ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-612/2021КОПИ от 09.06.2021 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-612/2021 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2021 года город Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шлегель А.Н.,

при секретаре Бурнышевой Д.Г.,

с участием прокурора Мыц Ю.Б.,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Администрации Чайковского городского округа и заинтересованного лица ФИО2,

представителя административного ответчика Управления земельно-имущественных отношений Администрации Чайковского городского округа и заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Администрации Чайковского городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений Администрации Чайковского городского округа о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, возложении обязанности, о признании постановления администрации Чайковского городского округа об утверждении схемы размещения рекламных конструкций Чайковского городского округа, в том числе графической его части незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Управлению земельно-имущественных отношений Администрации Чайковского городского округа Пермского края о признании решения от 13 ноября 2020 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть его заявление.

В обоснование указал, что 14.10.2020 он обратился в УЗИО Чайковского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции - билборд 273, 36 кв.м., по <адрес>, на что получил 21.12.2020 отказ от 13.11.2020. Основанием для отказа послужило «несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций, а именно в соответствии со схемой размещения рекламной конструкции Чайковского городского округа размещение рекламной конструкции осуществляется на земельном участке государственная собственность на которые не разграничена». С решением не согласен, так как ранее имел разрешение от 09.11.2015 №162 на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции со сроком действия по 09.11.2020, которая размещалась на земельном участке с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <адрес>. До окончания срока действия разрешения им подано заявление на получение нового разрешения. Изучив Схему размещения рекламных конструкций Чайковского городского округа, утвержденную Постановлением Администрации №1941 от 10.12.2019, он выявил, что в части 1 схемы размещения рекламной конструкции под шифром рекламной конструкции (ранее номер билборда) - 273, <адрес> фигурирует отдельно стоящий билборд 6x3, 36,00 кв.м., собственность публично-правовых образований, кадастровый квартал 59:12:0010613, в части 2 (графическая часть) схемы размещения рекламной конструкции билборд №273, отражен вне границ земельного участка 59:12:0010613:28 (фактически расположение точек - место размещения билборда изменено). Схема размещения рекламной конструкции принята при наличии действующего, выданного ему разрешения, в нарушение его прав (с изменением места расположения существующего билборда), без предупреждения его об изменениях в схему, без выплат компенсационных затрат, связанных с изготовлением и установкой рекламной конструкции).

Размещение рекламных конструкций в новом месте расположения (вне границ земельного участка с кадастровым ), согласно графической части действующей схемы размещения рекламной конструкции, повлечет нарушение его прав - невозможность сохранения ранее установленного им билборда №273, так как расстояние между местом расположения билборда и планируемым местом расположения билборда №273 по схеме, составляет менее допустимого расстояния между рекламными конструкциями, предусмотренного ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции орган местного самоуправления выдает независимо от принадлежности места размещения рекламной конструкции, как на земельном участке, принадлежащем частному лицу, так и на земельном участке, государственная собственность, на которую не разграничена.

Просит, с учетом уточнения требований в редакции от 09.04.2021 (заявление от 09.06.2021), признать решение Управления земельно-имущественных отношений Чайковского городского округа от 13 ноября 2020 об отказе в выдаче разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции незаконным, возложить на Управление земельно-имущественных отношений Чайковского городского округа повторно рассмотреть его заявление об эксплуатации рекламной конструкции №273 и признать постановление Администрации Чайковского городского округа №1941 от 10.12.2019 «Об утверждении Схемы размещения рекламной конструкции Чайковского городского округа» незаконным ввиду отсутствия масштаба, условных обозначений рекламных конструкций.

Административный истец ФИО4 о времени и месте извещен надлежащим образом, реализовал свои процессуальные права через представителя ФИО1, которая на исковых требованиях настаивала по доводам административного иска, повторно привела их суду, письменные пояснения приобщены к материалам дела. Указала, что решение Управления земельно-имущественных отношений Чайковского городского округа от 13 ноября 2020 об отказе в выдаче разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции незаконным, поскольку принято на основании схемы, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского округа от 10.12.2019 № 1941, которое, по ее мнению, является нормативным правовым актом, так как его действие направлено неопределенному кругу лиц и рассчитано на неоднократное применение, регулирует отношения, связанные с размещением рекламных конструкций. На незаконность постановления указывает отсутствие у графической схемы масштаба и условных обозначений, опубликовано в Вестнике местного самоуправления № 41 от 10.12.2019 не в полном объеме, без графической части указанной схемы в нарушение ч. 2 ст. 47 Федерального закона №131 от 06.10.2003, которая опубликована 26.03.2021.

Отказ является незаконным и нарушает его права, поскольку он имеет преимущественное право на установку рекламной конструкции - билборда по №273 на земельном участке ФИО5, который дал ему письменное согласие на размещение на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым рекламной конструкции, принадлежащей ФИО4 до ДД.ММ.ГГГГ. На момент отказа истцу в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции орган местного самоуправления признанное утратившим силу постановление администрации Чайковского муниципального района № 589 от 06.04.2014 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Чайковского муниципального района» не было опубликовано, то есть в силу не вступило.

