ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6123/2021 от 10.02.2022 Ногинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2022 года город Ногинск,

Московская область

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грибковой Т. В.,

при секретаре Лебедевой Н. А.,

с участием административного истца Фомина А. В., представителя административного истца по доверенности Нагорного Е. В., представителя административного ответчика по доверенности Соколовой Н. С., заинтересованных лиц Вишнякова В. А., Сухаревой С. В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фомина А. В. к администрации Богородского городского округа <адрес> об оспаривании решений, возложении обязанностей,

установил:

Фомин А. В.ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с указанным административным иском к Министерству имущественных отношений <адрес> (далее – Минмособлимущество), администрации Богородского городского округа <адрес> (далее – Администрация), управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – управление Росреестра по <адрес>).

Требования мотивированы тем, что Фоминым А. В. подано в Администрацию заявление № Р47248292 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», а именно – неразграниченного земельного участка, площадью 1 500 +/-14 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, местоположение: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, кадастровый квартал 50:16:0501001, между земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0501001:652 и 50:16:0501001:2064. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Р47248292 административным ответчиком отказано административному истцу в предоставлении государственной услуги по основаниям полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек); несоответствия схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) от ДД.ММ.ГГГГ.

Также Фоминым А. В. подано в Администрацию заявление № Р47909354 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», а именно – неразграниченного земельного участка, площадью 1 500 +/-14 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, местоположение: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, кадастровый квартал 50:16:0501001, между земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0501001:652 и 50:16:0501001:2064. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Р47909354 административным ответчиком отказано административному истцу в предоставлении государственной услуги по основаниям полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек); несоответствия схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом испрашиваемому административным истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку присвоен кадастровый , постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении аукциона на право заключения договора его аренды. В отношении испрашиваемого Фоминым А. В. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка на момент обращения отсутствовало опубликование извещения о его предоставлении для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом городского поселения по месту нахождения земельного участка на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

По мнению административного истца, оспариваемые решения административного ответчика об отказе в предоставлении испрашиваемой государственной услуги незаконны и необоснованны, поскольку приняты без соблюдения обязательной процедуры официального опубликования извещений о предоставлении испрашиваемых земельных участков, и в первом случае – согласовала его предоставление другому лицу, во втором – не совершила предусмотренных законом действий.

Просил признать незаконными решения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Р47248292, от ДД.ММ.ГГГГ № Р47909354 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»; отменить указанные решения от ДД.ММ.ГГГГ № Р47248292, от ДД.ММ.ГГГГ № Р47909354; обязать надлежащего административного ответчика предварительно согласовать предоставление в аренду неразграниченного земельного участка, площадью 1 500 +/-14 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, кадастровый квартал 50:16:0501001, между земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0501001:652 и 50:16:0501001:2064; обязать надлежащего административного ответчика предоставить в управление Росреестра по <адрес> соответствующую (необходимую) документацию на неразграниченный земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, – для постановки его на кадастровый учет (для дальнейшего осуществления сделки с ним); обязать надлежащего административного ответчика заключить с ним договор аренды неразграниченного земельного участка, площадью 1 500 +/-14 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, кадастровый квартал 50:16:0501001, между земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0501001:652 и 50:16:0501001:2064 (том 1 л.д. 5-9).

