Дело № 2а-60/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 февраля 2019 года р.п. Большеречье Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Костючко Ю.С., при секретаре судебного заседания Усольцевой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области о признании решения об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка незаконным, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, возложении обязанности по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – «магазины», УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд административным исковым заявлением к Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области о признании решения об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка незаконным, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, возложении обязанности по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – «магазины», в обоснование требований указывая на то, что владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуальной жилой застройки, местоположением: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного выше земельного участка - «магазины». Указанное заявление было рассмотрено на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ, в даче разрешения на запрашиваемый условно разрешенный вид использования земельного участка ФИО1 было отказано, в связи с тем, что часть земельного участка попадает в охранную зону электроэнергетики, установленную в порядке действующего законодательства, где размещение объектов не допускается, о чем было указано в письме администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес ФИО1. Административный истец считает Решение административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка незаконным, поскольку оно противоречит ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно препятствует ей в осуществлении прав по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ей имуществом. Указывает на то, что вывод о том, что часть земельного участка попадает в охранную зону электроэнергетики, занимая половину данного участка, сделал ФИО2, который не принимал участия в публичных слушаниях, так как не указан в списке присутствующих на публичных слушаниях. Вместе с тем с данным доводом истец не согласен, по тем основаниям, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют какие-либо отметки об охранной зоне электроэнергетики на спорном земельном участке и о наличии обременений в отношении спорного земельного участка. Кроме этого, административный истец не согласна с отказом по указанным выше основаниям, по тем причинам, что на сегодняшний день, вопрос о строительстве магазина, его размере, конфигурации и расположении на земельном участке не стоит, в связи с чем, по мнению истца, расположение охранных зон должно рассматриваться при выдаче разрешения на строительство. Указывая на то, что прилегающий к спорному земельному участку, земельный участок с кадастровым номером: № уже имеет разрешенное использование: «Для размещения объектов торговли» без каких либо ограничений, что подтверждается справочной информацией по объектам недвижимости с сайта www.rosreestr.ru. Также истец считает, что была нарушена процедура проведения публичных слушаний, предусмотренная ст. ст. 5.1, 39 Градостроительного кодекса РФ, по следующим основаниям. Так ни один из присутствующих на публичных слушаниях не относится к лицам, указанным в ч. 3 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, которым установлено, что участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов. Указывает о том, что на официальном сайте Администрации Большереченского городского поселения Омской области в сети «интернет», не было размещено информации, как о вышеуказанных публичных слушаниях, так и о принятом решении. Считает, что решение администрации Большереченского городского поселения Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе административному истцу в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования вышеназванного земельного участка - «магазины», подписанное и.о. Главы Большереченского городского поселения было принято лишь на основании предложений публичных слушаний и не содержит прочих оснований, тогда как решение органа местного самоуправления по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ, поскольку закон не обязывает главу администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний и рекомендациями. В соответствии с п. п. 1 и 6 ст. 37, п. п. 4, 5, 8 и 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ заключение, принимаемое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, а, следовательно, не является непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта, что вытекает из положений части 12 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. На основании изложенного, административный истец считает Решение административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка незаконным, необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, для принятия решения у административного ответчика отсутствовали объективные доказательства невозможности предоставления административному истцу разрешения на условно разрешенный вид использования указанного выше земельного участка - «магазины» и просит суд признать незаконным и отменить решение административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № местоположением: <адрес> - «магазины». Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Обязать административного ответчика предоставить административному истцу разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, местоположением: <адрес> – «магазины», на основании заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании административный истец требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, считая, что нахождение части ее земельного участка в защитной зоне энергетики не может служить основанием для отказа в даче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения магазина, так как площадь земельного участка позволяет производить застройку вне защитной зоны. Представитель административного ответчика, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился (л.д. 140). Ранее в судебных заседаниях, представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности, ФИО3 (л.д. 108), требования не признала, пояснив, что требования законодательства о проведении публичных слушаний при рассмотрении заявления ФИО1 о даче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка были соблюдены. Собственниками смежных земельных участков, с земельным участком в отношении которого рассматривался вопрос об условно разрешенном виде использования, являются ФИО1 и К..., которые были уведомлены надлежащим образом о дате публичных слушаний, но не приняли в них участие. Информация о проведении публичных слушаний и о их результатах была размещена, как в сети Интернет, так и в СМИ. Довод о том, что ФИО2 не принимал участия в публичных слушаниях нашла необоснованным, пояснив суду, что указанное лицо являлось членом рабочей группы. Указав на то, что отказ в предоставлении испрашиваемого условно разрешенного вида использования земельного участка был дан заявителю в связи с тем, что часть ее земельного участка находится в защитной зоне энергетики, в связи с чем, в соответствии со ст. 23 Правил землепользования и застройки Большереченского городского поселения и разрешение заявленного вида условно разрешенного вида использования земельного участка не допускается. Также обратив внимание суда на то, что оставшейся части земельного участка не будет достаточно, для того, чтобы разместить на нем объект торговли, а также организовать к нему подъездные пути, место для приемки товаров и парковочные места. Просила суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Представитель заинтересованного лица, Большереченского РЭС, действующий на основании доверенности, ФИО4 (л.