ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6119/2015 от 23.11.2015 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-6119/2015

Решение

Именем Российской Федерации

23 ноября 2015 года г. Омска

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Шенгель Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 об оспаривании действий Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском к ответчику. В обоснование требований указал, что он обратился в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (брандмауэрное панно) на стене многоквартирного жилого дома по <адрес>. Согласие собственников многоквартирного дома на установку рекламной конструкции было получено. Истцу отказано в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Истец полагает данный отказ не законным, нарушающим его права и законные интересы. В письме от ДД.ММ.ГГГГ №исх не указано, что включает в себя понятие «внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения или городского округа» и каким образом размещение рекламной конструкции будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки, в чем заключается данное нарушение. Решение ответчика не мотивировано. Со ссылкой на положения ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе" просит признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на стене многоквартирного дома по <адрес>, обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска выдать разрешение на установку рекламной конструкции (брандмауэрное панно) на стене многоквартирного жилого дома по ул.К. Маркса, 5.

ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы административного иска по основаниям, в нем изложенным. Представитель административного истца, действующий в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ ФИО3, в судебном заседании просил удовлетворить требования истца. Полагал, что административным ответчиком доказательств в обоснование позиции несогласия с иском не представлено, решение ответчика об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции не мотивированно.

Представитель административного ответчика, действующий по доверенности ФИО6, иск не признал, представил письменный отзыв (л.д. 30), согласно которому отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является законным и обоснованным, поскольку при размещении указанной рекламной конструкции на стене многоквартирного дома нарушается внешний архитектурный облик сложившейся застройки города. Постоянно действующим коллегиальным органом принято соответствующее решение, которое оформлено протоколом. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Привлеченный к участию в дело в качестве заинтересованного лица ФИО10 (представитель собственников многоквартирного дома), в судебном заседании участия не принимал, в представленной телефонограмме просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе"

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространение наружной рекламы в соответствии с положениями ст. 19 вышеназванного Федерального закона допускается с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Пунктом 5 статьи 19 5 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 9).

Пунктом 11 данной статьи также предусмотрено, что к указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:

1) данные о заявителе - физическом лице.

2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным (п. 14).

Соответствующим органом на территории муниципального образования г. Омск осуществляющего функции в области рекламы и дизайна является Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (п. 23 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска). Департамент принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Омска, выдает разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Омска (пп. 6, 7 п. 23 Положения).

Из материалов дела следует, что ФИО1.С. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент имущественных отношений администрации г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (брандмауэрное панно) на стене многоквартирного жилого дома по <адрес> на срок <данные изъяты> лет (л.д. 33). К заявлению были приложены протокол общего собрания собственников многоквартирного <адрес> (л.д. 10, 13-22), проводимого в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении установки рекламной конструкции на стене многоквартирного дома, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12), заключенный между ФИО1 и уполномоченным представителем собственников многоквартирного дома ФИО7, квитанция оплаты госпошлины.

Согласно эскизу рекламной конструкции указанное брандмауэрное панно имеет площадь информационного поля 240 кв.м. (12 000 мм. х 20 000мм.) (л.д. 8-9).

Постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ N 221-п "О создании комиссии по наружной рекламе на территории города Омска" указанная комиссия создана целях в целях упорядочивания размещения средств наружной рекламы. Комиссия по наружной рекламе на территории города Омска является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом и в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, законодательством Омской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Омска, а также настоящим Положением. Целями деятельности комиссии являются обеспечение единой политики в области распространения наружной рекламы на территории города Омска, определение приоритетных направлений деятельности в этой сфере, создание условий для развития и совершенствования распространения наружной рекламы в городе Омске.

Функциями комиссии являются: в том числе рассмотрение заявлений собственников или иных законных владельцев соответствующего недвижимого имущества либо владельцев рекламных конструкций о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории <адрес> в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

Как следует из содержания протоколов заседания комиссии по наружной рекламе (л.д. 36-41) вопрос о согласовании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции оп <адрес> (брандмауэрное панно, заявитель ФИО1) выносился на обсуждение комиссии ДД.ММ.ГГГГ и был отложен, а так же ДД.ММ.ГГГГ и так же был отложен для выяснения вопроса о соответствии внешнему архитектурному облику сложившейся застройки. На заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ по вопросу размещения спорной рекламной конструкции принято решение об отказе в согласовании по пп. 4 п. 15 ст. 19 Федерального закона «О рекламе».

