Дело № 2а-612/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саров | 17 мая 2019 года |
Саровский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Ковалева Э.В.,
при секретаре Сазановой Т.Д.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности со специально оговоренными полномочиями, сведения о высшем юридическом образовании представлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саровского городского суда Нижегородской области административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации города Сарова Нижегородской области, и.о. главы администрации города Сарова Нижегородской области ФИО3, Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове Администрации города Сарова Нижегородской области о признании решения Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове от 19 февраля 2019 года незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд к Администрации города Сарова Нижегородской области о признании незаконным решения комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове Нижегородской области. В обоснование требований указал, что истцу ФИО1 Принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: ..., садоводческое товарищество «<данные изъяты>», участок №, сад №, кадастровый №. В соответствии с данными ЕРГН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдельно стоящий жилой дом с участком. Однако, в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Сарове, данный участок отнесен к территориальной зоне коллективных садов Р-8, регламент которой не предусматривает возможности использования земельного участка для размещения на нем индивидуального жилого дома. В соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, объектов капитального строительства зоны Р-8, размещение для собственных нужд жилых домов возможно только на участках, основным видом разрешенного использования которых является ведение садоводства. Основной вид разрешенного использования «отдельно стоящий жилой дом с участком» никак не упоминается в разделе Правил, посвященных зоне Р-8. Таким образом, Правила не предусматривают включение в зону Р-8 земельных участков с основным видом разрешенного использования отдельно стоящий жилой дом с участком, что противоречит сведениям из ЕГРН, нарушает права истца и ограничивает его возможности использования земельного участка. 14.10.2018 Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове рассмотрено полученное 09.11.2018 предложение истца о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 13:60:0010010:159, расположенного по адресу: ..., СТ «<данные изъяты><данные изъяты>», участок №, сад № к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки и участков для ведения садоводства Ж-4. По результатам рассмотрения предложение было отклонено. Истец повторно направил предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Саров (получено администрацией 11.02.2019) с учетом изменений в ст. 33 Градостроительного Кодекса РФ, вступивших в силу с 01.01.2019. Предложение было рассмотрено 19.02.2019 и отклонено. Истец получил ответ из администрации города Саров 28.02.2019. Административный истец просил признать незаконным решение комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове Администрации города Сарова от 19 февраля 2019 года.
Определением суда в качестве административных соответчиков привлечены и.о. главы администрации города Сарова Нижегородской области ФИО3, Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове Администрации города Сарова Нижегородской области.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, по основаниям указанным в иске, суду пояснил, что в 2018 году им был приобретен участок для строительства жилого дома. Вокруг его участка расположена зона Ж-4, в связи с чем, преград для перевода его участка в зону Ж-4 не имеется. Жилого дома на участке пока не имеется.
Представитель административного ответчика Администрации города Сарова Нижегородской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, доводы, приведенные в отзыве на исковое заявление, поддержала. Согласно отзыву на иск правовой статус комиссии определен Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании городе Сарове по вопросам градостроительной деятельности, утвержденным Решением городской Думы г. Саров Нижегородской области от 27.09.2018 № 74\б-гд. В соответствии с п. 2.2 которого организатором публичных слушаний является комиссия по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове, созданная постановлением Администрации города Сарова. Комиссия не обладает статусом юридического лица и создана в целях реализации полномочий Администрации города Сарова по вопросам градостроительной деятельности. Комиссия не принимает решений, оспариваемых в порядке ч.1 ст. 218 КАС РФ. Нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца отсутствует, отсутствуют препятствия к их осуществлению. Выписки из протоколов заседания комиссии от 19.02.2019 и 24.10.2018 свидетельствуют, что заявителю разъяснено: «В связи с вступлением в силу с 01.01.2019 положений ФЗ от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в ч.3 ст. 23, согласно которой садовый дом может быть признан жилым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ, и согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 09.08.2018 № 418 «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в части совершенствования правового регулирования в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» внесены изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, на основании которого при подготовке проекта о внесении изменения в Правила внесены изменения в градостроительный регламент зоны Р-8..» Решением городской Думы г. Сарова от 28.02.2019 № 15/6-гд были внесены изменения в Правила землепользования и застройки в г. Сарове, в т.ч. в части основных видов разрешенного использования зоны Р-8, где предусмотрено использование жилых домов. Административный истец не указал, какому закону или иному правовому акту не соответствуют действия Администрации города Сарова, соответственно какие охраняемые законом интересы заявителя были нарушены. В удовлетворении административного иска просит отказать.
