ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-610/18 от 30.11.2018 Стародубского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-610/2018

УИД 32RS0028-01-2018-001062-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2018 года г.Стародуб

Стародубский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Лысухо П.И.,

при секретаре Сидориной О.Е.,

с участием: административного истца Цыкуна В.П.,

представителя административного ответчика Рубайло Н.Н.,

заинтересованного лица Цыкун М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цыкуна В.П. к администрации Стародубского муниципального района Брянской области об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Цыкун В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия администрации Стародубского муниципального района по снятию его с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключению из списка молодых семей – участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области (2014-2020 годы)», обязать администрацию Стародубского муниципального района Брянской области восстановить административного истца на жилищном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении периодом очередности с 13.03.2018 г., обязать администрацию Стародубского муниципального района Брянской области восстановить административного истца в списке молодых семей - участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области (2014-2020 годы)» периодом очередности с 08.08.2018 г.

Требования мотивирует тем, что постановлением администрации Стародубского муниципального района от 13.03.2018 г. №140 «О признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на жилищный учет» административный истец был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на жилищный учет. Постановлением администрации Стародубского муниципального района от 08.08.2018г. №490 административный истец был включен в список молодых семей - участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области (2014-2020 годы)». Постановлением администрации Стародубского муниципального района от 13.09.2018 г. №570 административный истец снят с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением администрации Стародубского муниципального района от 13.09.2018 г. №573 административный истец исключен из списка молодых семей - участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области (2014-2020 годы)». Данные действия администрации он считает необоснованными и незаконными. В настоящее время административный истец со своей семьей (женой и несовершеннолетним ребенком) зарегистрирован в домовладении с общей долевой собственностью (дом общей площадью <данные изъяты> на 2 семьи, по <данные изъяты> на каждую семью). На жилой площади (1/2 дома) зарегистрированы 8 человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 6,7 кв.м., что менее учетной нормы. За административным истцом и его ребенком объектов недвижимости на территории Российской Федерации за период с 28.02.2013 г. не значится. Супруге истца Цыкун М.В. принадлежит 1/8 доля дома, в котором они проживают в настоящее время, то есть <данные изъяты> Никаких сделок по отчуждению имущества за 5 лет до постановки на жилищный учет административный истец и члены его семьи не осуществляли, действий, носящих характер намеренного ухудшения жилищных условий, не совершали.

В ходе судебного разбирательства судом в соответствии со ст.47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена супруга административного истца Цыкун А.В.

Административный истец Цыкун В.П. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика, администрации Стародубского муниципального района Брянской области Рубайло Н.Н., действующая по доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, изложив позицию ответчика письменно в возражениях, суду пояснила, что 28.02.2018 года Цыкун В.П. обратился в администрацию Стародубского района с заявлением о принятии на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением администрации Стародубского муниципального района от 13.03.2018 года № 140 «О признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на жилищный учет» Цыкун В.П. был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на жилищный учет. Постановлением администрации Стародубского муниципального района от 08.08.2018 года № 490 Цыкун В.П. был включен в список молодых семей – участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014-2020 годы). В результате проведения инвентаризации учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в учетном деле Цыкун В.П. были выявлены следующие обстоятельства. Цыкун В.П. зарегистрирован по адресу: <адрес> домовладении с общей долевой собственностью (дом общей площадью <данные изъяты> на 2 семьи, по <данные изъяты> на каждую семью). Собственниками половины дома, в которой зарегистрирован Цыкун В.П., согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 12.05.2016 года являются: Б.В.Н.Б.В.Л.Б.М.В., Б.Е.В. (по 1/8 от общей площади дома, на каждого, т.е. <данные изъяты>.). На указанной жилой площади зарегистрированы 7 человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы, которая составляет 14 кв.м. на каждого члена семьи. Однако гражданин Цыкун В.П. зарегистрирован по указанному адресу лишь с 29.01.2018 года. В период с 25.08.2006 года по 29.01.2018 года он был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Росреестра от 06.09.2018 года по данному адресу отсутствует информация об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в связи, с чем проанализировать обеспеченность заявителя жилой площадью до 29.01.2018 года не представляется возможным. Учитывая, что брак между Цыкун В.П. и Б.М.В.. зарегистрирован 21.11.2015 года, а административный истец был зарегистрирован в домовладении, собственником которого в том числе является его супруга, только с 29.01.2018 года, при этом дата обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях - 28.02.2018 года, имеются основания полагать, что Цыкун В.П. намеренно сменил адрес регистрации с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Заинтересованное лицо Цыкун М.В. заявленные требования поддержала.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Судом установлено, что постановлением администрации Стародубского муниципального района Брянской области №140 от 13.03.2018 г. Цыкун В.П. был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на жилищный учет в связи с отсутствием жилого помещения на территории Стародубского муниципального района Брянской области.

Постановлением администрации Стародубского муниципального района Брянской области №490 от 08.08.2018 г. Цыкун В.П. включен в список молодых семей – участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014-2020 годы).

Постановлением администрации Стародубского муниципального района Брянской области №570 от 13.09.2018 г. Цыкун В.П. снят с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании решения жилищно-бытовой комиссии от 10.09.2018 г. в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. «б» ч.1 ст.9 Закона Брянской области от 09.06.2006 г. №37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области».