Таким образом, имелось две схемы, одна в муниципальном районе по постановлению № 589, признанная утратившей силу, без опубликования в официальном издании, в которой место билборда № 273 имелось, и поэтому оснований для отказа не имелось, а другая в округе, в которой место билборда истца не значилось, однако, графическая часть 1.2 постановления не была опубликована на дату отказа, то есть в силу не вступила. Указанные обстоятельства создали правовую неопределенность применения при разрешении заявления ФИО4, отметила, что на сайте администрации постановление от 14.06.2014 № 589 не размещено, следовательно, не было опубликовано и не вступило в силу. Полагает нарушенной процедуру регистрации постановления от 10.12.2019 № 1941, которое не передавалось в Регистр, публиковалось частями, без сообщения, где размещена графическая часть Схемы, по форме не соответствует (нет карты, как неотъемлемой части).

Требования о признании отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции незаконным с возложением обязанности повторного рассмотрения вопроса и признании постановления об утверждении новой схемы непосредственно связаны между собой, поскольку отказ основан именно на незаконном постановлении.

Представитель ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, письменный отзыв приобщен к материалам дела, доводы привела суду. Указала, что отказ в выдаче разрешения вызван несоответствием установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (п.п. 2 п. 15 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»), что не нарушает прав истца, поскольку он не лишен возможности участия в конкурентных процедурах (открытого аукциона на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в том числе на земельных участках, находящихся в собственности Чайковского городского округа, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена), решение уполномоченного органа принято в соответствие с требованиями закона. Относительно масштаба, то проект Схемы направляется в соответствии с постановлением правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1190-п в Министерство промышленности и торговли Пермского края для согласования в электронном виде в формате (pdf, Jpg, jpeg), карты выполняются в произвольном масштабе (если масштаб не утвержден органом местного самоуправления). Закон о «Геодезии, картографии и пространственных данных» к спорным правоотношениям не применим, поскольку регулирует отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение и обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем. Указала, что постановление от 10.12.2019 № 1941 не является нормативным правовым актом, Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Проект Схемы размещения рекламных конструкций на территории Чайковского городского округа согласован Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края согласно письму от 14.11.2019. Постановление от 10.12.2019 № 1941 опубликовано в установленном порядке в приложение к муниципальной газете «Огни Камы» «Вестник местного самоуправления» № 41 от 13.12.2019, графическая часть размещена на сайте Чайковского городского округа 23.12.2019, что подтверждается информацией <данные изъяты>», исполнителем по муниципальному контракту на оказание услуг по технической поддержке официального сайта Администрации Чайковского городского округа. 04.06.2021 в приложении к газете «Огни Камы» опубликовано постановление администрации Чайковского муниципального района от 14.06.2017 № 810 «О признании утратившим силу постановления администрации Чайковского муниципального района от 06.04.2015 № 589 «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций Чайковского муниципального района».

Представитель ответчика ФИО3 с исковыми требованиями не согласна, письменный отзыв и пояснения приобщены к материалам дела, повторно привела доводы суду. Указала, что Схема является правовым основанием для размещения в соответствующем месте рекламной конструкции. Она подлежит предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций подлежит опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в сети "Интернет". Проект Постановления был размещен на сайте администрации Чайковского городского округа с 25.11.2019г по 09.12.2019г. Одновременно с размещением на официальном сайте проект Постановление в соответствии с соглашением о взаимодействии от 05.04.2019г. направлялось в Чайковскую городскую прокуратуру на правовую экспертизу, замечаний на проект постановления не поступило. Проект постановления прошел согласование с отделами администрации, что подтверждается листом согласования к постановлению №1941 от 10.12.2019г., а также согласован Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, что подтверждается сводным заключением № 03-03-03-17-исх-78 от 14.11.2019г. Схема не является нормативным правовым актом, поскольку не содержит правил поведения, устанавливает лишь места размещения рекламных конструкций, их типы и виды. Полный текст правового акта опубликован в печатном издании, газете «Огни Камы» и размещен на сайте администрации Чайковского городского округа. Схема, не являясь НПА, вступает в силу со дня ее утверждения путем подписания постановления, а подлежит опубликованию в соответствии с ФЗ «О рекламе» в порядке для официального опубликования. Относительно масштаба и условных обозначений схема выполнена с помощью программного комплекса MapInfo, карта города Чайковского выполнена на основе данных аэроснимков (планшетов) в масштабе 1:2000. Вследствие экспорта файла из программного комплекса MapInfo в графический в формате (* pdf, * Jpg, * jpeg) масштаб «привязан» к определенному размеру листа бумаги, является плавающей величиной. Публикация Схемы как файла в формате * jpeg на официальном сайте администрации возможна лишь цифровым способом, не в натуральном виде, поэтому масштаб у такого файла не устанавливается. На публикацию в официальном печатном издании документ направлен в том же виде, что и на согласование в Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, при этом, размещение Схемы в открытом доступе с разрешением в формате указанного программного комплекса ограничивает круг лиц, которые могут им воспользоваться, так как для просмотра файла необходимы специальные познания. Обратила внимание на то, что ГОСТ 28441-99 «Картография цифровая. Термины и определения» дает понятие «Цифровая карта (ЦК) – цифровая картографическая модель, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба. Элементы рекламных конструкций нанесены схематически (условно, без координат), она в печатном издании не публиковалась в связи с размещением ее на сайте администрации, что допустимо в соответствии с постановлением администрации Чайковского городского округа от 06.11.2019 № 1781 «Об утверждении Порядка опубликования (обнародования) правовых актов муниципального образования «Чайковский городской округ», но впоследствии опубликована в Вестнике местного самоуправления № 12 от 26.03.2021. Проект Схемы направлялся для согласования в электронном виде в формате (pdf, Jpg, jpeg). Утверждение новой схемы вызвано изменениями, внесенными в постановление Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1190-п на основании постановления от 19.06.2018 № 321, а также процессом преобразования в городской округ. Выведение места размещения спорной рекламной конструкции за пределы земельного участка, находящегося в частной собственности обусловлено невозможностью размещения конструкции в том месте ввиду наличия водопроводных сетей, а также в целях повышения конкуренции при проведении конкурентных процедур, так как выдача разрешения на установку рекламной конструкции на земельном участке, собственность на который не разграничена, осуществляется по итогам аукциона, а также для повышения уровня доходности бюджета. Императивной нормы, запрещающей органу местного самоуправления вносить изменения в схему размещения рекламных конструкций, исключая ранее установленные места, срок разрешения которых не истек, не имеется. Учтен установленный постановлением администрации округа от 23.08.2019 № 1433 запрет на их размещение на сооружениях инженерной инфраструктуры, а размещение спорной рекламной конструкции в том же месте невозможно, что подтверждается визой МУП «Водоканал» «отказано» на листе согласования от 23.07.2015 в связи с наличием сетей, актом обследования от 31.10.2018, ответом МУП «Водоканал» от 12.05.2021.

