ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-610/18 от 10.08.2018 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-610/2018 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Торжок 10 августа 2018 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Голубевой О.Ю.,

при секретаре Раевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования город Торжок о признании незаконным и отмене отказа в выдаче разрешения на строительство,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском и просит признать незаконным и отменить отказ администрации муниципального образования город Торжок от 29 марта 2018 № 01-08/1072 в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

В основании административного иска указывает, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <адрес>.

Постановлением администрации города Торжка Тверской области от 21 ноября 2014 года №519 утвержден градостроительный план земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

23 марта 2018 года она обратилась в администрацию муниципального образования г. Торжок с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Письмом от 29 марта 2018 года №01-08/1072 администрация сообщила ей об отказе в выдаче разрешения на строительство, так как выездом специалистов отдела архитектуры и градостроительства администрации города установлено, что строительство индивидуального жилого дома выполнено в полном объеме.

Указанное решение нарушает права административного истца и является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а так разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установлены в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В изложенной норме перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, при этом факт начала строительства как основание для отказа в перечне не содержится.

Указанная правовая позиция выражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 28 февраля 2018 года № 18-КГ17-286.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, представитель истца ходатайствовала об отложении судебного разбирательства.

Определением суда от 10 августа 2018 года ходатайство оставлено без удовлетворения.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования город Торжок, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Администрации.

Из представленных суду письменных возражений следует, что административный ответчик не признает заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Аналогичное положение содержит подпункт 29 пункта 1 статьи 8 Устава муниципального образования город Торжок.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Выдачу разрешения на строительство на территории муниципального образования город Торжок осуществляет отдел архитектуры и градостроительства администрации города на основании административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Торжка от 28 июня 2016 года № 359.

23 марта 2018 года в администрацию города обратился ФИО2, действующий по доверенности от имени ФИО1, с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>

29 марта 2018 года в адрес ФИО2 администрацией города направлено уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство, в связи с тем, что специалистами отдела архитектуры и градостроительства администрации города было установлено выполнение строительства индивидуального жилого дома в полном объеме.

21 ноября 2014 года постановлением администрации города Торжка № 519 был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома.

Пунктом 2.1 градостроительного плана земельного участка определены основные виды разрешенного использования указанного земельного участка - индивидуальные жилые дома; одноквартирные блокированные жилые дома от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками; многоквартирные малоэтажные жилые дома; скверы, сады, бульвары; ландшафтная архитектура; проезды, тротуары, зеленые насаждения.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Нельзя не согласиться с мнением административного истца о том, что в перечисленных основаниях для отказа в выдаче разрешения на строительство факт начала строительства не содержится.

Указанная позиция действительно отражена в определении Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 года № 18-КГ17-286, где также указано, что ФИО3 отказано в выдаче разрешения на строительство только ввиду того, что ею до получения разрешения на строительство был возведен фундамент.

Вместе с тем на дату обращения в администрацию города ФИО2, действующего в интересах ФИО1, о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома объект индивидуального жилищного строительства на участке <адрес> был возведен полностью, что подтверждается актом и фотоматериалами, составленными сотрудниками органов местного самоуправления муниципального образования город Торжок 11 июля 2017 года, согласно которым зафиксировано возведение объекта в уровне двух этажей на железобетонном фундаменте, ведение работ по облицовке фасада.

Следовательно, говорить о начале строительства в данном случае не приходится.

Таким образом, считает, что отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома был выдан на законных основаниях.

У административного истца имеется возможность обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности на самовольную постройку, в случае соблюдения ряда требований: участок, на котором возведена постройка, принадлежит истцу на праве собственности, постоянного бессрочного пользования, аренды; постройка соответствует параметрам строительства, предусмотренным в документации по планировке территории и правилами землепользования и застройки (ПЗЗ); соблюдены все требования безопасности (строительные нормы, правила пожарной безопасности и др.), а также права других лиц.

Истец должен доказать, что принял необходимые меры для получения разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию. Само по себе отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в признании права собственности.

На основании изложенного административный ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель заинтересованного лица - Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, представил заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Министерства.

Принимая во внимание, что стороны и заинтересованное лицо извещены о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, при этом их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ФИО1 является арендатором земельного участка <адрес> с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается договором об уступке прав по договору аренды земельного участка №б/н от 27 октября 2016 года (л.д. 53-54).

С целью реализации своего права на использование земельного участка, в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования город Торжок Тверской области с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство индивидуального жилого дома (л.д. 121).

29 марта 2018 года административным ответчиком принято решение, оформленное в виде ответа на обращение № 0108/1072, об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> так как строительство индивидуального жилого дома выполнено в полном объеме (л.д. 122).

Исходя из положений подпункта 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных правовых норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, проведения строительных работ либо само по себе проведение работ по строительству объекта недвижимости к таковым основаниям федеральным законодательством не отнесено.

Производство строительных работ без соответствующего управомоченного публичного органа влечет применение мер юридической ответственности, предусмотренных федеральным законом.

Как видно из представленных суду доказательств, заявителем при обращении в администрацию с заявлением о разрешении на строительство представлена предусмотренная законом градостроительная и проектная документация, ибо каких-либо ссылок о ненадлежащих или недостающих документах в отказе на выдачу разрешения на строительство не содержится.

ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство только ввиду того, что ею до получения разрешения на строительство жилого дома выполнено в полном объеме.

Однако такой отказ противоречит статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из системного анализа положений указанной статьи следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения - законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют.

Между тем административный ответчик не представил в ходе судебного разбирательства доказательства того, что строительство индивидуального жилого дома ФИО1 осуществлено с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, не содержится такого заключения и в письменном отказе выдать разрешение на строительство.

На основании изложенного отказ органа местного самоуправления в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <адрес> суд находит незаконным, нарушающим права административного истца, в связи с чем заявленный административный иск подлежит удовлетворению.

С учетом требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку разрешение вопроса о соответствии закону представленного пакета документов, в том числе градостроительной и проектной документации, является прерогативой уполномоченного органа.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказ администрации муниципального образования город Торжок от 29 марта 2018 № 01-08/1072 в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <адрес> из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства признать незаконным и отменить.

Обязать администрацию муниципального образования город Торжок рассмотреть заявление ФИО1, поданное ее представителем по доверенности ФИО2 23 марта 2018 года, о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <адрес> из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения через Торжокский городской суд.

<данные изъяты>

Председательствующий подпись О.Ю. Голубева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>