ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6115/16 от 07.07.2016 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

№2а-6115/16-24

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2016 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи М.Н. Картавых,

при секретаре М.О.Журковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сатторовой М. Д. о признании незаконным решения государственного органа,

у с т а н о в и л:

Сатторова М.Д. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными и отменить решения УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании и признании недействительным свидетельства участника Государственной программы СС . В обоснование заявленных требований указывает, что административный истец полностью соответствует требованиям долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы», она желает постоянно проживать в России совместно с супругом и несовершеннолетними детьми, являющимися участниками Государственной программы, с целью осуществления трудовой деятельности. В связи с чем, Сатторова М.Д.считает оспариваемое решение государственного органа незаконным.

В судебном заседании Сатторова М.Д., в присутствии представителя Канноева Д.Н., требования поддержала.

Представители УФМС России по РК, МВД РК Веретенников В.В., Министерства труда и занятости населения Республики Карелия Трусова Н.Ю., действующие на основании доверенностей, полагали административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в представленных суду отзывах.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяют и регулируют Федеральные законы от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В судебном заседании установлено, что Сатторова М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, является гражданкой <данные изъяты>. Министерством труда и занятости Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения заявления Сатторовой М.Д., принято решение о соответствии кандидатуры административного истца требованиям Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (далее -Государственная программа), о чем было уведомлено УФМС России по Республике Карелия письмом от ДД.ММ.ГГГГ/МТ-и. ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Республике Карелия было принято решение о выдаче Сатторовой М.Д. Свидетельства участника Государственной программы и включению в него членов ее семьи.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец совместно со своим супругом Б, несовершеннолетними детьми: Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сыном Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, стала участником вышеуказанной Государственной программы, в связи с чем представительством ФМС России в <данные изъяты> Сатторовой М.Д. выдано свидетельство участника Государственной программы СС .

Решением УФМС России по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Сатторовой М.Д. разрешено временное проживание на территории Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФМС России по Республике Карелия поступило ходатайство уполномоченного органа по реализации в Республике Карелия Государственной программы- Министерства труда и занятости Республики Карелия за /МТ-и о несоответствии Сатторовой М.Д. требованиям долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 г.г.».

Согласно пункту 17 Государственной программы, решение об аннулировании свидетельства участника принимается территориальным органом ФМС России с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Республике Карелия, основываясь на пункте 27 Государственной программы, приняло решение об аннулировании Сатторовой М.Д. свидетельства участника Государственной программы. Согласно указанной правовой нормы соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется. Решение о согласовании участия в Государственной программе Сатторовой М.Д. принято Министерством труда и занятости Республики Карелия с целью восполнения кадрового дефицита медицинских работников в республике, однако участница Государственной программы Сатторова М.Д. в течение шести месяцев не предпринимает каких-либо действий к трудоустройству по медицинской специальности, получению сертификата специалиста, и в настоящее время не трудоустроена, в связи с чем не отвечает требованиям региональной программы.

С таким решением государственного органа суд согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно п. 6 Государственной программы участник Государственной программы -соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся - супруга (супруг), дети.

Согласно долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, 2013-2018 годы», участник региональной государственной программы должен соответствовать обязательным критериям: отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности, осуждения за совершение умышленных преступлений, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом; наличие профессионального образования по профессии (специальности), востребованной на региональном рынке труда, для соотечественников, временно или постоянно проживающих в Республике Карелия - наличие стажа трудовой деятельности по указанной профессии (специальности) на территории республики, не менее 6 месяцев на момент подачи заявления на участие в Программе; трудоспособный возраст (до 55 лет для женщин, до 60 лет для мужчин); владение русским языком на уровне не ниже базового уровня, отсутствие обстоятельств, которые могут послужить основанием для принятия в установленном Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» порядке решения неразрешении въезда соотечественнику (и/или члену его семьи) на территория Российской Федерации, либо основанием аннулирования разрешения на временное проживание и вида на жительство, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; желание постоянно проживать в Республике Карелия с целью осуществления трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности; обязательное совместное участие в Программе супругов, если заявитель состоит в браке.

Судом установлено, что Сатторова М.Д. к уголовной ответственности не привлекалась; окончила <данные изъяты> по специальности «<данные изъяты>», с присвоением квалификации - <данные изъяты>, имеет необходимый официально подтвержденный трудовой стаж по специальности в Республике <данные изъяты>; находится в трудоспособном возрасте; владеет русским языком на базовом уровне; желает постоянно проживать в России с целью осуществления трудовой деятельности; проживает совместно с супругом и несовершеннолетними детьми, являющимися участниками Государственной программы, ее несовершеннолетние дети получают в <данные изъяты> Иного места жительства за пределами России ни административный истец, ни члены ее семьи не имеют.

Таким образом, Сатторова М.Д. соответствует требованиям долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы».

Российская Федерация, будучи социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и которое осуществляет поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, обязана гарантировать иностранным гражданам и лицам без гражданства права, свободы и государственную, особенно судебную, защиту от дискриминации, в том числе в области семейной жизни на основе уважения достоинства личности и с учетом того, что забота о детях, их воспитание составляют равное право и обязанность родителей (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1: статья 38, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Согласно Государственной программе одним из принципов ее реализации является обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления.

В соответствии с Государственной программой иностранным гражданам, являющимся участникам Государственной программы и членам их семей предоставляется право приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, получить государственные гарантии и социальную поддержку.

Доводы административных ответчиков и заинтересованного лица о том, что участница Государственной программы Сатторова М.Д. не предпринимала каких-либо действий к трудоустройству по медицинской специальности, получению сертификата специалиста, и в настоящее время не трудоустроена, в связи с чем она не соответствует требованиям долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы», судом не принимаются.

Согласно подп. 1, 4 ч. 1 ст. 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до 01 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста; лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В настоящее время действует Положение о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.1995 № 119, согласно п. 2 которого лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, могут быть допущены к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации при условии, что федеральными государственными органами управления образованием совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения будет установлена эквивалентность образования.

Непосредственное обеспечение процедуры признания документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации возложено на Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования» (адрес ФГБНУ «Главэкспертцентр»: <адрес>

После установления эквивалентности документа об образовании, выданного на территории иностранного государства, а также в случаях, когда подтверждение иностранного диплома не требуется, лицо, претендующее на право занятия медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (<адрес> заявление установленного образца и необходимые документы в соответствии с установленным перечнем документов. После успешной сдачи экзамена территориальным органом Росздравнадзора выдается сертификат специалиста, дающий право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью по специальности на всей территории Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно расписки <данные изъяты> в получении документов, представленных заявителем в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Сатторовой М.Д. ДД.ММ.ГГГГ были сданы все необходимые документы для признания и установления эквивалентности на территории Российской Федерации ее документа об образовании.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение в отношении административного истца принято без учета фактических обстоятельств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение не отвечает требованиям закона, в связи с чем подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Сатторовой М. Д. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия от 14.03.2016 об аннулировании и признании недействительным свидетельства участника Государственной программы .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2016 года.