Отказ ФИО4 в выдаче разрешения связан с несоответствием установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций, он мотивирован основанием, предусмотренным пп. 2 п. 15 ст. 19 ФЗ «О рекламе». Графическая часть схемы от 10.12.2019 № 1941 опубликована в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы» 26 марта 2021, а постановление администрации Чайковского муниципального района от 14.06.2017 № 810 «О признании утратившим силу постановления от 06.04.2015 №589 «Об утверждении Схем размещения рекламных конструкций Чайковского муниципального района» 04 июня 2021. Соответственно постановление от 10.12.2019 № 1941 принято в пределах полномочий, с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры для утверждения Схемы размещения рекламных конструкций, следовательно, и отказ УЗИО соответствует закону и прав административного истца не нарушает, поскольку он имеет право участвовать в конкурентных процедурах, которые нормы закона «О защите конкуренции» не нарушают. Довод о преимущественном праве ФИО4 на основании ФЗ «О рекламе» и постановления администрации района от 06.04.2015 № 589 несостоятельными, поскольку ни из закона, ни из постановления этого не следует, а предусмотрена возможность рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на новый срок. Довод о том, что действовало две Схемы размещения рекламных конструкций, утвержденных постановлениями администрации района от 06.04.2015 № 589 и от 10.12.2019 № 1941 несостоятелен, поскольку первое признано утратившим силу на основании постановления администрации района от 14.06.2017 № 810.

Заинтересованное лицо Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края направили заявление о рассмотрении дела без участия представителя и отзыв по иску, приобщенный к материалам дела. 14.11.2019 Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края направило в адрес главы города
Чайковского-администрации города Чайковского сводное заключение, которым в соответствии с пунктом 2.9 Порядка, учитывая позицию всех отраслевых органов, Министерством принято решение о согласовании проекта схемы размещения
рекламных конструкций. Порядок предварительного согласования схемы размещения рекламных конструкций, установленный постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1190-п ответчиком нарушен не был, все требования законодательства соблюдены. В силу п. 2 ч. 15. ст. 19 Закона о рекламе, решение об отказе в выдаче разрешения могло быть принято органом местного самоуправления в случае, если установлено несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций.

Административный ответчик ФИО6 извещена, реализовала процессуальные права через представителя ФИО3

Заинтересованное лицо ФИО7 извещен, направил представителя ФИО2

Заинтересованное лицо ФИО5 извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, и указал, что дал письменное согласие на размещение на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым рекламной конструкции, принадлежащей ФИО4 до 15.01.2026.

При разрешении исковых требований административного истца в лице своего представителя, который их неоднократно уточнял как по доводам, так и по требованиям, настаивая на том, что между ними имеется непосредственная связь, поскольку оспариваемое решение УЗИО об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является незаконным по причине незаконности самой схемы размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением администрации от 10.12.2019 №1941, что нашло подтверждение в судебном заседании, однако, не настаивала на признании нормативного правового акта недействующим, уточнила требования в письменной форме и поддержала в суде.

Таким образом, требование о признании в порядке ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативного правового акта не действующим полностью или в части истцом не заявлено.

Суд, учитывая, отсутствие вышеуказанного требования поставил на обсуждение сторон вопрос о разделении исковых требований или возможности совместного их рассмотрения с учетом разъяснений, данных в пункте 53 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

При постановке данного вопроса судом учтено, что административный иск находится в производстве суда с 18 марта 2021 и административное дело возбуждено не в рамках требования по оспариванию нормативного правового акта, а в порядке обжалования решения должностного лица, основным доводом незаконности которого являлась новая Схема размещения рекламных конструкций в части билборда № 273, утвержденная постановлением администрации от 10.12.2019 № 1941, настаивая на том, что оба требования (о признании отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции незаконным с возложением обязанности повторного рассмотрения вопроса и признании незаконной Схемы, утвержденной постановлением) непосредственно связаны между собой, поскольку отказ основан именно на незаконной Схеме, утвержденной постановлением.

