Дело № 2а-610/2021
36RS0027-01-2021-001000-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Павловск 01ноября 2021 года
Павловский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Лесных Р.А.,
с участием:
представителя административного истца - помощника прокурора Павловского района Олейникова И.А.,
представителя административного ответчика администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области – ФИО1,
при секретаре Омельченко Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление прокурора Павловского района Воронежской областиЗубкова И.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия администрации городского поселения – город Павловск о признании незаконным бездействия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Павловского района обратился в суд с настоящим административным искомуказывая, что в ходе проверки исполнения законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям в деятельности администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области выявлены нарушения законодательства. Так земельные участки, предоставленные гражданам, имеющих трех и более детей в соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, расположенные на территории улиц Планерная, Широкая, Воинов Интернационалистов, Маршала ФИО2, 300-летие Флота, Парковая, Студенческая города Павловска Воронежской области, не обеспечены необходимыми объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры: отсутствуют инженерные сети водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения, а также автомобильные дороги, тротуары и другие необходимые элементы дорожного благоустройства.
В целях устранения подобных нарушений федерального и регионального законодательства прокуратурой района главе городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района в 2021 году вынесено представление, требования которого, как установлено проверкой, в полном объеме не исполнены.
Считает, что данное бездействие администрации городского поселения – город Павловск по обеспечению необходимой инфраструктурой земельных участков существенно нарушает права многодетных семей на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем, гарантированные им государством.
На основании изложенного просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению объектами инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, расположенных по улицам Планерная, Широкая, Воинов Интернационалов, Маршала ФИО2, 300-летия Флота, Парковая, Студенческая города Павловска Воронежской области.
Обязать администрацию городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области обеспечить земельные участки, расположенные по улицам Планерная, Широкая, Воинов Интернационалов, Маршала ФИО2, 300-летия Флота, Парковая, Студенческая города Павловска Воронежской области а именно имеющие кадастровые номера: <№>объектамиинженернойинфраструктуры: водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения, а также объектами дорожной инфраструктуры - твердым дорожным покрытием, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Олейников И.А. заявил ходатайство об отказе от части исковых требований о признании незаконным бездействие администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению объектами инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, расположенных по улицам Планерная, Широкая, Воинов Интернационалов, Маршала ФИО2, 300-летия Флота, Парковая, Студенческая города Павловска Воронежской области, в остальной части заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Представитель административного ответчика– администрации городского поселения город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, пояснив, что бездействие со стороны администрации отсутствует, так с 2019 года, включая и текущий год, администрация направляет в департамент строительной политики Воронежской области бюджетные заявки для участия в государственной программе Воронежской области: «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области». Средства на реализацию данной программы в 2020-2021 годах администрации не доводились. Ввиду значительной стоимости даже проектных работ, реализация мероприятий по строительству инженерных коммуникаций для земельных участков, предоставляемых многодетным гражданам в полном объеме, без привлечения средств областного бюджета невозможна. По вопросу обустройства дорог, в данный момент идет разбивка автомобильных дорог на всей территории п. Восточный-3, устройство оснований из отсева дробления гранита. Укладка асфальтобетонного покрытия и обустройство тротуаров будет произведена после строительства всех коммуникаций на данной территории. Также администрацией городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области, ежегодно проводятся меры к обеспечению объектами инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, расположенных по улицам Планерная, Широкая, Воинов Интернационалов, Маршала ФИО2, 300-летия Флота, Парковая, Студенческая города Павловска Воронежской области предоставив в с <№>объектамиинженернойинфраструктуры: водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения, а также объектами дорожной инфраструктуры - твердым дорожным покрытием, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Олейников И.А. заявил ходатайство об отказе от части исковых требований о признании незаконным бездействие администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению объектами инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, расположенных по улицам Планерная, Широкая, Воинов Интернационалов, Маршала ФИО2, 300-летия Флота, Парковая, Студенческая города Павловска Воронежской области, в остальной части заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика– администрации городского поселения город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, пояснив, что бездействие со стороны администрации отсутствует, так с 2019 года, включая и текущий год, администрация направляет в департамент строительной политики Воронежской области бюджетные заявки для участия в государственной программе Воронежской области: «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области». Средства на реализацию данной программы в 2020-2021 годах администрации не доводились. Ввиду значительной стоимости даже проектных работ, реализация мероприятий по строительству инженерных коммуникаций для земельных участков, предоставляемых многодетным гражданам в полном объеме, без привлечения средств областного бюджета невозможна. По вопросу обустройства дорог, в данный момент идет разбивка автомобильных дорог на всей территории п. Восточный-3, устройство оснований из отсева дробления гранита. Укладка асфальтобетонного покрытия и обустройство тротуаров будет произведена после строительства всех коммуникаций на данной территории. Также администрацией городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области, ежегодно проводятся меры к обеспечению объектами инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, расположенных по улицам Планерная, Широкая, Воинов Интернационалов, Маршала ФИО2, 300-летия Флота, Парковая, Студенческая города Павловска Воронежской области предоставив в судебное заседание пояснительные записки с приложениями, что подтверждает отсутствие бездействия со стороны администрации.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
На основании пункта 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На основании ч. 2 ст. 12 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25 ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных ч. 3 настоящей статьи в пределах норм, установленных статьями 8.1 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: 1. индивидуальное жилищное строительство; 2. ведение садоводства; 3. ведение огородничества; 4. ведение личного подсобного хозяйства.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в период с 2018-2020 г. 274 земельных участка были предоставлены многодетным гражданам, проживающим на территории городского поселения – город Павловск и Павловского муниципального района по улицам Планерная, Широкая, Воинов Интернационалов, Маршала ФИО2, 300-летия Флота, Парковая, Студенческая.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно - технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 ч.1 п.п.1, 1.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Статьей 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 8.1Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:
подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;
согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.
Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела, в настоящее время земельные участки расположенные по улицам Планерная, Широкая, Воинов Интернационалов, Маршала ФИО2, 300-летия Флота, Парковая, Студенческая города Павловска Воронежской области а именно имеющие кадастровые номера: <№>, не обеспечены администрацией городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района объектами <№>коммунальной и дорожной инфраструктуры: водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения, а также объектами дорожной инфраструктуры - твердым дорожным покрытием. Из ответа администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области от 11.08.2021 г. № 2300274 земельных участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в период с 2018-2020 были предоставлены многодетным гражданам, проживающим на территории городского поселения – город Павловск и Павловского муниципального района. Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков осуществляется муниципальным образованием за счет средств местного и областного бюджетов на условиях софинансирования объектов капитального строительства, в рамках соответствующих государственных программ. В рамках программных мероприятий планируется проектирование и строительство сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. С представителями всех ресурсоснабжающих предприятий проработан вопрос наличия необходимых мощностей, получены предварительные технические условия. С 2019 года, включая и текущий год, администрация направляет в департамент строительной политики Воронежской области бюджетные заявки для участия в государственной программе Воронежской области: «Обеспечение доступным и комфортным жильем нас01:3682, не обеспечены администрацией городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры: водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения, а также объектами дорожной инфраструктуры - твердым дорожным покрытием.
Из ответа администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области от 11.08.2021 г. № 2300274 земельных участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в период с 2018-2020 были предоставлены многодетным гражданам, проживающим на территории городского поселения – город Павловск и Павловского муниципального района. Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков осуществляется муниципальным образованием за счет средств местного и областного бюджетов на условиях софинансирования объектов капитального строительства, в рамках соответствующих государственных программ. В рамках программных мероприятий планируется проектирование и строительство сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. С представителями всех ресурсоснабжающих предприятий проработан вопрос наличия необходимых мощностей, получены предварительные технические условия. С 2019 года, включая и текущий год, администрация направляет в департамент строительной политики Воронежской области бюджетные заявки для участия в государственной программе Воронежской области: «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области». Средства на реализацию данной программы в 2020-2021 годах администрации не доводились. Ввиду значительной стоимости даже проектных работ, реализация мероприятий по строительству инженерных коммуникаций для земельных участков, предоставляемых многодетным гражданам в полном объеме, без привлечения средств областного бюджета невозможна. По вопросу обустройства дорог, в данный момент идет разбивка автомобильных дорог на всей территории п. Восточный-3, устройство оснований из отсева дробления гранита. Укладка асфальтобетонного покрытия и обустройство тротуаров будет произведена после строительства всех коммуникаций на данной территории. Распоряжением администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области от 12.08.2021 № 08-д к дисциплинарной ответственности привлечен заместитель директора по архитектуре и градостроительству КУ г.п.г Павловск Павловского муниципального района Воронежской области «Управление городского хозяйства» ФИО3 (л.д. 21-23)
В связи с отсутствием инженерных коммуникаций имеются препятствия к использованию предоставленных многодетным семьям земельных участков по их прямому назначению, в соответствии с разрешенным использованием.
Учитывая, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве государственной меры социальной поддержки в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования земельным участком по целевому назначению.
Оценив требования истца и возражения ответчика по предмету иска, суд приходит к выводу, что лицом, ответственным за нарушение действующего законодательства в виде не обеспечении объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры, в частности сетями водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения, а также автомобильными земельных участков, предоставленных многодетным семьям для ведения личного подсобного хозяйства является администрация городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 г. №22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Поскольку законно установленная обязанность по обеспечению земельных участков предоставляемых многодетным семьям объектами инженерной инфраструктуры администрациями не была своевременно исполнена, что нарушает их права на достойные условия проживания, данную обязанность администрация должна исполнить по решению суда.
Доводы об отсутствии финансирования и значительности затрат на предполагаемые мероприятия основанием для освобождения от выполнения возложенных законом обязанностей являться не может.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 17 июня 2004 г. №12-П; определения от 12 апреля 2005 г. №142-О, от 13 июня 2006 г. №194-О, от 2 ноября 2006 г. №540-О, от 10 октября 2013 г. №159-О), местный бюджет является составной частью финансовой системы Российской Федерации, недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации; конкретные формы финансового покрытия расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Павловского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично, с учетом отказа от исковых требований в части признания бездействия администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить административный иск прокурора Павловского района Воронежской области Зубкова И.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области – частично.
Обязать администрацию городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области обеспечить земельные участки, расположенные по улицам Планерная, Широкая, Воинов Интернационалов, Маршала ФИО2, 300-летия Флота, Парковая, Студенческая города Павловска Воронежской области а именно имеющие кадастровыеномера:<№>,объектами инженерной инфраструктуры: водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения, а также объектами дорожной инфраструктуры - твердым дорожным покрытием, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.А. Лесных
Дело № 2а-610/2021
36RS0027-01-2021-001000-86