Дело № 2а-612/2019 36RS0001-01-2019-000515-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2019 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Кривотулова И.С.
при секретаре Бурдиной Д.С.,
с участием административного истца Папазян А.В., представителя административного истца – Пешковой Н.М., действующей по письменному заявлению, представителя административного ответчика Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района Воронежской области» - Кондаурова А.А., действующего по доверенности от 09.01.2019 г., представителя заинтересованного лица – Казенного учреждения Воронежской области «Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области» - Лещенко М.Ю., действующей по доверенности от 20.03.2019 года, в отсутствие представителя Департамента социальной защиты Воронежской области, просившего в своем письменном заявлении о рассмотрении административного дела без своего участия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Папазян Александры Валерьевны к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района Воронежской области» о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал и возложении обязанности по выдаче сертификата на региональный материнский капитал,
установил:
Папазян Александра Валерьевна обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа» о признании незаконным отказа в выдаче сертификата на региональный материнский капитал от 26.10.2018 года № 88/1, оформленное уведомлением об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал от 29.10.2018 года № 82/334-10-4432, и возложении обязанности устранить нарушение прав и выдать ей сертификат.
Свои требования мотивирует тем, что является матерью троих детей: ФИО11ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С момента своего рождения проживает на территории Воронежской области, является одинокой матерью, и не имеет собственного жилья. Все дети рождены в г. Воронеже, что подтверждается свидетельствами о рождении детей. Она, Папазян А.В., обратилась в КУЗ Воронежской области «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа» с заявлением на получение регионального материнского капитала, однако уведомлением от 29.10.2018 № 82/334-10-4432 ей было сообщено о принятии решения № 88/1 от 26.10.2018 года об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал, по тем основаниям, что срок постоянного проживания на территории Воронежской области должен составлять не менее одного года. Указанное решение считает незаконным, поскольку фактически проживает на территории г. Воронежа.
В судебном заседании Папазян А.В. поддержала заявленные исковые требования, просила об их удовлетворении.
Представитель административного истца Пешкова Н.М. также просила об удовлетворении исковых требований, суду пояснила, что Папазян А.В. обратилась в КУЗ ВО «УСЗН Железнодорожного района г. Воронежа» с заявлением о выдаче сертификата в августе 2018 г., когда родился третий ребенок. Папазян А.В. всегда проживала на территории Российской Федерации, в том числе и в Воронежской области, однако, зарегистрирована она была только в июне 2017 года. Считает, что у административного истца имеются все правовые основания на получение регионального материнского капитала. Представила в материалы дела доказательства, свидетельствующие проживание Папазян А.В. на территории Воронежской области. На вопрос суда пояснила, что с заявлением об установлении факта проживания на территории Воронежской области Папазян А.В. в суд не обращалась, поскольку в этом не было необходимости.
Представитель административного ответчика Кондауров А.А., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменные пояснения, указав, что причиной отказа Папазян А.В. в выдаче регионального материнского капитала послужило отсутствие одного из обязательных условий - проживания на территории Воронежской области не менее года на момент рождения третьего ребенка. Согласно представленным документам административный истец постоянно проживает на территории Воронежской области с 03.06.2017 года, то есть на момент рождения третьего ребенка, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период постоянного проживания на территории Воронежской области составляет менее одного года, что не дает права на получение сертификата. Учреждение действует строго в рамках переданных ему департаментом полномочий и не вправе принимать от заявителей документы, косвенно подтверждающие те или иные юридические факты, не вправе подтверждать какие-либо факты свидетельскими показаниями.
Представитель заинтересованного лица КУ ВО «Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области» Лещенко М.Ю., действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленного административного иска. Пояснила, что выдача материнского капитала регламентируется Законом Воронежской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" на основании ст. 43.12 которого право на получение регионального материнского капитала возникает при рождении ребенка, имеющего гражданство РФ, у женщин, имеющих гражданство РФ, родивших третьего и каждого последующего ребенка начиная с 1 января 2017 года, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения третьего и каждого последующего ребенка. При обращении Папазян А.В. в паспорте была отметка о регистрации по месту жительства, из содержания которой следовало, что требование закона не соблюдено, в связи с чем, ей было отказано в выдаче сертификата на региональный материнский капитал.
Изучив материалы административного дела, письменные возражения административного ответчика, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Из содержания статьи 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами административного дела подтверждается наличие у Папазян А.В. троих несовершеннолетних детей: ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении и удостоверением многодетной семьи (л.д. 9, 14-16).
Папазян А.В. обратилась в КУЗ Воронежской области «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа» с заявлением на получение регионального материнского капитала, однако решением от 26.10.2018 года № 88/1 ей в этом отказано, по тем основаниям, что срок постоянного проживания на территории Воронежской области должен составлять не менее одного года. Данная информация была доведена до заявителя в форме уведомления № 82/334-10-4432 от 29.10.2018 (л.д. 8).
На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим законом Воронежской области, имеют право граждане Российской Федерации, указанные в разделе II настоящего закона Воронежской области, постоянно или временно проживающие на территории Воронежской области, если иное не установлено настоящим Законом Воронежской области.
Согласно ст. 14 указанного закона меры социальной поддержки предоставляются гражданину, имеющему право на их получение, по заявлению гражданина, которое подается в соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по месту жительства заявителя либо в иную организацию, уполномоченную указанным органом (уполномоченная организация), за исключением мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении, предоставляемых гражданину, имеющему право на их получение вне зависимости от подачи такого заявления.
Частью 1 статьи 43.12. закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» установлено, что право на получение регионального материнского капитала возникает при рождении ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших третьего и каждого последующего ребенка начиная с 1 января 2017 года, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения третьего и каждого последующего ребенка, из числа семей, имеющих по независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Воронежской области, установленную в соответствии с Законом Воронежской области "О прожиточном минимуме в Воронежской области".
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что Папазян А.В. зарегистрирована по фактическому месту проживания по адресу: <адрес>, только ДД.ММ.ГГГГ. Третий ребенок ФИО2 - ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следовательно, у административного ответчика не имелось правовых оснований, установленных приведенными нормами права, для выдачи ей сертификата на получение регионального материнского капитала (л.д. 12, 14).
Приложенной к иску справкой, выданной председателем комитета ТОС 12.02.2019 г., в которой указано на проживает по <адрес> в <адрес> 2014 года не является доказательством, подтверждающим постоянное проживание ФИО2 на территории Воронежской области, а лишь косвенным образом подтверждает факт такого проживания.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории Воронежской области Папазян А.В. в суд не обращалась.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что отказ административного ответчика в выдаче Папазян А.В. сертификата на региональный материнский капитал является правомерным, потому оснований для удовлетворения исковых требований, в данном случае, не имеется и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Папазян Александры Валерьевны к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района Воронежской области» о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал от 26.10.2018 года № 88/1, оформленного уведомление об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал от 29.10.2018 года № 88/334-10-4432 и возложении обязанности по выдаче сертификата на региональный материнский капитал – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий Кривотулов И.С.
Мотивированное решение составлено 26.03.2019 года.