ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-60/2024 от 18.01.2024 Белозерского районного суда (Курганская область)

УИД: 45RS0002-01-2023-000681-41

Дело № 2а-60/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Белозерское 18 января 2024 г.

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Копылова А.Ф.,

при секретаре Жевлаковой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гнездилова Виктора Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области об обжаловании действий должностного лица и возложении обязанностей внесения изменения сведений в Единый государственный реестр недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Гнездилов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области об обжаловании действий должностного лица и возложении обязанностей внесения изменения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В обоснование заявленных требований указал, что 23.10.2023 он заключил с Малявко И.М. договор купли-продажи помещения магазина «Ассорти», расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 58,9 кв.м, и получил выписку из Единого государственного реестра недвижимости, где в графе кадастровая стоимость объекта недвижимости необоснованно указано 933 132 руб. 13 коп. Он является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2022 и 2023 годы. Ранее им получено свидетельство о праве собственности от 25.03.2003 на помещение магазина «Ассорти» с указанием неверной площади помещения в размере 29,4 кв.м, основанное на неверной технической и кадастровой документации и акта ввода объекта в эксплуатацию. 18.08.2020 Управлением Росреестра по Курганской области внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) о данном объекте недвижимости в части указания площади в размере «58,5 кв.м», вместо «25,5 кв.м» и в указании вида использования – «нежилое», вместо – «жилое». В октябре 2023 г. он получил уведомление на уплату налога на имущество физических лиц за здание магазина в размере 5 599 руб., который исчислен от кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 933 132 руб. 13 коп. В сообщении от 21.11.2003 ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» подтвердили кадастровую стоимость объекта недвижимости в сумму 933 132 руб. 13 коп., рассчитанную исходя из характеристик многоквартирного 58,5 кв.м и использованием формулы расчета автоматизированной системы кадастровой оценки. На запрос об исправлении ошибки в указании кадастровой стоимости объекта недвижимости получил ответ об отказе в исправлении ошибки, т.к. ошибок не выявлено. После внесения изменений в указание площади и вида использования помещения в 2020 году была изменена кадастровая стоимость объекта недвижимости с 243 631 руб. 32 коп. на 565 572 руб. 74 коп. Полагает изменение кадастровой стоимости незаконным, т.к. в жилом доме были реконструированы две комнаты, площадью 29,4 кв.м, а 29,1 кв.м образованы от пристроя к многоквартирному дому, 19.08.2002 объект введен в эксплуатацию. Однако при регистрации права собственности в 2003 году были допущены ошибки в указании площади помещения в размере 29,4 кв.м, вместо 58,5 кв.м. Исправление реестровой ошибки в указании площади магазина и назначения его использования не влекло исправление кадастровой стоимости объекта, указанной верно. Действия регистратора по исправлению в 2020 году кадастровой стоимости помещения являются противоправными. С указанной кадастровой стоимостью помещения в размере 933 132 руб. 13 коп. он не согласен, т.к. они произведена в результате противоправных действий государственного регистратора. В дополнении к административному исковому заявлению указал, что в 2021 году состоялась переоценка кадастровой стоимости недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, с 243 631 руб. 32 коп. на 565 572 руб. 00 коп. С учетом дополнительного искового заявления просил суд: установить незаконным факт исправления государственным регистратором в 2020 году кадастровой стоимости нежилого здания, магазин «Ассорти», расположенного по адресу: <адрес>, с суммы 243 631 руб. 32 коп. на 933 132 руб. 13 коп.; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области исправить кадастровую стоимость помещения с 933 132 руб. 13 коп., на существовавшую в 2020 году кадастровую стоимость в размере 243 631 руб. 32 коп.; обязать Управление Росреестра по Курганской области произвести переоценку кадастровой стоимости, установленную в выписке из ЕГРН за 2020 год, до 18.08.2020 от суммы 243 631 руб. 32 коп.

Административный истец Гнездилов В.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие и дополнительно сообщил, что у государственного регистратора отсутствовали основания для самовольного изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Административное исковые требования заявлены не по результатам определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и пересмотре стоимости, а в части ответственности органа регистрации прав и внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, содержащие технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав правообладателей, а также несоответствие сведений публичных кадастровых карт – сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на административное исковое заявление Гнездилова В.Н. представитель административного ответчика по доверенности Короткова Ю.В. указала, что согласно данным ЕГРН 06.07.2020 (в рамках судебного спора по делу № 2-175/2020) внесены измененные сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером , а именно в сведения о площади вместо 25,2 кв.м, внесено - 58,5 кв.м, в назначение помещения вместо «жилое», внесено - «нежилое». В соответствии с п. 15 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 24.09.2018 № 514, в случае изменения площади помещения, машино-места, в сведениях ЕГРН о которых содержится кадастровая стоимость, их кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади. Сведения об изменившихся характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером явились основанием для перерасчета его кадастровой стоимости согласно ч.ч. 5-6 ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». В результате перерасчета кадастровая стоимость помещения составила 933 132 руб. 13 коп. Сведенья о кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН на основании акта определения кадастровой стоимости от 15 февраля 2021 г., подготовленному ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости». Административный истец заявленные требования нормативно, не обосновывает. Приведенные административным истцом доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению. Просит отказать Гнездилову В.Н. в заявленных требованиях и рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области.

