РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Куйтун 09 февраля 2024 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Журовой А.А.,
с участием представителя истца помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Гречаник Ю.А., участвующей с использованием системы видео-конференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-60/2024 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия,
установил:
В обоснование заявленных административных требований указано, что по результатам надзора за исполнением лесного законодательства в деятельности Министерства лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) установлены нарушения требований закона, регулирующего вопросы обеспечения техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов Куйтунского лесничества.
В соответствии с ч.1 ст.98.2 Лесного Кодекса РФ Приказом Минприроды России от 15.12.2021 № 955 утверждены Порядок и Нормативы осуществления лесной охраны (начало действия документа - 08.02.2022) (далее - Приказ № 955).
Согласно п.2 Приложения № 1 к Приказу №955 лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны.
Приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов (далее - Приказ № 608).
Вышеуказанным Приказом предусмотрено, что норматив обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов определяется в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, единиц, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения.
Для Иркутской области установлены следующие нормативы обеспеченности техникой и оборудованием, необходимой для патрулирования лесов: транспортные средства - 0,33; самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт - 0,20; беспилотные летательные аппараты -0,165; наборы инструментов, используемые должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства - 0,33; видеорегистратор персональный - 1; устройства дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) - 2.
При этом согласно сноске 3 к таблице, в которых приведены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, указано, что должностными лицами используются измерительные приборы и инструменты, технические характеристики которых позволяют обеспечивать проведение измерений лесоматериалов, таксационных характеристик лесного насаждения и площади лесного участка (высотомер, мерная вилка, мерная скоба, мерная лента, угломер, прибор для измерения румбов и азимутов направлений, горизонтальных углов) с погрешностью не более 5%, аппаратура для фото- и видеофиксации места нарушения лесного законодательства, а также технические приборы, предназначенные для установления географического местоположения лесного участка (навигаторы).
Штатная численность должностных лиц уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны, Государственного казенного учреждения Иркутской области «Куйтунское лесничество» (далее - ГКУ «Куйтунское лесничество»), составляет 17 единиц.
В соответствии с Приказом № 608 Министерством произведены расчеты обеспеченности техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, определенный в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, единицу, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения.
При расчете количества техники и оборудования использована формула, где числовые показатели 17 - количество штатных единиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны в ГКУ «Куйтунское лесничество»: 0,33 - норматив транспортных средств для Иркутской области; 0,20 - норматив самоходных машин и других видов техники или водного транспорта для Иркутской области; 0,165 - норматив беспилотных летательных аппаратов для Иркутской области; 0,33 - норматив наборов инструментов, используемых должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства, для Иркутской области; 1 - норматив видеорегистраторов персональных для Иркутской области; 2 -норматив устройств дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) для Иркутской области.
Согласно информации Министерства от 14.11.2023 №02-91-13130/23 норматив обеспеченности ГКУ «Куйтунское лесничество» техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов определен следующим образом:
- транспортные средства: 17 * 0,33 = 6 единиц;
- самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт: 17*0,20 = 4 единицы;
- беспилотные летательные аппараты: 17*0,165 = 3 единицы;
- наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства: 17 * 0,33 = 6 наборов;
- видеорегистратор персональный: 17*1 = 17 штук;
- устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства): 17 * 2 — 34 штуки.
Однако, ГКУ «Куйтунское лесничество» до настоящего времени не обеспечено нормативным количеством техники и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, установленным Приказом № 608, а именно:
- самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт в количестве 2 единиц, исходя из расчета 17*0,20 = 4 единицы (в наличии 2 единицы);
- беспилотные летательные аппараты в количестве 2 единиц, исходя из расчета 17*0,165 = 3 единицы (в наличии 1 беспилотный летательный аппарат);
- наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства в количестве 2 наборов, исходя из расчета 17 * 0,33 = 6 наборов (в наличии имеется 3,7 набора);
- видеорегистратор персональный в количестве 17 штук, исходя из
расчета 17*1 = 17 шт. (отсутствуют в наличии);
- устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) в количестве 34 штук, исходя из расчета 17 * 2 = 34 штуки (отсутствуют в наличии), что подтверждается информацией Министерства от 14.11.2023 №02-91-13130/23.
Не укомплектованность требуемым количеством техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов, препятствуют надлежащему исполнению должностными лицами ГКУ «Куйтунское лесничество» возложенных на них функций по осуществлению лесной охраны, повышению качества и эффективности мероприятий, направленных на защиту, охрану лесов, что не способствует достижению целей, предусмотренных лесным законодательством - сохранение полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Просит признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) по необеспечению Государственного казенного учреждения Иркутской области «Куйтунское лесничество» техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, в соответствии Нормативами обеспеченности, определенными законом, в следующем количестве:
-самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт в количестве 2 единиц;
-беспилотные летательные аппараты в количестве 2 единиц;
-наборы инструментов, используемые должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства, в количестве 2 единиц;
-видеорегистратор персональный в количестве 17 штук;
-устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) в количестве 34 штук.
Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) в срок до 01.10.2024 обеспечить Государственное казенное учреждение Иркутской области «Куйтунское лесничество» техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, в соответствии Нормативами обеспеченности, определенными законом, в следующем количестве:
-самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт в количестве 2 единиц;
-беспилотные летательные аппараты в количестве 2 единиц;
-наборы инструментов, используемые должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства, в количестве 2 единиц;
-видеорегистратор персональный в количестве 17 штук;
-устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) в количестве 34 штук.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Гречаник Ю.А. административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу административного иска не представил.
Представители заинтересованных лиц Государственного казенного учреждения Иркутской области "Куйтунское лесничество", Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 2 статьи 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статей 60, 61 и 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрена обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. п. 1 - 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об спаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Общественные отношения в области использования, охраны и защиты лесов регулируются Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Лесного кодекса РФ).
Статьей 5 Лесного кодекса РФ предусмотрена обязанность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Действующее законодательство предусматривает наличие специального механизма - лесной охраны, которая осуществляется, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.98.2 Лесного Кодекса РФ под лесной охраной понимается деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (далее - требования лесного законодательства). Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов в соответствии с нормативами и в порядке, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.1 ст.98.2 Лесного Кодекса РФ Приказом Минприроды России от 15.12.2021 № 955 утверждены Порядок и Нормативы осуществления лесной охраны (начало действия документа - 08.02.2022) (далее - Приказ № 955).
В п.1 Приложения 1 к Приказу № 955 установлено, что лесная охрана осуществляется, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий в соответствии со статьями 83 -84 Лесного кодекса РФ.
Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (пп.17 п.4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 29.12.2022 №338-уг).
В соответствии с пп. 15 п.9 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп к функциям министерства относится осуществление лесной охраны.
Таким образом, Министерство является уполномоченным органом, осуществляющим охрану лесов, расположенных на территории Иркутской области, в том числе на территории Куйтунского лесничества.
В соответствии с п.2 Приложения № 1 к Приказу №955 перечень должностных лиц лесной охраны для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждается указанными органами в пределах компетенции, установленной пунктом 1 настоящего Порядка.
В соответствии со ст.98.2 Лесного Кодекса РФ, п.2 Приложения №1 к Приказу №955 министра лесного комплекса Иркутской области от 24.10.2023 №91-47-мпр утвержден Перечень должностных лиц государственных казенных учреждений Иркутской области, подведомственных министерству лесного комплекса Иркутской области, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны.
В соответствии с указанным Перечнем в разрезе структуры министерства лесного комплекса Иркутской области директор государственного казенного учреждения Иркутской области, его заместитель, начальник отдела (за исключением начальника отдела лесного хозяйства), его заместитель, главный специалист, ведущий специалист, старший инспектор наделены полномочиями на осуществление лесной охраны.
Согласно п.2 Приложения № 1 к Приказу №955 лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны.
Приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов (далее - Приказ № 608).
Вышеуказанным Приказом предусмотрено, что норматив обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов определяется в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, единиц, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения.
Для Иркутской области установлены следующие нормативы обеспеченности техникой и оборудованием, необходимой для патрулирования лесов: транспортные средства - 0,33; самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт - 0,20; беспилотные летательные аппараты -0,165; наборы инструментов, используемые должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства - 0,33; видеорегистратор персональный - 1; устройства дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) - 2.
При этом согласно сноске 3 к таблице, в которых приведены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, указано, что должностными лицами используются измерительные приборы и инструменты, технические характеристики которых позволяют обеспечивать проведение измерений лесоматериалов, таксационных характеристик лесного насаждения и площади лесного участка (высотомер, мерная вилка, мерная скоба, мерная лента, угломер, прибор для измерения румбов и азимутов направлений, горизонтальных углов) с погрешностью не более 5%, аппаратура для фото- и видеофиксации места нарушения лесного законодательства, а также технические приборы, предназначенные для установления географического местоположения лесного участка (навигаторы).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, штатная численность должностных лиц уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны, Государственного казенного учреждения Иркутской области «Куйтунское лесничество» (далее - ГКУ «Куйтунское лесничество»), составляет 17 единиц.
В соответствии с Приказом № 608 Министерством произведены расчеты обеспеченности техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, определенный в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, единицу, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения.