В судебном заседании административным истцом и его представителем по доверенности – Нагорным Е. В. (том 1 л.д. 59-63, том 2 л.д. 84) заявлено об изменении административного иска в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представлено соответствующее письменное заявление (том 2 л.д. 68-75), в котором они обращали внимание суда, что Фомин А. В. не просит предоставить ему земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0501001:3018 и 50:16:0501001:2064 в аренду и/или предварительно согласовать предоставление данных участков в аренду, а просит только то, что указано им в уточненном иске. Также для полного и точного понимания того, что просит административный истец, обращали внимание суда на пункты 3 и 5 административного иска, в котором прямо указано про неразграниченный земельный участок, расположенный между участками с кадастровыми номерами 50:16:0501001:3018 и 50:16:0501001:2064, то есть – административный истец просит предоставить ему земельный участок, который расположен между земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0501001:3018 и 50:16:0501001:2064, а не сами земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0501001:3018 и 50:16:0501001:2064. На основании изложенного Фоминым А. В.ДД.ММ.ГГГГ подано в Администрацию заявление о предварительном согласовании предоставления ему свободных земельных участков, с приложением копии паспорта с регистрацией, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером 50:16:0501001:3018, скриншота публичной карты на земельные участки с кадастровыми номерами 50:16:0501001:3018, 50:16:0501001:2064 от ДД.ММ.ГГГГ и иных документов. Судом истребованы у административного ответчика заверенные копии оспариваемых решений, а также, документов, послуживших основанием их принятия. Однако в материалы дела представлено только одно заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления свободного земельного участка. В нарушение требования суда Администрацией не предоставлено первое заявление Фомина А. В. о предварительном согласовании предоставления свободного земельного участка, поданное ДД.ММ.ГГГГ посредством заполнения электронной формы на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет».

С учетом изменения административного иска, просили признать незаконными решения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Р47248292, от ДД.ММ.ГГГГ № Р47909354 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»; отменить указанные решения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Р47248292, от ДД.ММ.ГГГГ № Р47909354; обязать Администрацию предварительно согласовать предоставление Фомину А. В. в аренду неразграниченного земельного участка, площадью 1 500 +/-14 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, кадастровый квартал 50:16:0501001, между земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0501001:652 и 50:16:0501001:2064; обязать Администрацию предоставить в управление Росреестра по <адрес> соответствующую (необходимую) документацию на неразграниченный земельный участок, площадью 1 500 +/-14 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, кадастровый квартал 50:16:0501001, между земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0501001:652 и 50:16:0501001:2064, – для постановки его на кадастровый учет (для дальнейшей сделки с ним); обязать Администрацию заключить с Фоминым А. В. договор аренды неразграниченного земельного участка, площадью 1 500 +/-14 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, кадастровый квартал 50:16:0501001, между земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0501001:652 и 50:16:0501001:2064.

В связи с чем, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с согласия административного истца, с учетом мнения участвующих в деле лиц, Минмособлимущество, управление Росреестра по <адрес> – исключены из числа административных ответчиков, привлечены к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц.

Административный ответчик обеспечил явку в суд представителя по доверенности – Соколовой Н. С. (том 2 л.д. 85-87), которая в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска полностью, поскольку оспариваемые решения законны и обоснованны, а приведенные в них основания отказа в предоставлении государственной услуги – исключают предоставление административному истцу испрашиваемых земельных участков. Дополнительно пояснила, что орган местного самоуправления в пределах предоставленной компетенции и предусмотренном порядке сформировал земельные участки из земель неразграниченной государственной собственности для дальнейшего предоставления гражданам – до обращения административного истца с указанными заявлениями. В отношении одного из испрашиваемых земельных участков заключен договор аренды. При этом в обоих случаях самостоятельным основанием отказа в предоставлении государственной услуги являлось несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ и/или ЗК РФ.

Заинтересованные лица – Вишняков В. А. (том 1 л.д. 200-201), Сухарева С. В. (том 2 л.д. 88) в судебном заседании просили отказать удовлетворении предъявленных требований, поскольку опасались, что это может привести к нарушению их прав собственности и аренды (соответственно) в отношении принадлежащих им земельных участков.

Заинтересованные лица – Минмособлимущество, управление Росреестра по <адрес> – явку в суд представителей не обеспечили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (том 1 л.д. 211) – в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ, сведений о причинах неявки не представили. Ранее последним представлен в суд письменный отзыв (том 1 л.д. 100-101).

С учетом мнения явившихся лиц, суд в соответствии с правилами статей 150, 152, части 6 статьи 226 КАС РФ, – определил возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав объяснения административного истца, представителей сторон, заинтересованных лиц, проверив их доводы в обоснование предъявленных требований и возражений, исследовав материалы административного дела а-978/22, гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, – суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, – предусмотрено частью 1 статьи 218 КАС РФ.