Единогласны в вопросе совместного рассмотрения требований были все лица, участвующие в деле - представители административных истца, ответчиков и заинтересованных лиц, которые полагали возможным завершить рассмотрение дела по существу по заявленным требованиям без их разделения, а прокурор в заключении полагал возможным рассмотрение дела по существу и нецелесообразным разделение требований.

Суд, с учетом мнения сторон и заключения прокурора, исходя из прямой, тесной и непосредственной взаимосвязи между заявленными административным истцом требованиями и невозможности их разделения без ущерба для их рассмотрения, полагая данные обстоятельства объективными и исключительными, приходит к выводу о рассмотрении искового заявления в редакции от 09.04.2021 без разделения требований, что, по мнению суда, способствует правильному, своевременному, объективному и всестороннему рассмотрению административного дела с соблюдением разумного срока административного судопроизводства.

Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора о частичном удовлетворении исковых требований, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин может обратиться непосредственно в суд (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, должностного лица, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из данного Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с приведенным Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как следует из материалов дела и установлено судом с учетом пояснений сторон, 09.11.2015 председателем комитета по управлению имуществом Чайковского муниципального района ФИО4 выдано разрешение № 162 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - билборд (№ 273), площадь информационного поля 36 кв. м, на срок 5 лет, с 09.11.2015 по 09.11.2020,

Данное разрешение согласовано с комитетом по инфраструктуре администрации Чайковского городского поселения, ООО «ЭнергоСистемы», ЗАО «Газпром газораспределение Пермь», Чайковский РУС ОАО «Ростелеком», ООО «Инвестспецпром», ГИБДД ОВД, а МУП «Водоканал» отказано в согласовании (л. д. 13).

14.10.2020 до истечения срока действия вышеуказанного разрешения ФИО4 обратился в адрес начальника Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции – билборд №273 (установлен в 2015 г. по разрешению № 162 согласно схемы), размеры и площадь – 36 кв. м, <адрес>, предполагаемый срок эксплуатации с 10.11.2020 по 10.11.2025. Также в заявлении указано, что согласование получает Управление (УЗИО АЧГО) (имеется ранее согласованное) (л.д. 8).

13.11.2020 решением Управления земельно-имущественных отношений ФИО4 отказано в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по причине несоответствия установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (пп. 2 п. 15 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»), а именно в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций Чайковского городского округа, размещение рекламной конструкции осуществляется на земельном участке, государственная собственность на которые, не разграничена (л.д. 11).

Согласно выписке ЕГРН, собственником земельного участка с кадастровым с почтовым <адрес> является ФИО5, вид разрешенного использования земельного участка: <данные изъяты> (л.д. 52).

ФИО5, являющийся собственником земельного участка по <адрес> подтвердил и дал согласие ФИО4 на эксплуатацию ранее размещенной рекламной конструкции билборд № 273 на объекте недвижимости – земельный участок по <адрес> срок выдачи согласия с 15.01.2020 по 15.01.2026 (л.д. 123).

Согласно листу согласования решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции № 273, визой МУП «Водоканал» «отказано» на листе согласования от 23.07.2015 в связи с наличием сетей с учетом заключенного договора № 1/15 согласования места строительства от 03.08.2015.

Согласно акту обследования представителями МУП «Водоканал» от 31.10.2018. рекламная конструкция № 273 по <адрес> установлена в охранной зоне двух водопроводов du 300 мм и препятствует проведению аварийно-восстановительных работ, требуется ее демонтаж.

Согласно ответу Чайковского Водоканала от 21.05.2021 сообщено, что администрации Чайковского муниципального района направлялись акт обследования от 31.10.2018 по проверке размещения рекламных конструкций № 272 и № 273, расположенных <адрес> В ходе проверки выявилось, что место размещения рекламных конструкций не соответствует условиях размещения, указанных в договорах № 2/15 и № 1/15 от 03.08.2015 и без соблюдения требований, указанных в п. 12.35 Свод Правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* о расстоянии от водопровода до фундамента зданий и сооружений, составляющем не менее 5 метров. Фактически места размещения рекламных конструкций будут препятствовать оперативному проведению аварийно-восстановительных работ, просит исключить их из Схемы рекламных конструкций городского округа.

В период выдачи и действия разрешения от 09.11.2015 № 162 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - билборд (№ 273), площадь информационного поля 36 кв. м, на срок с 09.11.2015 по 09.11.2020 действовали постановления администрации Чайковского муниципального района «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций Чайковского муниципального района» от 06.04.2015 № 589 и от 13.06.2017 № 802.

Постановление от 06.04.2015 № 589 признано утратившим силу на основании постановления администрации Чайковского муниципального района от 14.06.2017 № 810, опубликовано 04.06.2021 № 23 в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы»).

