Дело № 2а-6112/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 05 декабря 2017 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Савченко Е.А.
при секретаре судебного заседания Гасанове Г.Г.о.
с участием представителя административного истца
прокурора отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и
охраны природы Управления по надзору за исполнением законов и
законности правовых актов Прокуратуры Хабаровского кря ФИО1
представителя административного ответчика Министерства
природных ресурсов по доверенности ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Хабаровского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании бездействия незаконным, выразившееся в ненаправлении документов для внесения сведений о границах особо охраняемых природных территорий памятников природы краевого значения «Скальные обнажения Шаман», «Кедрово-тисовая роща», обязании направить документы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействие, об обязании направить документы.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой края проведена проверка соблюдения министерством природных ресурсов Хабаровского края законодательства об особо охраняемых природных территориях. В ходе проверки установлено, что постановлением Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» на территории Комсомольского муниципального района создан памятник природы краевого значения «скальные обнажения «Шаман»» площадью 520 га., на территории г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района создан памятник природы краевого значения «Кедрово-тисовая роща» площадью 95,4 га. Постановлениями Правительства Хабаровского края утверждены описания границ памятников природы краевого значения и Положение о памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае.
Указанные особо охраняемые природные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения, размещенный на сайте министерства природных ресурсов Хабаровского края в соответствии с приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».
Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сведения о границах данных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Невнесение указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости нарушает требования законодательства об особо охраняемых природных территориях и земельного законодательства.
Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в ненаправлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемой природной территории памятник природы краевого значения «Скальные обнажения Шаман», «Кедрово-тисовая роща» Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ. направить в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах особо охраняемой природной территории памятников природы краевого значения «Скальные обнажения Шаман», «Кедрово-тисовая роща».
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы административного иска, в том числе указав на то, что прокуратурой Хабаровского края в адрес министра природных ресурсов внесено представление в связи с неисполнением указанных требований законодательства, из ответа на который следует, что график выполнения данных работ разрабатывается, но сведения в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
В судебном заседание представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО2 требования прокурора не признала по доводам письменных возражений, в том числе указала на то, что министерством предпринимались и предприняты все возможные меры по реализации возложенных с ДД.ММ.ГГГГ полномочий по внесению сведений о границах ООПТ краевого значения в Единый государственный кадастр недвижимости. Просит суд в требованиях отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 26 названного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 2 ч.2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации одним из ограничений прав на землю является установление особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218 «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости должны содержаться сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч.1 ст. 10 названного Федерального закона № 218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: 1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); 2) описание местоположения границ таких зон и территорий; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений; 5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; 6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); 7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Статья 32 Федерального закона №218-ФЗ предписывает органам местного самоуправления направить в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий.
Судом установлено, что прокуратурой края проведена проверка соблюдения министерством природных ресурсов Хабаровского края законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой установлено, что постановлением Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» на территории комсомольского муниципального района создан памятник природы краевого значения ««Скальные обнажения Шаман», площадью 520 га., на территории г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района создан памятник природы краевого значения «Кедрово-тисовая роща» площадью 95,4 га.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.12.2014г. №469-пр «Об утверждении границ памятников природы краевого значения на территориях городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», Аяно-Майского, Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, Николаевского, им.Полины Осипенко, Советско-Гаванского, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края и о внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края» утверждено описание границ памятника природы краевого значения «Скальные обнажения «Шаман», «Кедрово-тисовая роща». Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 №154-пр утверждено Положение о памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае.
В соответствии с приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» указанные особо охраняемые природные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения, размещенный на сайте министерства природных ресурсов Хабаровского края.
Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 07.08.2017г. сведения о вышеперечисленных особо охраняемых природных территориях «Скальные обнажения Шаман», «Кедрово-тисовая роща» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр, основными задачами министерства природных ресурсов Хабаровского края является комплексное государственное управление природными ресурсами, охраной окружающей среды в крае; развитие горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, ресурсных и охотничьего промыслов в крае; управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения в соответствии с действующим законодательством.
Министерство природных ресурсов Хабаровского края организует создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Обеспечивает функционирование и охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения (за исключением охраны от пожаров), в том числе через специально создаваемые для этой цели структурные подразделения.
<данные изъяты>. прокуратурой Хабаровского края в адрес министра природных ресурсов Хабаровского края вынесены представления об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, выразившиеся в отсутствии сведений в Едином государственном реестре недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий: ««Скальные обнажения Шаман», «Кедрово-тисовая роща».
По результатам рассмотрения представления дан ответ, из которого следует, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах зон особо охраняемых природных территорий: «Скальные обнажения Шаман», «Кедрово-тисовая роща», отсутствуют, однако в целях внесения указанных сведения министерством природных ресурсов края разрабатывается график внесения сведений.
Из указанного, а также из доводов представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что факт отсутствия сведений в Едином государственном реестре недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий не оспаривался и нашел свое подтверждение ходе исследований доказательств по делу, при этом объективных обстоятельств свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиком обязанности по внесению указанных сведений в ЕРГН суду не представлено, не является таковыми предпринятые меры к формированию графика внесения указанных сведений.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие министерства природных ресурсов Хабаровского края по не направлению в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Срок для производства работ по выполнения данного вида работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При определении срока выполнения работ, суд учитывает объем выполняемых работ, и считает возможным установить для выполнения данного вида работ срок в течение 4-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд, установив, что сведения в Едином государственном реестре недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий: «Скальные обнажения Шаман», «Кедрово-тисовая роща» отсутствуют, при этом сведения ЕГРН является официальным источником сведений о местонахождении и границах земельного участка, их отсутствие нарушает права неопределенного круга лиц и создает условия для нарушения режима и функционирования таких территорий, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, установив срок в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для выполнения работ по исполнению обязанности, возложенной судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Прокурора Хабаровского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании бездействия незаконным, выразившееся в ненаправлении документов для внесения сведений о границах особо охраняемых природных территорий памятников природы краевого значения «Скальные обнажения Шаман», «Кедрово-тисовая роща», обязании направить документы удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в ненаправлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемой природной территории памятник природы краевого значения «Скальные обнажения Шаман», площадью 520 га, «Кедрово-тисовая роща», площадью 95,4 га.
Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах особо охраняемой природной территории памятник природы краевого значения «Скальные обнажения Шаман», «Кедрово-тисовая роща».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 11 декабря 2017 года решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Копия верна:
Председательствующий: судья Савченко Е.А.