При расчете количества техники и оборудования использована формула, где числовые показатели 17 - количество штатных единиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны в ГКУ «Куйтунское лесничество»: 0,33 - норматив транспортных средств для Иркутской области; 0,20 - норматив самоходных машин и других видов техники или водного транспорта для Иркутской области; 0,165 - норматив беспилотных летательных аппаратов для Иркутской области; 0,33 - норматив наборов инструментов, используемых должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства, для Иркутской области; 1 - норматив видеорегистраторов персональных для Иркутской области; 2 -норматив устройств дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) для Иркутской области.
Согласно информации Министерства от 14.11.2023 №02-91-13130/23 норматив обеспеченности ГКУ «Куйтунское лесничество» техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов определен следующим образом:
-транспортные средства: 17 * 0,33 = 6 единиц;
-самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт: 17*0,20 = 4 единицы;
-беспилотные летательные аппараты: 17*0,165 = 3 единицы;
-наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства: 17 * 0,33 = 6 наборов;
-видеорегистратор персональный: 17*1 = 17 штук;
-устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки,
звуковые радары и аналогичные устройства): 17 * 2 — 34 штуки.
Однако, ГКУ «Куйтунское лесничество» до настоящего времени не обеспечено нормативным количеством техники и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, установленным Приказом № 608, а именно:
-самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт в количестве 2 единиц, исходя из расчета 17*0,20 = 4 единицы (в наличии 2 единицы);
-беспилотные летательные аппараты в количестве 2 единиц, исходя из расчета 17*0,165 = 3 единицы (в наличии 1 беспилотный летательный аппарат);
-наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства в количестве 2 наборов, исходя из расчета 17 * 0,33 = 6 наборов (в наличии имеется 3,7 набора);
-видеорегистратор персональный в количестве 17 штук, исходя из
расчета 17*1 = 17 шт. (отсутствуют в наличии);
-устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) в количестве 34 штук, исходя из расчета 17 * 2 = 34 штуки (отсутствуют в наличии), что подтверждается информацией Министерства от 14.11.2023 №02-91-13130/23.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 11.09.2020 № 1404 «Об утверждении Правил определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации» нормативная потребность в технике и оборудовании, необходимых для патрулирования лесов, определяется на основе нормативов обеспеченности субъектов Российской Федерации, установленных Федеральным агентством лесного хозяйства, исходя из количества техники и оборудования, необходимого для выполнения объемов мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению и патрулированию лесов в соответствии с объемами указанных мероприятий, установленными лесными планами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.3, 5 ст.83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (п.1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно информации Министерства от 14.11.2023 №02-91-13130/23 из федерального бюджета на мероприятия по приобретению лесопатрульной техники и оборудования Министерству выделено в 2021 году - 3 377,44 тыс. руб., в 2022 году - 102 993,36 тыс. руб., в 2023 году - 36 550,78 тыс. руб.
В силу п.5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п.3 Правил исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, а также перечень приобретаемой техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.
Согласно п.3 Правил исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.
Согласно п.8.1 Правил контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода (п. 7.4 Правил).
Таким образом, планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения на оснащение техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов, осуществляется на основе заявленной оценки потребности субъекта Российской Федерации в них.
В соответствии с п. 7(3) Правил в случае утверждения в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции (далее - нераспределенный резерв) указанные средства направляются бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением мероприятий по осуществлению переданных полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе стимулирующих выплат на содержание и обеспечение деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, приобретение пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов (далее - стимулирующие выплаты), с учетом эффективности осуществления переданных полномочий, включая эффективное использование бюджетных средств.
Согласно Таблице 191 «Распределение субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» Приложения 34 Федерального закона от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» нераспределённый резерв в области лесных отношений на 2023 год составляет 418 284,9 тыс. рублей.
Согласно п. 7(4) Правил при недостаточности субвенций исполнительные органы субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Агентством).
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность предоставления дополнительного финансирования исполнительным органам субъектов РФ на мероприятия по охране и защите лесов. Однако, Министерство не предоставило документы, подтверждающие обращение в Федеральное агентство лесного хозяйства с заявкой в 2023 году на выделение субвенций из нераспределенного резерва. Отсутствие указанного обращения свидетельствует о бездействии и не принятии исчерпывающих мер Министерством на обеспечение ГКУ «Куйтунское лесничество», созданного распоряжением Правительства Иркутской области от 03.04.2023 № 231-рп, а ранее выполнявшего аналогичные полномочия Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, в соответствии Нормативами обеспеченности, определенными законом.
В соответствии с п.1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп, обозначенное ведомство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства на территории Иркутской области.