Постановление от 13.06.2017 № 802 было опубликовано в газете «Огни Камы», размещено на официальном сайте администрации Чайковского муниципального района, вступило в силу с момента опубликования и распространяло свое действие на правоотношения, возникшие с 07.06.2017 (л.д. 78), признано утратившим силу на основании постановления администрации городского округа от 10.12.2019 № 1941 (опубликовано 13.12.2019 № 41 в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы»).

10.12.2019 постановлением главы администрации Чайковского городского округа № 1941 на основании ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 141-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 ФЗ «О рекламе», решением Чайковской городской думы от 21.09.2018 № 13 «О вопросах правопреемства», Устава Чайковского городского округа, сводного заключения Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 14.11.2019 № 03-03-02-17-исх-78 утверждена схема размещения утверждены схема размещения рекламных конструкций Чайковского округа (текстовая и графическая) части.

Текстовая часть схемы содержит указание на билборд по <адрес>, при этом собственник или иной законный владелец имущества (объекта недвижимости, земельного участка), к которому присоединяется рекламная конструкция – собственность публично-правовых образований, земельный участок с кадастровым номером 59:12:0010613. Графическая часть содержит указание на билборд № 273. (л.д. 18).

Вышеуказанное постановление администрации с приложением Схемы размещения рекламных конструкций Чайковского городского округа в виде ее текстовой части (части 1.1), без графической части 1.2. опубликовано в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы» № 41 от 13.12.2019 (л.д. 59-63).

26 марта 2021 в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы» опубликована графическая часть схемы, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского округа от 10.12.2019 № 1941.

04 июня 2021 опубликовано постановление администрации Чайковского муниципального района от 14.06.2017 № 810 «О признании утратившим силу постановления от 06.04.2015 №589 «Об утверждении Схем размещения рекламных конструкций Чайковского муниципального района».

08.06.2021 в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором города принесен протест на п. 2.5 Порядка опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов Чайковского городского округа, утвержденного постановлением администрации Чайковского городского округа от 06.11.2019 № 1781, согласно которому выявлено несоответствие требованиям ч.2 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В акте прокурорского реагирования указано, что в силу ч. 2 ст. 47 ФЗ-131 муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. При этом, официальный сайт Чайковского городского округа не является официальным сетевым изданием, в силу чего правило, предусмотренное пунктом 2.5 Порядка противоречит ч. 2 ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

При проверке правомерности отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, суд исходит из того, что в силу ч. 9 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В силу части 15 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления городского округа исключительно по предусмотренным им основаниям, в том числе по причине п. 2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 ст. 19 ФЗ «О рекламе» определяется схемой размещения рекламных конструкций.

Как следует из обжалуемого решения УЗИО от 13 ноября 2020, основанием к отказу в выдаче разрешения послужило несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (пп. 2 п. 15 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»), а именно в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций Чайковского городского округа, размещение рекламной конструкции осуществляется на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена.

Схема размещения рекламных конструкций разработана администрацией Чайковского городского округа в пределах предоставленных законом полномочий, предварительно согласована с Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, что соответствует требованиям п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

10.12.2019 постановлением главы администрации Чайковского городского округа № 1941 на основании ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 141-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 ФЗ «О рекламе», решением Чайковской городской думы от 21.09.2018 № 13 «О вопросах правопреемства», Устава Чайковского городского округа, сводного заключения Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 14.11.2019 № 03-03-02-17-исх-78 утверждена схема размещения утверждены схема размещения рекламных конструкций Чайковского округа (текстовая и графическая) части.

Текстовая часть схемы содержит указание на билборд по <адрес> при этом собственник или иной законный владелец имущества (объекта недвижимости, земельного участка), к которому присоединяется рекламная конструкция – собственность публично-правовых образований, земельный участок с кадастровым . Графическая часть содержит указание на билборд № 273 (л. д. 18).

Постановление администрации с приложением Схемы размещения рекламных конструкций Чайковского городского округа в виде ее текстовой части (части 1.1), без графической части 1.2. опубликовано в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы» № 41 от 13.12.2019 (л. д. 59-63).

Графическая часть схемы, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского округа от 10.12.2019 № 1941 опубликована в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы» 26 марта 2021, а постановление администрации Чайковского муниципального района от 14.06.2017 № 810 «О признании утратившим силу постановления от 06.04.2015 №589 «Об утверждении Схем размещения рекламных конструкций Чайковского муниципального района» 04 июня 2021.

Разрешая требование о незаконности Схемы размещения рекламных конструкций относительно ее графической части 1.2. (карты города Чайковского) суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со ст.16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

Согласно п. 5.8 ст. 19 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В целях реализации Федерального закона «О рекламе» Правительством Пермского края принято постановление от 09.09.2013 N 1190-п, которым утвержден Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Пермского края или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений, а также установлено, что Министерство промышленности и торговли Пермского края является уполномоченным органом по согласованию схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений.

Таким образом, законом предусмотрена необходимость разработки органами местного самоуправления специальных схем размещения, введены требования к ним и установлен запрет на выдачу размещений на установку рекламных конструкций без согласования с такими схемами.