В ответе Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 сообщено об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (брандмауэрное панно) на стене многоквартирного жилого дома по ул.К. Маркса, 5 на основании пп. 4 п. 15 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» - нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (л.д. 32).

Таким образом, указанное решение принято в соответствии с полномочиями Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, порядок принятия оспариваемого решения и срок принятия, не нарушены.

Оценивая доводы административного истца относительно нарушения его прав, законных интересов оспариваемым решением, проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца о незаконности оспариваемого решения не подлежат принятию во внимание.

В рассматриваемом случае, отказ в выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ не является не мотивированным, поскольку в нем содержится ссылка на соответствующий пункт 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, предусматривающий исчерпывающий перечень оснований для принятия органом местного самоуправления решения об отказе в выдаче разрешения и приведено содержание данного пункта.

В соответствии с пп. 4 п. 15 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в том числе по основанию: нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.

Решением Омского городского Совета от 25.06.2014 N 253 "О правилах установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Омске, размещения рекламы на транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности города Омска" установлены единые и обязательные к исполнению требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций в городе Омске.

Согласно данным правилам внешний архитектурный облик сложившейся застройки города Омска - пространственно-композиционное решение территории города Омска, обеспечивающее целостность восприятия фрагментов застройки, при котором взаимоувязка объектов капитального строительства, всех элементов застройки, элементов благоустройства, рекламных конструкций, знаково-информационных систем и окружающей среды осуществлена с учетом воплощенных архитектурных решений, соразмерности пропорций, цвета, пластики, метрических и ритмических закономерностей и направлена на создание эстетичной, комфортной городской среды.

В ст. 5 данных правил дается понятие «брандмауэрные панно» - тип рекламных конструкций, размещаемых на поверхности стен зданий, строений и сооружений, за исключением некапитальных нестационарных сооружений. Рекламные конструкции типа "брандмауэрное панно" выполняются по индивидуальному проекту и состоят из присоединяемого к стене здания, строения и сооружения, за исключением некапитального нестационарного сооружения, информационного поля, изготовленного из гибкого, эластичного материала. Количество информационных полей рекламной конструкции типа "брандмауэрное панно" - не более одного. Размеры информационного поля определяются исходя из индивидуального проекта рекламной конструкции. Рекламные конструкции типа "брандмауэрное панно" допустимы с наружным подсветом информационного поля, не оборудованные системой автоматической смены изображений на информационном поле.

Согласно ст. 8 указанного Решения рекламные конструкции и места их размещения должны соответствовать положениям Федерального закона "О рекламе" и требованиям, в том числе: рекламные конструкции должны соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Омска, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

Такое основание для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции как нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа носит оценочный характер.

Таким образом, вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей. Объект рекламы и информации, установленный на территории города, не должен ухудшать архитектурный облик города, преграждать визуальное восприятие архитектуры областного центра, негативно сказаться на художественном облике территории.

Улица Карла Маркса является одной из центральных транспортных улиц города Омска, вдоль которой располагаются множество объектов культурного значения. Место, где испрашивалось размещение рекламной конструкции, находится рядом с историческим центром г. Омска и напротив Омского дома профсоюзов, Омского театра для детей и молодежи, музыкального училища им. В.Я. Шабалина, Казачьего собора, в связи с чем требования к архитектурному облику и элементам внешнего благоустройства, в частности, наружной рекламе и информации, на обозначенной территории особенно высоки. Суд соглашается с мнением административного ответчика о том, что размещение крупноформатной рекламной конструкции (площадью 240 кв. м.) на стене многоквартирного дома влечет нарушение архитектурного облика муниципального образования город Омск.

Доводы административного истца, о том, что районе остановки общественного транспорта «Дом печати», что также находится на ул. К. Маркса размещены подобные же рекламные конструкции не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о размещении рекламной конструкции решается, как указывалось выше, с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий.

В соответствии с ч. 16 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» в случае отказа органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.

В данном случае отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного иска и применения меры правовосстановительного характера в виде возложении обязанности выдать истцу соответствующее разрешение.

Руководствуясь ст. ст. 286-290, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 об оспаривании действий Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на стене многоквартирного дома по ул. К. Маркса, 5 в г. Омске, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2015.