Реализация переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных статьей 83 Лесного кодекса РФ, на территории Куйтунского лесничества осуществляется министерством лесного комплекса Иркутской области в лице государственных казенных учреждений.
В соответствии с п. 1.1 Устава ГКУ «Куйтунское Лесничество», утвержденного распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области № 91-1949-мр от 26.07.2023 (далее - Устав), ГКУ «Куйтунское Лесничество» является территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Куйтунского лесничества.
Основной целью деятельность казенного учреждения является обеспечение рационального использования лесов, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Куйтунского лесничества (п. 2.3 Устава).
В силу пп. 22 п. 2.4 Устава ГКУ «Куйтунское лесничество» для достижения цели, определенной в п. 2.3 Устава осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации и Иркутской области порядке федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесную охрану в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Не укомплектованность требуемым количеством техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов, препятствуют надлежащему исполнению должностными лицами ГКУ «Куйтунское лесничество» возложенных на них функций по осуществлению лесной охраны, повышению качества и эффективности мероприятий, направленных на защиту, охрану лесов, что не способствует достижению целей, предусмотренных лесным законодательством - сохранение полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Неисполнение требований лесного законодательства нарушает принцип сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, препятствует сохранению его полезной функции, что является недопустимым.
При этом указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законных интересов Российской Федерации в сфере государственного управления, в том числе нарушают законные интересы и права граждан па благоприятную окружающую среду.
Следует обратить внимание на то, что реализация требований, изложенных в Приказе № 608 осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Определение объема субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации на соответствующий год, осуществляется Рослесхозом в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2021 №2046 (ранее - Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 №838).
В соответствии с нормами Бюджетного Кодекса РФ (ст.ст. 162, 219) получатель бюджетных средств принимает и исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
Осуществление переданных полномочий в области лесных отношений следует осуществлять в пределах вышеуказанных средств.
В соответствии с п.2 ст. 133 Бюджетного Кодекса РФ в составе общего объема субвенций ежегодно предусматривается не распределенная между субъектами Российской Федерации субвенция.
Данные средства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, на основании решения Рослесхоза.
Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.42 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственное имущество (материальные ресурсы, финансовые средства) для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В том числе согласно п.4 ст.85 Бюджетного Кодекса РФ в случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Установлено, что до настоящего времени меры к оснащению в полном объеме ГКУ «Куйтунское лесничество» техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, в соответствии с требованиями Приказа № 608, министерством лесного комплекса Иркутской области не приняты.
Согласно ст.1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечения охраны и защиты лесов.
Понятие леса определено ст.5 Лесного кодекса РФ, согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.
Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст. 15 Конституции РФ.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.
Доказательств того, что ответчик до того, как прокурором были инициированы проверки соблюдения министерством законодательства, обращался в Рослесхоз с заявками о недостаточности техники и оборудования, необходимыми для патрулирования лесов, суду не представлено.
Также как и не представлено доказательств того, что Рослесхоз, в нарушении п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, отказал в предоставлении финансирования переданных полномочий по заявкам или в согласовании объема финансирования.
Сама по себе недостаточность финансирования, на которую ссылаются в своих пояснениях представители административных ответчиков, не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа государственной власти субъекта Российской Федерации и отказа в удовлетворении иска. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст. 42 Конституции РФ.
Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по укомплектованию требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, то есть нарушения ст. ст. 1, 51 ЛК РФ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии факта неправомерного бездействия министерства лесного комплекса Иркутской области в неисполнении обязанности по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, оснащении лесопожарной техники лесопожарных станции и необходимости удовлетворения требований прокурора.
В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить административному ответчику, считает необходимым установить срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанности указанный в уточненных требованиях - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) по необеспечению Государственного казенного учреждения Иркутской области «Куйтунское лесничество» техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, в соответствии Нормативами обеспеченности, определенными законом, в следующем количестве:
-самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт в количестве 2 единиц;
-беспилотные летательные аппараты в количестве 2 единиц;
-наборы инструментов, используемые должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства, в количестве 2 единиц;
-видеорегистратор персональный в количестве 17 штук;
-устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) в количестве 34 штук.
Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) в срок до 01.10.2024 обеспечить Государственное казенное учреждение Иркутской области «Куйтунское лесничество» техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, в соответствии Нормативами обеспеченности, определенными законом, в следующем количестве:
-самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт в количестве 2 единиц;
-беспилотные летательные аппараты в количестве 2 единиц;
-наборы инструментов, используемые должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства, в количестве 2 единиц;
-видеорегистратор персональный в количестве 17 штук;
-устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) в количестве 34 штук.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.П.