При этом суд исходит из того, что указанный Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов государственной власти Пермского края по предварительному согласованию схем размещения рекламных конструкций, до утверждения которых орган местного самоуправления направляет соответствующий проект схемы размещения рекламных конструкций для предварительного согласования в Министерство промышленности и торговли Пермского края, уполномоченное на согласование схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений, а поскольку Схема является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается в данных местах, то она должна соответствовать документам территориального планирования, обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

В судебном заседании относительно масштаба и условных обозначений установлено, что схема выполнена с помощью программного комплекса MapInfo, карта города Чайковского выполнена на основе данных аэроснимков (планшетов) в масштабе 1:2000. Вследствие экспорта файла из программного комплекса MapInfo в графический в формате (* pdf, * Jpg, * jpeg) масштаб «привязан» к определенному размеру листа бумаги, является плавающей величиной. Публикация Схемы как файла в формате * jpeg на официальном сайте администрации возможна лишь цифровым способом, не в натуральном виде, поэтому масштаб у такого файла не устанавливается.

На публикацию в официальном печатном издании документ направлен в том же виде, что и на согласование в Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, при этом, размещение Схемы в открытом доступе с разрешением в формате указанного программного комплекса ограничивает круг лиц, которые могут им воспользоваться, так как для просмотра файла необходимы специальные познания. ГОСТ 28441-99 «Картография цифровая. Термины и определения» дает понятие «Цифровая карта (ЦК) – цифровая картографическая модель, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба.

Элементы рекламных конструкций нанесены схематически (условно, без координат). Таким образом, карта города и условные обозначения имелись, доказательств обратного не представлено и судом не установлено.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя административного ответчика, материалами дела, а доказательств того, что графическая часть выполнена не в масштабе и не в форме карты вопреки ст. 62 КАС РФ не представлено.

Поскольку графическая часть Схемы выполнена в масштабе, а не указание на это (на реквизиты масштаба) в источнике официального опубликования само по себе не влечет ее незаконность или невозможность применения.

Проверяя законность предварительного согласования Схемы, суд руководствуется п. 2 Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1190-п «О реализации на территории Пермского края норм Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», которым утвержден Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Пермского края или муниципальной собственности и вносимых в них изменений.

14.11.2019 в соответствии с пунктом 2.9 указанного Порядка, Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в адрес главы города Чайковского-администрации города Чайковского посредством электронного документооборота направлено сводное заключение, которым принято решение о согласовании проекта Схемы размещения рекламных конструкций на территории Чайковского городского округа.

Таким образом, порядок предварительного согласования схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования признается соблюденным.

Проверяя соблюдение требований пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" относительно обязательного официального опубликования (обнародования) Схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещения на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в ИТС "Интернет" суд руководствуется частью 2 статьи 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 27 мая 2021 № 23-П и исходит из того, что муниципальные правовые акты, размещенные только на официальных интернет-сайтах муниципальных образований, не могут считаться опубликованными, при этом, размещение информации в сети Интернет в системе действующего правового регулирования лишь дополняет обычное опубликование (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25.10.2016 N 43-АПГ16-14, Письмо Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД ФС РФ от 29.04.2016 N 3.20-20/348).

Согласно ст. 32 Уставу Чайковского муниципального района, принятого решением Земского Собрания 30.09.2015 № 704 муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно Уставу Чайковского городского округа, утвержденного решением Чайковской городскому Думы от 05.12.2018 № 78, муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов Чайковского городского округа утвержден постановлением администрации Чайковского городского округа от 06.11.2019 № 1781, согласно п. п. 1.2, 1.3, 1.4 и 1.5. которого предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты Чайковского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные муниципальные нормативные правовые акты, подлежащие обязательному опубликованию (обнародованию) не применяются. Муниципальные правовые акту подлежат официальному опубликованию в муниципальной газете «Огни Камы» (в приложении к муниципальной газете «Огни Камы» «Вестник местного самоуправления» и размещению на официальном сайте администрации Чайковского городского округа. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается его первая по времени публикация их текстов в муниципальной газете «Огни Камы», а в силу п. 2.5 в случае размещения полного текста муниципального правового акта на официальном сайте администрации Чайковского городского округа объемные графические и табличные приложения к нему могут не приводиться. В случае, если в периодическом печатном издании опубликован неполный текст муниципального правового акта, совместно с документом приводится информационное сообщение об опубликовании (размещении) полного текста муниципального правового акта на официальном сайте администрации Чайковского городского округа.

08.06.2021 в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором города принесен протест на п. 2.5 Порядка опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов Чайковского городского округа, утвержденного постановлением администрации Чайковского городского округа от 06.11.2019 № 1781, согласно которому выявлено несоответствие требованиям ч.2 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В акте прокурорского реагирования указано, что в силу ч. 2 ст. 47 ФЗ-131 муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

При этом, официальный сайт Чайковского городского округа не является официальным сетевым изданием, в силу чего правило, предусмотренное пунктом 2.5 Порядка противоречит ч. 2 ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Судом установлено, что на момент отказа административному истцу в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в нарушение пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" Схема размещения рекламных конструкций городского округа в части 1.2. графической части не была опубликована в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы», что свидетельствует о нарушении порядка официального опубликования Схемы размещения рекламных конструкций, предусмотренного Федеральным законом «О рекламе».