Представитель административного ответчика ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости», привлеченного к участию в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве представитель административного ответчика генеральный директор Мищенко Е.И. указал, что в 2020 году Учреждением была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Курганской области, результаты которой были утверждены постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 9 октября 2020 г. № 52-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Курганской области». Кадастровая стоимость объекта недвижимости рассчитана на основе рыночной информации в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости о данном объекте оценки (далее - ЕГРН). Согласно сведениям ЕГРН, поступивших в Учреждение в январе 2020 года, в соответствии со ст.13 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ), в виде перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, площадь заявленного объекта недвижимости составляла 25,2 кв.м. Данная площадная характеристика была учтена при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая составила 401 964 руб. 61 коп. В течение 2020 года административным истцом были приняты меры по исправлению технической ошибки, в связи с чем, в ЕГРН были внесены измененные сведения о площади объекта недвижимости, которая составила 58,5 кв.м. Данные сведения об изменившейся характеристике объекта недвижимости были переданы в Учреждение в порядке, установленном ч. 7 ст. 15 Закона 237-ФЗ, что явилось основанием для перерасчета его кадастровой стоимости согласно ч.ч. 5-6 ст. 16 Закона 237-ФЗ. В результате перерасчета кадастровая стоимость помещения составила 933 132 руб. 13 коп. Данные сведения о кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН на основании акта определения кадастровой стоимости от 15.02.2021. Истец обратился в Учреждение 14.11.2023 с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости заявленного объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Учреждением в соответствии с ч. 14 ст. 21 Закона 237-ФЗ было принято решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, так как не было выявлено наличие ошибок, допущенных при ее определении. О чем административный истец был проинформирован Учреждением в письме от 21 ноября 2023 г. № 45-25/ОГ-01144. Кроме того, заявителю было рекомендовано для снижения кадастровой стоимости обратиться к рыночному оценщику для подготовки отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления кадастровой стоимости такого объекта равной его рыночной стоимость в соответствии со ст. 22.1 Закона 237-ФЗ. Учреждением кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просил оставить без удовлетворения исковые требования, обозначенные в рассматриваемом административном иске.

Заинтересованное лицо Малявко И.М. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В ходатайстве просила о рассмотрении дела в ее отсутствие и удовлетворении требований Гнездилова В.Н.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заслушав свидетеля Свидетель №1, подтвердившую доводы административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В собственности Гнездилова В.Н. находилось помещение магазина «Ассорти», расположенное по адресу: <адрес>

23.10.2023 зарегистрирован переход права собственности на указанный объект недвижимости от Гнездиловым В.Н. к собственнику Малявко И.М., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.10.2023.

Согласно выписке из ЕГРН на вышеуказанное помещение магазина кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 933 132 руб. 13 коп.

В исковом заявлении Гнездилов В.Н. полагает, что увеличение кадастровой стоимостью объекта недвижимости является технической ошибкой и произошло в связи с необоснованными действиями сотрудника Управления Россреестра по Курганской области в ЕГРН.

Согласно ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 269-ФЗ) внесены изменения в законодательные акты, регулирующие порядок определения и оспаривания кадастровой стоимости.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 269-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) в том числе внесены изменения в статью 14, согласно которым определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 9).

Согласно статье 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ:- кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1);

- заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2);

- к заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя (часть 5);

- заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления (часть 10);

- бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: 1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; 2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (часть 11);

- в случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12);

- решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).

В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода на новый порядок, а именно после принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.

С даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в этом субъекте Российской Федерации: а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ; в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ не осуществляется.

Постановлением Правительства Курганской области от 23 декабря 2020 г. № 443 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Курганской области - 1 января 2021 г.

В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 13 июня 2018 г. № 185 государственное унитарное предприятие Курганской области «Кургантехинвентаризация» реорганизовано путем преобразования в ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости», к целям деятельности которого, в том числе, отнесено проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области.

Согласно изменениям, внесенным в подпункт 2.3.11 пункта 2.3 раздела 2 «Предмет и цели деятельности Учреждения» Устава ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости», утвержденным распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 25 ноября 2020 г. № 811-р, к компетенции ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» отнесено рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним.

Таким образом, с 1 января 2021 г. на территории Курганской области вопросы установления кадастровой стоимости недвижимого имущества разрешаются ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ. Таким образом соответствующее решение данного бюджетного учреждения о кадастровой стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения данных сведений в ЕГРН.

Гнездилов В.Н. обратился в ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» с заявлением по вопросу изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .

Из ответа ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 21 ноября 2023 г. на его обращение следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 933 132 руб. 13 коп. рассчитана на основе рыночной информации в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Росреестра от 04.08.2021 № П/0336 согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости о данном объекте оценки. Ошибок в расчетах и (или) несоответствий в характеристиках объекта оценки, являющихся ценообразующими факторами – не выявлено. Для снижения кадастровой стоимости объекта недвижимости рекомендовано обратиться к рыночному оценщику для подготовки отчета об оценки его рыночной стоимости в целях установления кадастровой стоимости такого объекта его рыночной стоимости в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Согласно п. 2 Приказа Росреестра от 4 августа 2021 г. № П/0336 «Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке» (далее Методические указания) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета имущественных прав на данный объект, кроме права собственности.

Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.

Результаты расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в соответствии с Указаниями, не подлежат корректировке на вероятную величину доходов и расходов продавца, возникающих в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом недвижимости (в том числе связанных с налоговыми обязательствами продавца, возникающими (либо которые могут возникнуть) в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом).

Датой, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость в соответствии с Указаниями, является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», для целей Указаний в качестве вида использования принимается такое фактическое использование объекта недвижимости.

Из положений п. 3 Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 49 Указаний.

Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной (оказывающей влияние на величину кадастровой стоимости) для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован.

Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.

Индивидуальный расчет для целей Указаний осуществляется путем определения кадастровой стоимости индивидуально в отношении объекта недвижимости на основе подходов к оценке (сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области по состоянию на 1 января 2020 г. утверждены постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 19 октября 2020 г. N 52-П.

Согласно п. 67 Методических указаний замечания, связанные с определением кадастровой стоимости, касающиеся недостоверности сведений о характеристиках объекта недвижимости, представленных в Перечне, учитываются путем замены недостоверных сведений достоверными сведениями о характеристиках объекта недвижимости, если недостоверность таких сведений выявлена бюджетным учреждением.

Замечания относительно некорректного учета фактического использования объекта недвижимости, приведшего к его некорректному отнесению к группе видов использования, рассматриваются при наличии представленных документов (или копий документов) или ссылок на такие документы, подтверждающих его фактическое использование.

Замечания, касающиеся недостоверности сведений о характеристиках объекта недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости и не содержащихся в Перечне, рассматриваются с учетом представленных документов (или копий документов) или ссылок на такие документы, подтверждающих недостоверность таких сведений, при их представлении (абз.1 п. 68 Методических указаний).

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Из решения Белозерского районного суда Курганской области от 18 августа 2020 г. по делу № 2-175/2020 по исковому заявлению Гнездилова В.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области о признании права собственности на здание магазина, признании незаконным и отмене свидетельства о государственной регистрации права, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, признании добросовестным приобретателем недвижимого имущества, следует, что по его заявлению в Единый государственный реестр недвижимости были внесены изменения относительно общей площади помещения магазина «Ассорти», расположенного по адресу: <адрес>

Таким образом, суд приходит к выводу, что увеличение кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежавшего Гнездилову В.Н., произошло, в т.ч. по причине внесения изменений сведений в ЕГРН относительно площади объекта недвижимого имущества и в соответствии с расчетами кадастровой стоимости, произведенными ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» с учетом данных изменений.

Поскольку ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» подтверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 933 132 руб. 13 коп., принадлежавшего Гнездилову В.Н., и указанная в ЕГРН, то доводы административного истца о наличии в Едином государственном реестре технической ошибки в указании кадастровой стоимости помещения магазина «Ассорти», а также в неправомерном внесении сотрудником регистрирующего органа Росреестра недостоверных сведений в ЕГРН относительно кадастровой стоимости объекта, являются необоснованными.

Учитывая, что нарушение прав Гнездилова В.Н. со стороны сотрудников Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца об обжаловании действий должностного лица, возложении обязанностей проведении переоценки кадастровой стоимости объекта недвижимости и внесения изменения сведений в ЕГРН, в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Гнездилова Виктора Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области Гнездилова Виктора Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области об обжаловании действий должностного лица и возложении обязанностей внесения изменения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья: А.Ф. Копылов

(мотивированное решение суда составлено 26 января 2024 г.)