По смыслу части 1 статьи 218, части 8 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца. При этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 113 ЗК РФ является утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 1110 ЗК РФ.

По правилам пункта 1 статьи 391 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно требованиям статьи 392 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (далее – уполномоченный орган).

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов – предусмотрены статьей 396 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 396 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 той же статьи.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 396 ЗК РФ предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 3918 ЗК РФ.

В статье 3918 ЗК РФ закреплены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Пунктами 1, 2 статьи 3918 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 3915 или статьей 3916 ЗК РФ.

По смыслу пункта 5 статьи 3918 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов, в порядке, предусмотренном статье 3917 ЗК РФ, о чем указано в пункте 6 той же статьи.

В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (пункт 7 статьи 3918 ЗК РФ).

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона. При этом уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка – без проведения приведенной процедуры, в том числе опубликования извещения, – при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 3915 или статьей 3916 ЗК РФ.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 16, 17) определяет вопросы местного значения муниципального, городского округа и устанавливает полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусматривая возможность расширения их перечня законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>» (принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГГГ-П), статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в области земельных отношений» (принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГГГ-П) – органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

При этом согласно требованиям пункта 6 части 2 статьи 3, части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ органы местного самоуправления обязаны при реализации государственных полномочий, установленных данным Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, разрешений, договоров и соглашений в сроки и в порядке, установленные уполномоченным органом, за исключением случаев выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без взимания платы, в том числе для размещения на территории <адрес> объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, порядок и условия размещения которых устанавливаются <адрес>.

За осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере имущественно-земельных отношений (далее – уполномоченный орган в сфере имущественно-земельных отношений) осуществляется государственный контроль.

Уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления городских округов <адрес> по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, – определено Минмособлимущество (подпункт 3 пункта 3 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти <адрес> на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес> при реализации отдельных государственных полномочий»).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением администрацией (муниципального района или городского округа <адрес>) государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» регулирует административный регламент, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГВР-1724 (далее – Административный регламент).

Суд применительно к части 3 статьи 62, части 8, 11 статьи 226 КАС РФ, распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Фомин А. В.ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию с заявлением № Р47248292 о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в котором просил предоставить на праве аренды на срок 588 месяцев земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, площадью 1 490 м2, категории земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный в пределах кадастрового квартала 50:16:0501001 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, – в координатах согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (том 1 л.д. 190-196).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Р47248292 административным ответчиком отказано административному истцу в предоставлении государственной услуги по основаниям полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; несоответствия схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ и/или ЗК РФ.

В качестве разъяснения причины отказа указано, что местоположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым Администрацией постановлением от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; несоответствия схемы расположения земельного участка по форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительно заявитель проинформирован, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ в схеме расположения земельного участка приводятся изображение границ учтенных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (графическая информация). Заявителю также сообщено, что с информацией о сформированных для дальнейшего предоставления на аукционе земельных участков он может ознакомиться в официальных средствах массовой информации Богородского городского округа и на сайте www.torgi.gov.ru, выбрав интересующий земельный участок с целью дальнейшего приобретения его в собственность либо в аренду за плату (том 1 л.д. 178).

Данный отказ органа местного самоуправления в предоставлении государственной услуги согласован с Минмособлимуществом ДД.ММ.ГГГГ (пункт 36 протокола -О заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений <адрес>; далее – МВК) (том 1 л.д. 175-177).

Из представленных в материалы административного дела документов судом установлено, что постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 1 500 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в кадастровом квартале 50:16:0501001 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>. Срок действия указанного постановления органа местного самоуправления составляет два года, проект постановления согласован Минмособлимуществом ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2 протокола -З заседания МВК) (том 1 л.д. 184-187).

Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера 50:16:0501001:3018 (том 2 л.д. 1-23).

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды указанного земельного участка (том 1 л.д. 148-149). Соответствующее извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет» органов местного самоуправления Богородского городского округа <адрес> (http://bogorodsky-okrug.ru) ДД.ММ.ГГГГ, в официальном печатном издании Богородского городского округа <адрес> – муниципальной газете «Богородские вести» (20295) от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 137-147, 150-174).