Поскольку в рамках нового правового регулирования соблюдение нормы, предусматривающей установку рекламных конструкций только в местах, указанных в схеме размещения, является обязательным, а Схема размещения рекламных конструкций в нарушение пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" на момент принятия обжалуемого решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в полном объеме не была официально опубликована в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы», что свидетельствует о нарушении порядка официального опубликования Схемы, то суд приходит к выводу о незаконности принятого решения.

Суд полагает, что размещение на официальном интернет-сайте муниципального образования, не являющегося сетевым, не свидетельствует о правильном выполнении требований закона об официальном опубликовании, а применение п.2.5 постановления Администрации от 06.11.2019 № 1781 невозможно, поскольку он противоречит ч. 2 ст. 47 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», в подтверждение чего, в том числе служит и протест Чайковского городского прокурора от 08 июня 2021.

Суд, анализируя содержание постановления от 10.12.2019 № 1941 (как самого постановления, так и приложений в виде текстовой и графической частей в совокупности) с учетом заключения прокурора, принимает во внимание, что в силу ФЗ «О рекламе» Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах и руководствуясь п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление обладает существенными признаками нормативного правового акта, поскольку принято уполномоченным на то должностным лицом (исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления), в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения, рассчитано на неоднократное применение (не содержит положений о сроке его действия), содержит общеобязательное властное предписание на совершение определенных юридически значимых действий, направленное на регулирование общественных отношений в сфере размещения рекламных конструкций в пределах публично-правового образования – Чайковского городского округа, адресовано неопределенному кругу субъектов и затрагивает их права и обязанности (субъектами рассматриваемых правоотношений могут быть любые лица - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, круг которых определить невозможно) и в силу прямого указания в законе (ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе") подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановление администрации Чайковского городского округа от 10.12.2019 № 1941 было официально опубликовано в форме полного текста, как самого постановления муниципалитета, так и части 1 (схемы размещения рекламных конструкций с №№1-390) в печатном издании - "Вестник местного самоуправления", N 41 от 13.12.2019 (приложение к газете "Огни Камы") без графической его части 1.2 (л. д. 59-61), которая опубликована 26.03.2021, то есть муниципальный нормативный правовой акт публиковался по частям, но с размещением на сайте администрации Чайковского городского округа постановления с приложениями в полном объеме.

Поскольку в полном объеме оспариваемое постановление опубликовано 26.03.2021, то суд приходит к выводу о вступлении его в действие и полным исполнением ОМСУ порядка его опубликования с указанной даты.

Довод о вступления в силу оспариваемого постановления с момента его подписания помимо вышеуказанного опровергается самим постановлением, согласно пунктам 3 и 4 которого постановлено опубликовать его в муниципальной газете «Огни Камы» и разместить на официальном сайте в сети «Интернет» со вступлением в силу после официального опубликования.

При этом, аргумент о том, что размещение на официальном сайте в сети Интернет полного текста муниципального правового акта позволяет в силу п. 2.5 постановления городской администрации от 06.11.2019 № 1781 не публиковать его графическую часть 1.2 постановления в периодическом печатном издании муниципальной газете "Огни Камы" суд отклоняет, поскольку указанное возможно, если сайт имеет статус сетевого издания, а доказательств этому не представлено.

При этом, по мнению суда, обстоятельства не передачи оспариваемого постановления в Регистр НПА на законность муниципального правового акта не влияют, поскольку данная функция носит учетный характер и с его вступлением в действие не связана.

При таких обстоятельствах, у административного ответчика не имелось правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции административному истцу в ноябре 2020.

Соответственно на момент обращения в суд с административным исковым заявлением у административного истца имелось нарушенное право, подлежащее восстановлению в рамках административного судопроизводства, поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в указанной части.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца в связи с признанием незаконным решения Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 13.11.2020 на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в установленном законом порядке.

Довод представителя административного ответчика о том, что впоследствии, 26 марта 2021 графическая часть опубликована в официальном печатном издании, что подразумевает последующий отказ в выдаче разрешения, поскольку заявленного истцом места в Схеме нет, что не повлечет исполнение решения, правового значения для разрешения вопроса о возложении обязанности не имеет, поскольку решение об отказе признано судом незаконным, что предполагает восстановление прав истца путем повторного рассмотрения его заявления исключительно ответчиком, поскольку в компетенцию суда рассмотрение данных вопросов не входит исходя из соблюдения конституционного принципа разделения властей и недопустимости вмешательства в деятельность исполнительного органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Вместе с тем. довод о нарушениях законодательства о защите конкуренции, поскольку в результате утвержденной Схемы ограничивается право на размещение рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в частной собственности судом как ошибочный не принимается, поскольку напротив включение в Схему размещения рекламных конструкций земельных участков, находящихся в публичной собственности позволяет реализовать право на участие в торгах неограниченного числа лиц, в том числе, административного истца, что направлено на реализацию добросовестной конкуренции и само по себе ее не ограничивает, а проведение открытого аукциона способствует прозрачности и открытости указанных процедур.

Суд полагает, что принятое в установленном законом порядке постановление распространяется в равной мере на всех (любых) субъектов, осуществляющих деятельность на рынке наружной рекламы в Чайковском городском округе, в связи с чем, правовых оснований для вывода о допущенном ограничении конкуренции не имеется.