д. 142-144), подтвердил то обстоятельство, что часть земельного участка административного истца находится в охранной зоне энергетики, по той причине, что над данной частью земельного участка проходят высоковольтные электрические провода. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Исходя из положений главы 22 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Категории земель по целевому назначению перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.В соответствии с пунктом 2 этой же статьи виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Пунктом 3 упомянутой статьи установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 6 указанной статьи предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.07.2017) вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (пункт 5 указанной статьи). Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 6 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (пункт 7 той же статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (пункт 8). На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 9). Аналогичный порядок принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения определен Правилами землепользования и застройки Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, утвержденными решением Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Этими же Правилами создана комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки р.<адрес>. Подпунктом 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что на публичные слушания должны выноситься, в частности, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства. Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 558 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.7-9). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, для размещения магазина (л.д.77). В соответствии с требованиями Градостроительного законодательства были проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения магазина. Постановлением Главы администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ проведение публичных слушаний было назначено на ДД.ММ.ГГГГ, этим же Постановлением создана рабочая группа в составе: ФИО5 - главного специалиста администрации Большереченского городского поселения, ФИО6 – специалиста МУП «Зеленое строительство», ФИО3 – главного специалиста администрации Большереченского городского поселения, ФИО7 – начальника отдела строительства и архитектуры администрации Большереченского муниципального района Омской области, ФИО8 – ведущего специалиста отдела строительства и архитектуры администрации Большереченского муниципального района Омской области (л.д. 80). О дате и времени проведения публичных слушаний были уведомлены заявитель ФИО1, одновременно как заявитель и как собственник смежного земельного участка и собственник второго смежного земельного участка К... (л.д. 78,79). Указанное выше Постановление о назначении публичных слушаний было опубликовано администрацией в средствам массовой информации «Большереченский муниципальный вестник» № (353) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81) и официальном сайте в сети Интернет (л.д. 82). Из протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ следует, при обсуждении вопроса по заявлению ФИО1 поступили возражения начальника отдела строительства и архитектуры администрации Большереченского муниципального района Омской области ФИО2, согласно которым через земельный участок ФИО1 проходит охранная зона электроэнергетики, занимая половину участка, в соответствии со СНИпом строительство объекта капитальной застройки в границах охранных зон запрещена. Размещение объекта торговой деятельности на оставшейся площади земельного участка не позволит обеспечить магазин ни подъездными путями, ни парковочными местами. Указано на то, что <адрес> представляет собой одну из основных, активно использующихся автотранспортных магистралей поселка (л.д.84-87). По результатам проведенных публичных слушаний Комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросу предоставления условно разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства подготовлено Заключение (л.д. 88). Согласно данного заключения, от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (зона среднеэтажной жилой застройки (ЖЗ 02)), для размещения магазина, было отказано на основании статьи 23 Правил землепользования и застройки Большереченского городского поселения, утвержденных Решением Совета Большереченского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с тем, что часть участка попадает в охранную зону электроэнергетики, установленную в порядке действующего законодательства, где размещение объектов не допускается (л.д. 88). По итогам публичных слушаний органом местного самоуправления было принято постановление, которое было опубликовано администрацией в средствах массовой информации «Большереченский муниципальный вестник» и на официальном сайте в сети Интернет (л.д. 89-91). О принятом решении, ДД.ММ.ГГГГ, и.о. Главы Большереченского городского поселения уведомило ФИО1, сообщив последней, что в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, в связи с тем, что часть земельного участка попадает в охранную зону электроэнергетики, установленную в порядке действующего законодательства, где размещение объектов не допускается (л.д. 92). В соответствии с высказанной Верховным Судом России в определении от 28.01.2014 года №18-КГ13-129 позицией, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данный принцип включает в себя, в том числе, необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания. При этом наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения. В связи с этим возражения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации этими гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешенного вида земельного участка, граничащего с их земельными участками. Предметом судебного разбирательства может быть только сама установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешенного вида использования земельного участка. Вместе с тем суд отмечает, что согласно статье 23 Правил землепользования и застройки Большереченского городского поселения, утвержденных Решением Совета Большереченского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ не допускается условно разрешенный вид использования земельного участка в жилой зоне среднеэтажной застройки (ЖЗ 01) под магазины в охранных зонах, установленных действующим законодательством (оборот л.д. 59). Факт нахождения части земельного участка истца в охранной зоне подтверждается Заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на то, что согласно данным публичной кадастровой карты часть земельного участка с кадастровым номером № расположена в зоне с особыми условиями использования территории <данные изъяты> (охранная зона ВЛ-10кВ) (л.д. 130-131). Довод о том, что в Выписке из ЕГРН отсутствуют сведения об ограничениях в отношении спорного земельного участка, не может явиться основанием для признания оспариваемого решения об отказе в даче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка под магазин, так как факт нахождения части земельного участка в охранной зоне подтвержден материалами дела и площадь земельного участка, находящейся в охранной зоне не имеет значения при разрешении вопроса о возможности предоставления условно разрешенного вида использования земельного участка. При этом суд учитывает отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, что является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в пределах его компетенции и с соблюдением установленной процедуры, нарушения прав и законных интересов заявителя установлено не было. С учетом изложенного, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 суд полагает необходимым отказать. Руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении требований ФИО1 – отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Ю.С. Костючко |