входящих в систему Росатома.
Кроме того, депутатом ФИО1 передано обращение: «Вопросы Мэру ЗАТО Северск к «Часу Администрации» на сессии Думы 20.02.2022, в котором он просил предоставить следующую информацию:
- сколько раз в 2021 году проходили заседания Комиссии по мобилизации доходов в бюджет ЗАТО Северск и какие приняты решения по мобилизации доходов;
- что было осуществлено в 2021 году в рамках муниципального контроля, сколько мероприятий муниципального контроля было осуществлено в сфере ЖКХ, каковы результаты контроля;
- как осуществляется поддержка молодым семьям в приобретении жилья, каков порядок;
- почему публичные слушания по проекту бюджета на 2022 год и плановый период не проводились в очной форме;
- почему огромная текучесть кадров в Управлении ЖКХ, ТиС Администрации;
- какие принимаются меры;
- как вы оцениваете работу УК в ЗАТО Северск; какие видите проблемы с соблюдением прав граждан в сфере ЖКХ;
- когда будет осуществлен ремонт здания Администрации ЗАТО Северск;
- когда депутатам будут созданы условия для нормальной работы на сессиях.
Как следует из протокола сессии Думы, ФИО4 проинформировал депутата ФИО1 о том, что ответ на свое обращение депутат ФИО1 получит в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим работу с письменными обращениями депутатов.
Письменные обращения зарегистрированы в Администрации ЗАТО Северск 24.02.2022 вх. № 01-26/523-22 и вх. № 01-26/522-22.
Письмом Мэра ЗАТО Северск ФИО2 от 11.03.2022 № 01-26/523-22/1 административному истцу депутату Думы ЗАТО Северск ФИО1 предоставлена информация по обращению «О деятельности Мэра и Администрации ЗАТО Северск в 2021 года».
Ответ на депутатское обращение к «Часу Администрации» на сессии Думы 22.02.2022 года, предоставлен письмом Мэра ЗАТО Северск ФИО2 11.03.2022 исх. № 01-26/522-22.
Таким образом, из представленных материалов следует, что информация по письменным обращениям административного истца предоставлена ему в письменной форме не позднее 20 дней со дня получения Администрацией ЗАТО Северск обращения.
Из толкования главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления является издание этим органом такого решения, совершение действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя.
В данном случае восстановление прав административного истца не требуется, поскольку запрашиваемая административным истцом информация была ему предоставлена Мэром ЗАТО Северск ФИО2 в письменной форме, в связи с чем административные исковые требования депутата Думы ЗАТО Северск ФИО1 о признании незаконным бездействия Мэра ЗАТО Северск ФИО2 по не предоставлению во время заседания Думы ЗАТО Северск информации в форме ответов на вопросы, заданные административным истцом на 22 сессии Думы 22.02.2022 по вопросам повестки дня сессии «Об утверждении отчета о деятельности Мэра ЗАТО Северск и Администрации ЗАТО Северск за 2021 год» и «Час Администрации ЗАТО Северск», удовлетворению не подлежат.
Требования административного истца о возложении обязанности на Мэра ЗАТО Северск ФИО2 предоставлять депутату Думы ЗАТО Северск ФИО1 во время заседаний Думы ЗАТО Северск информацию о своей деятельности и деятельности Администрации ЗАТО Северск, а также об использовании бюджетных средств ЗАТО Северск в форме ответов на заданные вопросы на сессиях Думы ЗАТО Северск при рассмотрении вопроса повестки дня сессии Думы ЗАТО Северск «Час Администрации ЗАТО Северск», подлежат отклонению, поскольку Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрена указанная возможность восстановления нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление депутата Думы ЗАТО Северск ФИО1 к Мэру ЗАТО Северск ФИО2, Администрации ЗАТО Северск о признании бездействия должностного лица органа местного самоуправления незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий С.В. Панкова
УИД: 70RS0009-01-2022-000679-05