По результатам проведения торгов – протокол № АЗЭБГР/21-2398 от ДД.ММ.ГГГГ о результатах аукциона (том 1 л.д. 132-133) между Администрацией (арендодатель) и Сухаревой Е. С. (арендатор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор -ф аренды земельного участка с кадастровым номером 50:16:0501001:3018 на срок 13 (тринадцать) лет 2 (два) месяца – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального жилищного строительства (том 1 л.д.127-131).

Спорный земельный участок передан административным ответчиком заинтересованному лицу по акту приема-передачи (том 1 л.д. 135).

Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке управлением Росреестра по <адрес> (том 2 л.д. 24-42)

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГФомин А. В. обратился в Администрацию с заявлением № Р47909354 о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в котором просил предоставить на праве аренды на срок 588 месяцев земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, площадью 1 500 м2, категории земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный в пределах кадастрового квартала 50:16:0501001 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, – в координатах согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (том 1 л.д. 120-126).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Р47909354 административным ответчиком отказано административному истцу в предоставлении государственной услуги по основаниям полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; несоответствия схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ и/или ЗК РФ.

В качестве разъяснения причины отказа указано, что местоположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым Администрацией постановлением от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; несоответствия схемы расположения земельного участка по форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительно заявитель проинформирован, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ в схеме расположения земельного участка приводятся изображение границ учтенных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (графическая информация). Заявителю также сообщено, что с информацией о сформированных для дальнейшего предоставления на аукционе земельных участков он может ознакомиться в официальных средствах массовой информации Богородского городского округа и на сайте www.torgi.gov.ru, выбрав интересующий земельный участок с целью дальнейшего приобретения его в собственность либо в аренду за плату (том 1 л.д. 106-107).

Данный отказ органа местного самоуправления в предоставлении государственной услуги согласован с Минмособлимуществом ДД.ММ.ГГГГ (пункт 105 протокола -О заседания МВК) (том 1 л.д. 105, 108-109).

В материалы административного дела представлено постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 1 500 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в кадастровом квартале 50:16:0501001 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, <адрес>, – срок действия которого составляет два года (том 1 л.д. 110-112). Проект данного постановления согласован Минмособлимуществом ДД.ММ.ГГГГ (пункт 120 протокола -З заседания МВК) (том 1 л.д. 113).

По информации административного ответчика земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера 50:16:0501001:3083, на дату разрешения спора решение о проведении аукциона органом местного самоуправления не принято.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3911 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению – осуществляются в порядке пункта 3 той же статьи, которым предусмотрены: подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории; обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке; осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений; принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

В обоих случаях в качестве основания принятия оспариваемых решений Администрацией также указано на несоответствие предоставленных Фоминым А. В. схем расположения земельного участка форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ и/или ЗК РФ.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 8 статьи 3915 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 1110 ЗК РФ.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подпункта 2 пункта 16 статьи 1110 ЗК РФ является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Согласно пункту 6 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ в схеме расположения земельного участка, среди прочего, приводятся изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения; сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка.

Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, которые нашли свое подтверждение в собранных по административному делу доказательствах, – суд приходит к выводу, что вопреки доводам административного истца, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3918 ЗК РФ административный ответчик был вправе принять решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, – без совершения предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 той же статьи действия.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Однако установленные по административному делу обстоятельства, с учетом собранных доказательств и данных участниками процесса объяснений, свидетельствуют о соответствии приведенным нормативным правовым актам оспариваемых решений административного ответчика, необоснованности доводов о наличии с его стороны незаконного бездействия, и нарушения прав административного истца вследствие принятия таких решений, что применительно к требованиям части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ – является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ.

Иные доводы и объяснения административного истца, равно как иные представленные им доказательства, – судом учитываются, однако не могут повлиять на существо принятого решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного иска администрации Богородского городского округа <адрес> об оспаривании решений, возложении обязанностей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т. В. Грибкова