Административный ответчик и.о. главы администрации города Сарова Нижегородской области ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
Представитель административного ответчика Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
В силу положений ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив административное дело и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
ФИО1 обжалует решение, принятое Администрацией города Саров Нижегородской области 19 февраля 2019 года. В суд с данным административным иском ФИО1 обратился 12 апреля 2019 года. Таким образом, срок для обращения в суд заявителем не нарушен.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) в целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий;
территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков предусматривает, в том числе, следующие виды разрешенного использования:
код 13.2 «Ведение садоводства»: Осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Согласно ч. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (ч. 2.1 ст. 37 ГрК РФ).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., СТ «<данные изъяты>» участок № сад №. Виды разрешенного использования: отдельно стоящий индивидуальный жилой дом с участком.
08 октября 2018 года ФИО1 обратился в администрацию города Сарова с заявлением, в котором просил внести изменения в Правила землепользования и застройки в городе Сарове Нижегородской области – отнести принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., СТ «<данные изъяты>» участок № сад № к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки и участков для ведения садоводства Ж-4.
15.11.2018 и.о. главы администрации ФИО3 направил в адрес ФИО1 письмо за № 01-11/3909, из содержания которого следует, что на основании заключения комиссии принято решение отклонить предложение ФИО1 по следующим причинам: на основании п.1 ч.2 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генпланом. Правила землепользования и застройки в г. Саров Нижегородской области разработаны на основе положений о территориальном планировании, содержащихся в генплане города, и в полном соответствии с требованиями ч.3 ст. 31 ГрК РФ. Согласно генплану г. Саров, утвержденному решением Городской Думы г. Сарова от 08.09.2005 № 126/4-гд, с внесенными изменениями согласно решениям Городской Думы от 19.12.2010 № 114/5-гд от 26.12.2015 № 97/5-гд, Постановлению Правительства Нижегородской области № 528 от 19.07.2017, заявленный земельный участок располагается в границах ландшафтно-рекреационной зоны – зоны коллективных садов. Комиссия полагает, что следует обратить внимание заявителя на вступление в силу с 01.01.2019 положений Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в ч.3 ст. 23, согласно которой садовый дом может быть признан жилым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
06 февраля 2019 года ФИО1 обратился в администрацию города Сарова с заявлением о рассмотрении предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Саров, в котором просил внести изменения в Правила землепользования и застройки в городе Сарове Нижегородской области в части отнесения земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., СТ «<данные изъяты>» участок № сад № к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки и участков для ведения садоводства Ж-4.
28 февраля 2019 года ФИО1 письмом за № 01.10.-10/129 было сообщено, что его заявление рассмотрено, в его адрес направлена выписка из протокола заседания комиссии от 19.02.2019, из которого следует, что в ходе заседания комиссия полагает, что на предложение ФИО1 был дан ранее ответ с указанием причин.
Решением Городской Думы города Сарова Нижегородской области от 22 мая 2015 года № 38/5-ГД «Об утверждении «Правил землепользования и застройки в городе Сарове Нижегородской области» утверждены Правила землепользования и застройки в городе Сарове Нижегородской области.
Согласно Положению о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки, утвержденному постановлением Администрации города Сарова от 28 апреля 2015 года № 1665, Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки создана, в том числе, для рассмотрения предложений физических и юридических лиц о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2019 положений Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч.3 ст. 23, согласно которой садовый дом может быть признан жилым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ, и согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 09.08.2018 № 418 «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в части совершенствования правового регулирования в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» внесены изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, на основании которого при подготовке проекта о внесении изменения в Правила внесены изменения в градостроительный регламент зоны Р-8 с изложением описания вида использования «Ведение садоводства» (код 13.2) в новой редакции: «Осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей».
В ходе рассмотрения дела административным истцом не представлено доказательств тому, что решение комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове Администрации города Сарова от 19 февраля 2019 года принято с нарушением закона. Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки города при принятии решения действовала в рамках установленных полномочий в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.
Кроме того, права и законные интересы заявителя решением комиссии не нарушены, поскольку вид разрешенного использования земельного участка «отдельно стоящий жилой дом с участком» не противоречит виду использования «Ведение садоводства» зоны Р-8.
По правилам главы 22 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие решений, действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется.
В связи с указанными обстоятельствами, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации города Сарова Нижегородской области, и.о. главы администрации города Сарова Нижегородской области ФИО3, Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове Администрации города Сарова Нижегородской области о признании решения Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в городе Сарове от 19 февраля 2019 года незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2019 года.
Судья Саровского городского суда Э.В. Ковалев