ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6129/20 от 28.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2020 года

66RS0004-01-2020-008353-14

Дело № 2а-6129/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Бамбурова С.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указывая, что она является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами: расположенных в <адрес> 15 июля 2020 года истцом поданы уведомления о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства. 22 июля 2020 года в результате рассмотрения уведомлений истца административным ответчиком вынесено уведомление о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках, с указанием на то, что земельные участки расположены в границах полос воздушных подходов аэродрома гражданской авиации <адрес> а также на отсутствие у заявителя зарегистрированных прав на указанные в уведомлениях земельные участки. Административный истец указывает, что у застройщика отсутствует установленная законом обязанность согласования строительства с аэропортом <адрес> Кроме того к уведомлениям были приложены договоры аренды земельных участков сроком действия до 15 августа 2020 года. Поскольку договоры аренды заключены менее чем на один год, они не подлежали государственной регистрации. Полагая указанное уведомление незаконным, нарушающим права административного истца, Бамбурова С.А. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным уведомление о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Уральское МТУ Росавиации, войсковая часть , ТУ Росимущества в Свердловской области.

В судебном заседании административный истец Бамбурова С.А., ее представитель требования поддержали по изложенным в иске основаниям, на удовлетворении настаивали.

Представитель административного ответчика Рачева К.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв, в котором указано, что земельные участки в отношении которых требовалось разрешение на строительство объектов ИЖС, расположены в границах полос воздушных подходов аэропортов гражданской авиации, необходимое согласование уполномоченных органов административным истцом к уведомлениям не представлены, кроме того собственником земельных участков является Российской Федерация, правомочия собственника осуществляет ТУ Росимущества в Свердловской области. Представленные Бамбуровой С.А. договоры аренды земельных участков не зарегистрированы, сведения о правах Бамбуровой С.А. в ЕГРН не внесены. Срок аренды земельных участков установлен до 15 августа 2020 года. По указанным основаниям, удовлетворение исковых требований не повлечет восстановление прав административного истца.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, заявлений и ходатайств не представили.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия органа государственной власти незаконным, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1). В случае, если совокупность названных условий отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Из обстоятельств дела следует, что Бамбурова С.А. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных в <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдельно стоящие жилые дома городского типа с земельными участками, блокированные жилые дома с земельными участками, для индивидуальной жилой застройки, находящихся в собственности Российской Федерации.

22 июля 2020 года Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношении Администрации города Екатеринбурга по обращению (уведомлению) Бамбуровой С.А. вынесено решение о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках, поскольку уведомление о планируемом строительстве подано лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него зарегистрированных прав на земельные участки и отсутствии согласований размещения объектов с Уральским МТУ Росавиации, войсковой частью поскольку земельные участки расположены в границах полос воздушных подходов аэродрома гражданской авиации <адрес>

Предметом обжалования является уведомление Департамента от 22 июля 2020 года о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках.

Положения части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и являются исчерпывающими.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в случае, если уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (пункт 3 части 10 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 23 июня 2020 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области и Бамбуровой С.А. заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами Срок аренды земельных участков установлен до 15 августа 2020 года. Согласно п. 2.2. договор вступает в силу с момента его государственной регистрации.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку является немотивированным.

Административным ответчиком при рассмотрении обращения Бамбуровой С.А. указано, что уведомление подано лицом, не являющимся застройщиком, в связи с отсутствием прав на земельный участок по причине отсутствия государственной регистрации договора аренды, при этом не учтено, что административным истцом к уведомлениям о планируемом строительстве представлены правоустанавливающие документы – договоры аренды, что соответствует требованиям п. 1 ч. 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельных участков, заключаемые не срок менее чем на один год не подлежат государственной регистрации.

Таким образом, оснований для выводов, что представленные Бамбуровой С.А. договоры являются недействительными, а права на земельные участки отсутствуют у административного ответчика при рассмотрении обращений, не имелось.

Что касается доводов административного иска об отсутствии у застройщика обязанности согласования строительства при размещении объекта строительства на приаэродромной территории, суд учитывает следующее.

Согласно пп. 2 п. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Согласно абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.

В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

Указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти (часть 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № 1055 определено, что органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» в отношении аэродромов гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта.

Следовательно, размещение объекта строительства в пределах приаэродромной территории должно согласовываться с Федеральным агентством воздушного транспорта.

В соответствии с пунктом 1 Методических рекомендаций относительно согласования строительства объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, утвержденных ФАВТ 07 февраля 2017 года, выдача согласования строительства объектов в пределах приаэродромных территорий гражданских аэродромов Российской Федерации, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов осуществляется, исходя из условия обеспечения безопасности полетов воздушных судов и отсутствия влияния предполагаемого объекта строительства (проектирования) на работу средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов.

В силу ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не наделен полномочиями по получению согласования размещения объектов капитального строительства от уполномоченных органов.

Согласно п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В нарушение положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлено доказательств попадания земельных участков административного истца в границы полос воздушного подхода приаэродромной зоны, в зону ограничения строительства и санитарно-защитную зону аэропортов. Мотивы, по которым административный ответчик пришел к выводу о расположении земельных участков в границах полос воздушных подходов аэродрома гражданской авиации «Аэропорт «Кольцово» и приаэродромной территоии аэропорта «Екатеринбург (Арамиль)» в уведомлении не приведены.

Между тем, из ответов войсковой части 3732 на обращение административного истца о возможности согласования строительства от 23 октября 2020 года следует, что земельные участки в зону ограничения строительства не попадают, что ставит под сомнение, изложенные в оспариваемом уведомлении выводы.

Учитывая, что оспариваемое решение немотивированно, суд, исходя из предмета и оснований заявленных требований, приходит к выводу о нарушении прав административного истца принятием оспариваемого решения, изложенного в уведомлении от 22 июля 2020 года и наличии правовых оснований для признания решения незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Бамбуровой С. А. к Департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным решения, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации города Екатеринбурга, изложенное в уведомлении от 22 июля 2020 о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках.

Возложить на административного ответчика обязанность восстановить нарушенные права административного истца путем повторного рассмотрения уведомления о планируемом строительстве от 15 июля 2020 года и сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вынесения настоящего решения в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда, в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Т.В. Макарова