Волеизъявление административного истца установить рекламную конструкцию исключительно на частном земельном участке, не включенное в Схему, само по себе не влечет нарушение его прав, поскольку место размещения таких конструкций определяется строго в соответствии со Схемой, утверждаемой органом местного самоуправления, предварительно согласованной с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, при этом, законом не предусмотрен учет волеизъявления субъектов правоотношений.

То обстоятельство, что на момент отказа действовало две Схемы, по мнению суда, является ошибочным, поскольку очевидно и недвусмысленно следует из самого постановления администрации Чайковского муниципального района № 589 от 06.04.2014 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Чайковского муниципального района» о признании его утратившим силу, а недостаток по обязательному опубликованию устранен в порядке самоконтроля правопреемником - администрацией Чайковского городского округа 04.06.2021, что само по себе не продляет действие утратившего силу акта.

На момент рассмотрения дела пятилетний срок выданного 09.11.2015 истцу разрешения на установку рекламной конструкции истек, а императивной нормы, запрещающей органу местного самоуправления изменять места размещения рекламных конструкций, учитывая полномочия муниципалитета по их установлению, срок разрешения которых истек, не имеется.

Обстоятельств, указывающих на злоупотребление правом со стороны административного ответчика при утверждении Схемы, не установлено.

Аргументы о принятии Схемы без предупреждения истца и выплат ему компенсационных затрат не основаны на законе. Ссылки на практику ФАС и арбитражных судов не принимаются, поскольку в них изложены иные обстоятельства, оценку которым суд первой инстанции давать не вправе.

По иным доводам лиц, участвующих в деле, суд полагает, что согласуются с фактическими обстоятельствами доводы о том, что утверждение новой схемы вызвано изменениями в спорной области правоотношений (изменениями постановления Правительства ПК от 09.09.2013 № 1190-п на основании постановления от 19.06.2018 № 321), а также процессом преобразования в Чайковский городской округ согласуются с фактическими обстоятельствами, поскольку администрация Чайковского городского округа действует как правопреемник муниципальных образований – Чайковского муниципального района и входящего в его состав Чайковского городского поселения в силу Законов Пермского края от 26.03.2018 № 212-ПК «О преобразовании Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ», от 28.05.2018 № 237-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района путем объединения с Чайковским городским поселением» и решения Чайковской городской Думы от 05.12.2018 № 79 об учреждении администрации города Чайковского и начале исполнительно-распорядительной деятельности по решению вопросов местного значения с 01.01.2019.

При разработке и утверждении Схемы учтен муниципалитетом и установленный постановлением администрации округа от 23.08.2019 № 1433 запрет на их размещение на сооружениях инженерной инфраструктуры, а размещение спорной рекламной конструкции в том же месте невозможно, что подтверждается визой МУП «Водоканал» «отказано» на листе согласования от 23.07.2015 в связи с наличием сетей, актом обследования от 31.10.2018, ответом МУП «Водоканал» от 12.05.2021.

Разрешение вопросов оставления места размещения спорной рекламной конструкции в пределах того же кадастрового квартала земельного участка с изменением расположения точек места расположения рекламной конструкции путем вынесения его за пределы земельного участка, находящегося в частной собственности, связанное с невозможностью размещения конструкции в том месте ввиду наличия водопроводных сетей, а также в целях повышения конкуренции при проведении конкурентных процедур, так как выдача разрешения на установку рекламной конструкции на земельном участке, собственность на который не разграничена, осуществляется по итогам аукциона, а также для повышения уровня доходности бюджета, входит в полномочия органа местного самоуправления.

Вопросы целесообразности принятий муниципалитетом тех или иных решений в компетенцию суда не входят.

Принимая во внимание на дату рассмотрения дела, что оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией Чайковского городского округа в пределах компетенции, с соблюдением формы (вида) правового акта (в виде постановления), процедуры принятия (с предварительным согласованием Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края), правил введения в действие (со дня официального опубликования) и фактического официального опубликования (опубликован в печатном издании «Огни Камы» и размещен для всеобщего сведения на сайте Чайковского городского округа в сети Интернет), а его содержание не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, доказательств нарушения прав административного истца или создания препятствий к осуществлению имеющихся у него прав не установлено, то суд приходит к выводу об отсутствии совокупности оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для удовлетворения исковых требований в указанной части.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 к Администрации Чайковского городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений Администрации Чайковского городского округа удовлетворить частично.

Признать решение Управления земельно-имущественных отношений Администрации Чайковского городского округа об отказе в выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции – билборд, площадью информационного поля 36,0 кв. м. по <адрес> от 13 ноября 2020 незаконным.

Возложить на Управление земельно-имущественных отношений Администрации Чайковского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 о выдаче разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции № 273 - билборд, площадью информационного поля 36,0 кв. м. по <адрес>

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья /подпись/ А.Н. Шлегель

Мотивированное решение составлено 17 июня 2021 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи ____________________________________

А.Н. Шлегель

Помощник судьи, секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края

_____________________

Д.Г. Бурнышева

«_____» _____________ 20__ г

Решение ______________________вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-612/2021

УИД 59RS0040-01-2021-000812-65

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края