Постановлением администрации Стародубского муниципального района Брянской области №573 от 13.09.2018 г. Цыкун В.П. исключен из списка молодых семей – участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014-2020 годы).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 851-п "Об утверждении государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы)" Постановлением Правительства Брянской области от 29.05.2017 N 265-п утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области" (2017 - 2020 годы) государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы)".

В соответствии с п.п. б п.6 указанного Порядка участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, которая признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

В соответствии с п.7 Порядка под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, являющихся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Административный истец Цыкун В.П. состоит в зарегистрированном браке с Цыкун М.В., государственная регистрация заключения брака произведена 21.11.2015 г., актовая запись .

Семья Цыкун имеет ребенка Ц.А.В.ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о рождении

Из паспорта , выданного ОВД г.Новозыбкова и Новозыбковского района Брянской области 01.02.2006 г. следует, что Цыкун В.П. был зарегистрирован: с 25.08.2006 г. по 29.01.2018 г. по адресу <адрес>, с 29.01.2018 г. по настоящее время по адресу <адрес>.

Согласно домовой книге для регистрации граждан, проживающих в <адрес> в <адрес>, по указанному адресу зарегистрированы: Б.В.Л. с 18.08.2014 г. по настоящее время, С.Е.В. с 24.04.2014 г. по настоящее время, С.Я.А. с 24.04.2014 г. по настоящее время, Б.В.Н. с 18.08.2014 г. по настоящее время, Цыкун М.В. с 18.08.2014 г. по настоящее время, Ц.А.В. с 29.04.2016 г. по настоящее время, Цыкун В.П. с 29.01.2018 г. по настоящее время.

Согласно справке №495 от 26.10.2018 г., выданной Воронокской сельской администрацией, Цыкун В.П. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, имеет состав семьи: жену Цыкун М.В., сына Ц.А.В.

Из уведомлений от 16.10.2018 г., от 17.10.2018 г. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Брянской области следует, что за Цыкун В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Ц.А.В.ДД.ММ.ГГГГ г.р. объектов недвижимости на территории Российской Федерации в собственности не значится.

Согласно уведомлению от 16.10.2018 г. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Брянской области Цыкун М.В. имеет в собственности объект недвижимости на территории Российской Федерации.

Домовладение, в котором зарегистрирована и проживает семья административного истца, находится в общей долевой собственности, собственниками являются: Б (Цыкун) М.В. – 1/8 доля в праве, Б.Е.В. – 1/8 доля в праве, Б.В.Н. – 1/8 доля в праве, Б.В.Л. – 1/8 доля в праве.

Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес> Воронокской сельской администрации Воронокского сельского поселения Стародубского района следует, что Цыкун В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был зарегистрирован по указанному адресу с 25.08.2006 г. по 29.01.2018 г.

По сообщению СПК «Васильевский» от 20.11.2018 г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является собственностью СПК «Васильевский». В настоящее время в доме никто не проживает и никто не прописан.

Из справки №3040 от 27.11.2018 г., выданной Воронокской сельской администрацией Воронокского сельского поселения, следует, что Цыкун В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 29.01.2018 г. по настоящее время зарегистрирован в <адрес>. В период с 31.07.1985 г. по 20.09.2003 г. и с 25.08.2006 г. по 29.01.2018 г. проживал и был зарегистрирован в <адрес>. Поселок <адрес> находится в 3 км от <адрес>, в поселке нет школы, детского сада, магазина, количество населения 40 человек.

Согласно справке №819 от 29.11.2018 г., выданной МУП ЖКХ Стародубского района, водопроводная сеть по адресу <адрес> (Воронокское сельское поселение) проходит в 500 м и ближайшая водопроводная колонка находится в 500 м от данного адреса - по <адрес>.

Из справки №3 от 26.11.2018 г., выданной АО «Газпром газораспределение Брянск» филиал Западный, следует, что н.<адрес> сельского поселения не газифицирован.

Таким образом, судом установлено, что домовладение по адресу <адрес>, в котором ранее был зарегистрирован Цыкун В.П. ни ему, ни его близким родственникам не принадлежит, договора найма его не имеется, в нем никто не проживает, оно лишено коммунальных удобств, поэтому вывод административного ответчика о том, что Цыкун В.П. умышленно ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировавшись и переехав жить по месту жительства жены и ребенка, суд находит не обоснованным, доказательств в опровержение этого, суду не представлено.

При таких обстоятельствах действия административного ответчика и постановление администрации Стародубского муниципального района от 13.09.2018 г. №570, которым административный истец Цыкун В.П. снят с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановление администрации Стародубского муниципального района от 13.09.2018 г. №573, которым административный истец исключен из списка молодых семей - участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области (2014-2020 годы)», суд находит не обоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования Цыкуна В.П. подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Цыкуна В.П. к администрации Стародубского муниципального района Брянской области об оспаривании действий органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Стародубского муниципального района по снятию Цыкун В.П. с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключению из списка молодых семей – участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014-2020 годы).

Отменить постановление администрации Стародубского муниципального района Брянской области от 13 сентября 2018 года №570 о снятии с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Цыкун В.П., 31.07.1985 года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> постановление администрации Стародубского муниципального района от 13.09.2018 г. №573, которым Цыкун В.П., исключен из списка молодых семей - участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области (2014-2020 годы)»

Обязать администрацию Стародубского муниципального района восстановить Цыкун В.П. на жилищном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении периодом очередности с 13 марта 2018 года, восстановить его в списке молодых семей участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014-2020 годы) периодом очередности от 8 августа 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 04.12.2018г.