ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6102/2021 от 10.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«10» июня 2021 года г. Краснодар

Ленинский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего Жмёткина Р.Г.,

при секретаре Боевой Ю.Д.,

с участием представителя административного истца Абрамович А.И. – Дворянова А.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар – Лукеренко Д.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.2020 ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Абрамовича Александра Игоревича к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным и отмене отказа в выдаче разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Абрамович А.И. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным и отмене отказа в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении ответчика выдать без истребования дополнительных документов разрешение на строительство объекта капитального строительства «Здания предприятия общественного питания быстрого обслуживания «Макдоналдс» в г. Краснодаре на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0206006:450 с технико-экономическими показателями: общая площадь объекта капитального строительства 458,64 кв.м., этажность 1 строительный объем 2 155,61 куб.м., согласно проектно-сметной документации.

В обоснование требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206006:450, находящегося по адресу: г. Краснодар, <адрес>, разрешенное использование: средне-этажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка, бытовое обслуживание, деловое управление, магазин, общественное питание, гостиничное обслуживание, обслуживание автотранспорта, спорт. Администрацией МО г. Краснодара отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Здания предприятия общественного питания быстрого обслуживания «Макдоналдс» в г. Краснодаре со ссылкой на функциональное зонирование генерального плана, утвержденного решением городской думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.1, так как участок расположен в планируемой к размещению в специализированной зоне застройки (зона объектов здравоохранения). Считает отказ незаконным, что послужило основанием для обращения в суд.

Представитель административного истца в судебном заседании требования административного иска поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье ст. 3 КАС РФ, одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения. Если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными ил иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, Абрамович А.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый , находящегося по адресу: г. Краснодар, <адрес>, из категории земли населенных пунктов, разрешенное использование: средне-этажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка, бытовое обслуживание, деловое управление, магазин, общественное питание, гостиничное обслуживание, обслуживание автотранспорта, спорт (выписка от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ Абрамович А.И. обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Здания предприятия общественного питания быстрого обслуживания «Макдоналдс» в г. Краснодаре на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0206006:450 с технико-экономическими показателями: общая площадь объекта капитального строительства 458,64 кв.м., этажность 1 строительный объем 2 155,61 куб.м., согласно проектно-сметной документации.

К заявлению приложен градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № РФ-, проектная документация разработана ООО ЦПК «Строитель».

Решением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.1 «О генеральном плане муниципального образования г. Краснодар», вышеуказанный земельный участок расположен в планируемой к размещению в зоне специализированной общественной застройки (зона объектов здравоохранения). Размещение объекта противоречит требованиям функционального зонирования.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Из п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Положениями п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Кодекса).

Процедура принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство урегулирована п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса и включает в себя: 1) проведение проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проведение проверки соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдачу разрешение на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ перечислен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство названы отсутствие документов, предусмотренных п. 7 настоящей статьи или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган вправе отказать в выдаче такого разрешения только в прямо указанных в п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ случаях, а именно: отсутствие одного из документов, подлежащих представлению, или несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что Абрамович А.И. предоставил все необходимые документы. К заявлению приложен градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № РФ-0851, проектная документация разработана ООО ЦПК «Строитель».

Решением Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.1 «О генеральном плане муниципального образования г. Краснодар», вышеуказанный земельный участок расположен в планируемой к размещению в зоне специализированной общественной застройки (зона объектов здравоохранения). Размещение объекта противоречит требованиям функционального зонирования.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Согласно п.п. 2 и 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план представляет собой часть проекта межевания территории или отдельный документ, в котором указываются перечисленные в названном Кодексе сведения.

По смыслу ст. ст. 41-46 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок (постановление Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

При обращении за выдачей разрешения на строительство заявитель должен представить актуальный градостроительный план, соответствующий действующим градостроительным регламентам.

Согласно п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, при разработке и утверждении документов территориального зонирования должны учитываться существующие границы земельных участков.

Вновь принятые документы не должны возлагать на собственников и арендаторов земельных участков, сформированных ранее установления границ соответствующих территориальных зон, пересекающих границы существующих земельных участков, обязанность по изменению границ участков и приведения их в соответствие с изменившимися границами территориальных зон.

Пунктом 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, используются без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В силу положений ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка или землепользователь имеют право на использование принадлежащего ему земельного участка, включая право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Указанное право может быть ограничено в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что изменения градостроительной документации, включая изменение территориального и функционального зонирования, не могут вступать в противоречие с требованиями ст. 34 Градостроительного кодекса РФ и нарушать права собственника (землепользователя) земельного участка.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Абрамович А.И. с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж.2 – Зона застройки многоэтажными жилыми домами. Установлен градостроительный регламент.

Разрешенные виды использования участка приведены в п. 2.2 градостроительного плана, включая общественное питание: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (код. 4.6.).

Заявителем согласовано размещение объекта с Краснодарским высшим военным авиационным училищем летчиков имении героя Советского союза А.К. Серова от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому строительство согласуемого объекта строительства возможно, влияние на безопасность выполнения полетов воздушных судов (как искусственное препятствие) он не оказывает.

Таким образом, размещение объекта капитального строительства «Здания предприятия общественного питания быстрого обслуживания «Макдоналдс» в г. Краснодаре на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0206006:450 по адресу: г. Краснодар, <адрес>, с технико-экономическими показателями: общая площадь объекта капитального строительства 458,64 кв.м., этажность 1 строительный объем 2 155,61 куб.м., согласно проектно-сметной документации соответствует разрешенному использованию земельного участка, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, изменение функциональной зоны планируемой территории не должно ущемлять права собственников земельных участков, в связи с чем, оспариваемое решение суд не может признать законным.

Правовая позиция о способе устранения нарушения прав и законных интересов заявителя по данной категории споров путем возложения на заинтересованное лицо обязанности выдать разрешение на строительство согласуется с позицией, изложенной в определении Верхового Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-КГ17-16940 по делу № .

При таких обстоятельствах, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Абрамович Александра Игоревича к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение администрации муниципального образования г. Краснодар в лице Департамента архитектуры и градостроительства об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар выдать Абрамовичу Александру Игоревичу без истребования дополнительных документов разрешение на строительство объекта капитального строительства «Здания предприятия общественного питания быстрого обслуживания «Макдоналдс» в г. Краснодаре на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0206006:450 по адресу: г. Краснодар, <адрес>, с технико-экономическими показателями: общая площадь объекта капитального строительства 458,64 кв.м., этажность 1 строительный объем 2 155,61 куб.м., согласно проектно-сметной документации.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.

Председательствующий: