73RS0025-01-2022-000949-18 Дело № 2а-611/2022 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Чердаклы 11 августа 2022 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Бирюковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяшовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шайдуллова Азата Зайдятовича к по административному исковому заявлению Шайдуллова Азата Зайдятовича к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации в лице УФК по Ульяновской области о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при отбывании наказания по предоставлению питания, установил: Шайдуллов А.З. обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, Министерству Финансов РФ, в лице УФК по Ульяновской области о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при отбывании наказания. Свои требования мотивировал тем, что в период с по настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где продолжают нарушаться его право на надлежащие условия содержания в области предоставления питания, нарушая требования для приготовления разнообразной здоровой пищи понедельно: - с 02.05.2022 по 08.05.2022 каша пшенная подавалась 5 раз; - с 09.05.2022 по 15.05.2022 каша перловая, суп перловый, пшено по 3 раза; - с 16.05.2022 по 22.05.2022 каши пшеничная, ячневая по 4 раза; - с 23.05.2022 по 29.05.2022 суп борщ подавался 4 раза, в нарушение права п. 53 Приказа Минюста РФ от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении порядка питания осужденных», запрещающих повторение одних и тех же блюд в течении недели более двух-трех раз; - с 30.05.2022 по 05.06.2022 суп борщ повторялся 4 раза; - с 02.05.2022 по 05.06.2022 полностью отсутствовали салаты из овощей; - с 02.05.2022 по 24.05.2022, с 29.05.2022 по 05.06.2022 отсутствовала рыба; - с 02.05.2022 по 23.05.2022 отсутствовало молоко; - с 02.05.2022 по 22.05.2022 не было маргарина; - с 02.05.2022 по 05.06.2022 отсутствовал кисель или компот; - 19.05.2022, с 25.05.2022 по 01.06.2022 полностью отсутствовал сахар и его замена. Названные нарушения и недоедание несопоставимы с человеческим достоинством и являются нарушением условий содержания в ФКУ ИК-6. Доказательствами, подтверждающими указанные обстоятельства, являются, по мнению административного истца, меню-раскладки продуктов на неделю в оспариваемый период, а также показаниями свидетелей. Кроме того, по данным фактам Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ в адрес ФКУ ИК-6 в январе, феврале, марте и апреле (22.04.) 2022 года вносились представления. Ссылаясь в том числе на сложившуюся судебную практику, с учетом уточнения заявленных требований, просит суд признать действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю нарушающими его право на получение здорового питания в период с 02.05.2022 по 05.06.2022 в виде отсутствия разнообразного питания, отсутствия сахара и его замены, отсутствия рыбы, молока, маргарина, киселя, компота, свежих овощей и холодных закусок, получения неполной нормы питания, взыскать компенсацию за нарушение его права на питание в размере 20 000 руб. Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Хабаровскому краю, Управление Федерального Казначейства (УФК) по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - Комсомольская-на-Амуре прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Административный истец Шайдуллов А.З., в судебном заседании, проведенном с использованием видео-конференц-связи, исковые требования и доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Шадрина О.В. в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В письменных возражениях просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Размер компенсации считает не соответствующим принципам разумности и справедливости. Свежие овощи заменялись на овощи сушеные; масло коровье – на рыбу, молоко питьевое; рыба – на мясо, мясо блочное, консервы мясные, полуфабрикаты рыбные (биточки); творог – на рыбу, молоко, молоко сгущенное цельное с сахаром; мясо – на рыбу, мясо птицы. Руководство ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю организует систематический контроль за состоянием питания осужденных. До начала раздачи готовой пищи поварами ее качество проверяется заведующим столовой с медицинским сотрудником. Разрешение на выдачу пищи дает дежурный помощник начальника учреждения. Качество приготовленной пищи определяется органолептическим методом: осмотр внешнего вида, определением консистенции, цвета, вкуса и запаха. Проводится ежедневный плановый и внеплановый контроль за качеством пищи. Представители соответчиков Министерства Финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области, заинтересованного лица - Комсомольская-на-Амуре прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, в соответствии со ст. 226 КАС РФ. Заслушав административного истца Шайдуллова А.З., пояснения свидетелей, исследовав представленные материалы, оценив каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований в силу следующего. В силу положений статьи 46 Конституции РФ и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Тем самым, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1024-О). Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 3 КАС РФ определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2). Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований. При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ). В соответствии с ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления об спаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, связанных с нарушением условий содержания в исправительном учреждении и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия. В силу ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (часть 1). Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2). Согласно ч.ч. 1, 2 ст.10 УИК РФ УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к РФ о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ. Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Судом установлено, что Шайдуллов А.З. 16.06.2009 осужден Ульяновским областным судом по ч. 3 ст. 33 п.п. «к, в» ч. 2 ст. 105, п.п. «а, б, з» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 222, ч. 4 ст. 162, ч. 1 ст. 30 п.п. «д, ж, з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, окончательно на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. 17.10.2017 Шайдуллов А.З. прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю п. Эльбан из ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, не трудоустроен. Обращаясь с рассматриваемым иском, Шайдуллов А.З. считал нарушением его прав при содержании в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю на надлежащие условия содержания по предоставляемому питанию в части отсутствия разнообразного питания, отсутствия сахара и его замены, отсутствия рыбы, молока, маргарина, киселя, компота, свежих овощей и холодных закусок, получения неполной нормы питания в период с 02.05.2022 по 05.06.2022. Так, питание в учреждении должно быть организовано в соответствии с частью 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, по нормам, определяемым Правительством РФ. В соответствии с положениями ст.15 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет федерального бюджета. Минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых определены постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», Приказом Минюста РФ № 189 от 17.09.2018. Приказом ФСИН России № 696 от 02.09.2016 утвержден «Порядок организации питания осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». В силу раздела 1 указанного Порядка, в учреждениях уголовно-исправительной системы обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в таком учреждении. Пунктом 8 Порядка установлено, что за организацию питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых отвечает начальник учреждения уголовно-исполнительной системы. Начальник учреждения через соответствующие службы учреждения уголовно-исполнительной системы: обеспечивает своевременное получение и организацию храпения продовольствия, содержание запасов продовольствия в размерах, установленных Министерством юстиции РФ; обеспечивает содержание в технически исправном состоянии помещений и оборудования столовой (пищеблока) учреждения уголовно-исполнительной системы, складов и хранилищ учреждения уголовно-исполнительной системы, своевременный их ремонт, контроль за работой и санитарным состоянием этих объектов; утверждает в соответствии с распорядком дня время приема пищи осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми; - рассматривает и утверждает раскладки продуктов (приложение № 1 к Порядку). Согласно п. 11 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696, медицинский работник медицинского подразделения: участвует в разработке режима писания учреждения уголовно-исполнительной системы; представляет списки больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания; совместно с начальником ОИХО учреждения УИС организует лечебное питание. При этом начальник ОИХО учреждения УИС организует правильное применение положений нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС. Пунктом 48 Порядка установлено, что требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций. Раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником ОИХО учреждения УИС совместно с начальником (заведующим) столовой. Раскладка продуктов подписывается заместителем начальника учреждения УИС, курирующим вопросы тылового обеспечения, начальником ОИХО учреждения УИС, медицинским работником медицинского подразделения, начальником (заведующим) столовой и утверждается начальником учреждения УИС (п.49 Порядка N 696). В соответствии с п.52 Порядка при составлении раскладки продуктов учитываются: режим питания, установленный для питающихся; - наличие и ассортимент продуктов, имеющихся на продовольственном складе учреждения УИС; нормы питания. Основанием для выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения уголовно-исполнительной системы являются данные подозреваемых и обвиняемых по каждой норме питания (п.72 Порядка). Согласно п. 95 Порядка, руководство учреждений уголовно-исполнительной системы организует систематический контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, основными задачами которого являются, в том числе проверка организации питания. Контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляется начальником учреждения УИС, его заместителями, медицинскими работниками медицинского подразделения, сотрудниками ОИХО, дежурным помощником начальника учреждения УИС (п.96 Порядка). В силу п. 97 Порядка, контроль за организацией и состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых также осуществляется должностными лицами территориальных органов ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России при проведении ревизий, проверок и инспектирований. Распорядком дня устанавливается время и график питания, утверждаемый начальником исправительного учреждения. На завтрак и ужин готовятся по одному второму блюду и чай, па обед - первое, второе блюда и компот из сухофруктов (или кисель). Завтрак состоит из крупяного (овощного) тарифа или молочной каши, хлеба, сахара и чая. На обед предусматривается основная часть продуктов - нормы питания: панируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель. Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая. В случае отсутствия продуктов питания на складе, допустима частичная замена одних продуктов другими в соответствии с установленными нормами замены. Согласно доводам административного истца: - с 02.05.2022 по 08.05.2022 каша пшенная подавалась 5 раз; - с 09.05.2022 по 15.05.2022 каша перловая, суп перловый, пшено по 3 раза; - с 16.05.2022 по 22.05.2022 каши пшеничная, ячневая по 4 раза; - с 23.05.2022 по 29.05.2022 суп борщ подавался 4 раза, в нарушение права п. 53 Приказа Минюста РФ от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении порядка питания осужденных», запрещающих повторение одних и тех же блюд в течении недели более двух-трех раз; - с 30.05.2022 по 05.06.2022 суп борщ повторялся 4 раза; - с 02.05.2022 по 05.06.2022 полностью отсутствовали салаты из овощей; - с 02.05.2022 по 24.05.2022, с 29.05.2022 по 05.06.2022 отсутствовала рыба; - с 02.05.2022 по 23.05.2022 отсутствовало молоко; - с 02.05.2022 по 22.05.2022 не было маргарина; - с 02.05.2022 по 05.06.2022 отсутствовал кисель или компот; - 19.05.2022, с 25.05.2022 по 01.06.2022 полностью отсутствовал сахар и его замена. Названные нарушения и недоедание, по указанию административного истца, несопоставимы с человеческим достоинством и являются нарушением условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Согласно доводам стороны ответчика, при составлении раскладки продуктов питания учитываются: режим питания, установленный для питающихся; наличие и ассортимент продуктов, имеющихся на продовольственном складе учреждения; нормы питания; квалификация и количество поваров; наличие и состояние технологического, холодильного и немеханического оборудования в столовой (пищеблоке) учреждения; планируемые в ближайшее время поставки продовольствия. Приготовление пищи организуется в соответствии с раскладкой продуктов, технологией ее приготовления и санитарно-эпидемиологическими требованиями, независимо от количества осужденных. На все продукты, поступающие на склад учреждения, имеются сертификаты соответствия, ветеринарные свидетельства. При наличии молока на складе учреждения, оно планируется для приготовления молочных каш. Так, в связи с тем, что на складе учреждения отсутствовали некоторые продукты, были произведены следующие замены продуктов питания: - свежие овощи заменялись на овощи сушеные; - масло коровье – на рыбу, молоко питьевое (приказ о замене продуктов от 07.04.2022); - рыба – на мясо, мясо блочное, консервы мясные, полуфабрикаты рыбные (биточки); - творог – на рыбу, молоко, молоко сгущенное цельное с сахаром; - мясо – на рыбу, мясо птицы. С 02.05.2022 по 13.05.2022 сухофрукты выдавались, с 14.05.2022 сухофрукты, согласно приказа № 166 от 19.05.2022, заменялись на чай с сахаром по 05.06.2022. Маргарин заменялся с 02.05.2022 по 05.05.2022 на растительное масло, согласно приказа № 154 от 06.04.2022, с 06.05.2022 по 22.05.2022 выдавался маргарин. С 19.05.2022 по 23.05.2022 сахар выдавался, с 24.05.2022 по 01.06.2022 сахар не выдавался ввиду его отсутствия на продовольственном складе, замена его не производилась. 19.05.2022 Комсомольской-на-Амуре прокуратуры по надзору за соблюдением законов по надзору в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства РФ при исполнении уголовных наказаний в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. По результатам проверки в адрес исправительного учреждения вынесено представление от 26.05.2022, из которого следует, что проверкой требований организации питания осужденных выявлены нарушения ч. 3 ст. 99 УИК РФ. Так, в учреждении отсутствует ряд продуктов питания, а именно: молоко, рыба, масло сливочное, творог, при этом данные продукты не заменяются на другие продукты питания. Из-за отсутствия овощей не планируются холодные овощные закуски для осужденных. Проверкой технологических карт приготовляемых блюд для осужденных выявлены нарушения ч. 3 ст. 101 УИК РФ, в частности в учреждении не осуществляется приготовление различных блюд, где требуется наличие овощей, в нарушение технологических документов. Указанные нарушения приводит к отсутствию разнообразного питания осужденных и нарушением принципов здорового питания. Из анализа приведенных правовых норм следует, что осужденные, находящиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, должны обеспечиваться по установленным нормам питания продуктами, а в случае отсутствия на складе указанных продуктов, допускается их замена другими из числа продуктов, приведенных в пункте 8 Приложения N 7 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 17.09.2018 N 189. При этом действующее уголовно-исполнительное законодательство не содержит норм, предусматривающих организацию различного питания осужденных в зависимости от их национальности и отношения к религии, равно как не устанавливает обязательную замену положенных продовольственных товаров другими в зависимости от религиозной принадлежности осужденных. Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит подтвержденным в части доводы административного иска о нарушении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю прав административного истца при содержании в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю на надлежащие условия содержания по предоставляемому питанию в части необеспечения осужденного Шайдуллова А.З. разнообразным питанием в период с 02.05.2022 по 05.06.2022, а именно по неприготовлению различных блюд, где требуется наличие овощей, отсутствия сахара и его замены (в период с 24.05.2022 по 01.06.2022), отсутствия рыбы, молока, маргарина, свежих овощей и холодных закусок. Доводы стороны ответчика об обратном опровергаются представлением прокурора и показаниями свидетелей Т.В.В., Д.А.Х. Отсутствие киселя, компота, вопреки доводам административного истца не подтверждено материалами дела, не согласуются с утвержденной врио начальника ФКУ раскладкой. Свидетель Т.В.В. пояснял, что компот заменяли на чай. При этом, доводы Шайдуллов А.З. о несоблюдении учреждением норм питания в период с 02.05.2022 по 05.06.2022 по граммовке предоставляемой пищи суд считает несостоятельными, а требования в данной части не подлежащими удовлетворению. Как сам административный истец, так и свидетели Т.В.В., Д.А.Х. в данной части данное обстоятельство определяют «на глаз». Представлений прокурора в данной части не выносилось, жалоб от административного истца в учреждение не представлено. Согласно п. 53 Порядка организации питания осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (утв. Приказом ФСИН России № 696 от 02.09.2016), в раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не могут повторяться более двух - трех раз, а блюда из одинаковых продуктов, например, суп пшенный и каша пшенная в качестве гарнира ко второму блюду на один и тот же прием пищи не планируются. Крупяные гарниры чередуются с овощными. Таким образом, указание в иске на то, что с 02.05.2022 по 08.05.2022 каша пшенная подавалась 5 раз; с 09.05.2022 по 15.05.2022 каша перловая, суп перловый, пшено по 3 раза; с 16.05.2022 по 22.05.2022 каши пшеничная, ячневая по 4 раза; с 23.05.2022 по 29.05.2022 суп борщ подавался 4 раза, с 30.05.2022 по 05.06.2022 суп борщ повторялся 4 раза, вопреки доводам административного истца, не указывают на нарушение его прав, сводятся к неверному толкованию вышеприведенных норм права, опровергаются раскладкой продуктов питания. В силу статьи 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Согласно статье 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. В силу ст.13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 каждый, чьи права и свободы, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, разумности и справедливости, приведенных в обоснование компенсации доводов, суд полагает данное требование истца подлежащим удовлетворению частично в размере 3000 рублей. Заявленную административным истцом компенсацию в большем размере, с учетом периода нарушения прав, суд считает завышенной. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, ч. 9 ст. 227.1 КАС РФ, суд решил: административное исковое заявление Шайдуллова Азата Зайдятовича удовлетворить частично. Признать действия (бездействие) федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» по нарушению права Шайдуллова Азата Зайдятовича на ненадлежащие условия содержания по предоставлению питания в части необеспечения осужденного разнообразным питанием в период с 02.05.2022 по 05.06.2022, а именно по неприготовлению различных блюд, где требуется наличие овощей, отсутствия сахара и его замены (в период с 24.05.2022 по 01.06.2022), отсутствия рыбы, молока, маргарина, свежих овощей и холодных закусок - незаконным. Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича, 25.11.1967 года рождения, компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении по предоставлению питания за период с 02.05.2022 по 05.06.2022 в размере 3000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Шайдуллову Азату Зайдятовичу - отказать. Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья М.В. Бирюкова Мотивированное решение изготовлено 24.08.2022. |