Дело № 2а-60/2019г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11апреля 2019 года р.п. Земетчино
Пензенской области
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Тюиной Н.Л.,
рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке административное дело № 2а-60/2019г. по административному исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным, и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Морсовского сельсовета, утвержденной Постановлением администрации Морсовского сельсовета от 14.06.2016 № 29 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» и обязать администрацию Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области разместить на официальном сайте администрации сельсовета в сети «Интернет» схему размещения нестационарных торговых объектов.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки исполнения законодательства, связанного с развитием малого и среднего предпринимательства в администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, установлено, что в сети Интернет на официальном сайте администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области в нарушение требований закона не размещена схема размещения торговых объектов на территории Морсовского сельсовета.
Бездействие администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области не обеспечивает открытость местного правотворчества и обязательность доведения до сведения граждан, в том числе субъектов предпринимательской деятельности всех правовых актов, в той или иной степени затрагивающих права, свободы и обязанности человека.
При подаче административного искового заявления прокурор Земетчинского района Пензенской области в силу ч.2 ст. 291 КАС РФ ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного ( письменного) производства.
В ходе подготовки административный ответчик не представил возражения относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, просили рассмотреть дело без их участия.
Поскольку все лица, участвующие в процессе, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным, дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствие со ст. 291 КАС РФ.
Суд, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальный сайт с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», в том числе, согласно подпункту е - на сайте должны содержаться перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.11.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления граждан с муниципальными правовыми актами, за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Так, Постановлением администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области от 14.06.2016 года № 29 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области.
Согласно пункту 9 Порядка разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области, утвержденного приказом Министра сельского хозяйства Пензенской области от 23.11.2010 № 1174, утвержденные органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области схемы и вносимые в них изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно – телекоммуникационной сети Интернет.
Из материалов дела следует, что 27.03.2019 года прокуратурой Земетчинского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства, связанного с развитием малого и среднего предпринимательства в администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области. В ходе проверки установлено, что на официальном сайте администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области в сети Интернет, в нарушение Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области не размещена.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
На основании изложенного суд приходит к выводу,что бездействие администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области является незаконным. Обстоятельства дела свидетельствует о формальном подходе должностных лиц администрацииквозложенным на них обязанностям, что не обеспечивает открытость местного правотворчества и обязанность доведения до сведения граждан, в том числе субъектов предпринимательской деятельности всех правовых актов, в той или иной степени затрагивающих права, свободы и обязанности человека.
При указанных обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным, и понуждении к совершению определенных действий обоснованными и подлежащими удовлетворению
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственную пошлину с административного ответчика администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области суд не взыскивает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным, и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, утвержденной Постановлением администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области от 14.06.2016 года № 29 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов».
Обязать администрацию Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области разместить на официальном сайте в сети «Интернет» схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, утвержденную Постановлением администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области от 14.06.2016 года № 29 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов».
Администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу - прокурору Земетчинского района Пензенской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Н.Л.Тюина