Дело № 2а-612/2022 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,
с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, их представителя адвоката Назаретской Оксаны Игоревны,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново
материалы дела по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Иванова о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
установил:
административные истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику по тем основаниям, что ФИО4, ФИО2 и ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Жилой дом 1917 года постройки, общей площадью 117, 2 кв.м., состоит с 09.12.2011 на государственном кадастровом учете с №
Земельный участок, на котором расположен жилой дом, общей площадью 533 кв.м., состоит с 08.12.1997 на государственном кадастровом учете с №, отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно имеющимся сведениям, правообладателем (пользователем на праве аренды) земельного участка значится ФИО5, что следует из договора аренды земель в г.Иванове от 09.01.1998 № №
В 2006 г., а затем в 2019 г. в указанном жилом доме произошел пожар, в результате чего дом существенно пострадал от пожара.
До 2020 г. ФИО2 постоянно проживал в указанном доме, для него дом был единственным жилым помещением для проживания.
ФИО2 и по настоящее время имеет регистрацию по указанному адресу.
Иного жилого помещения в собственности ФИО2 не имеется.
Ввиду непригодности жилого помещения для дальнейшего проживания ФИО2 в 2021 г. собственниками жилого дома был принято совместное решение о реконструкции дома.
Дом был снесен, оставлен лишь фундамент прежнего дома. В границах ранее существовавшего дома на старом фундаменте началась реконструкция жилого дома.
В сентябре 2021 г. службой государственного строительного надзора Ивановской области была проведена проверка по факту самовольного строительства (реконструкции) жилого дома <адрес>, установлено, что выполнены работы по демонтажу здания, выполнена отрывка котлована и частично установлена опалубка фундаментов.
8 октября 2021 г. ФИО4 обратился в Администрацию г.Иваново с уведомлением о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в котором указал строительство (реконструкцию) жилого дома 2-этажной постройки площадью 117, 4 кв.м., границах ранее существовавшего жилого дома.
18 октября 2021 г. ФИО4 уведомлен о несоответствии указанных в уведомлении о планируемым строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по основаниям о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в виду того, что земельный участок с кадастровым № №:3 по адресу: <адрес> расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3. Основными, вспомогательными и условно разрешенными видами разрешенного использования земельных участков вышеуказанной территориальной зоны не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов; согласно сведениям, содержащимся в выписке об основных характеристиках объекта недвижимости № №, предоставленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ивановской области, границы земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес> не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
С указанным уведомлением от 18 октября 2021 г. № 356-2021 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемым строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке истцы не согласны, поскольку он нарушает принадлежащие им права, в частности право частной собственности и право на жилище.
Указанные в уведомлении № от 18 октября 2021 г. основания о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке носят формальный характер, нарушают права собственников жилого дома <адрес>.
30 декабря 2021 г. ФИО4, ФИО2 и ФИО3 обратились в Администрацию г.Иванова для согласования местоположения границ и площади земельного участка, предоставив межевой план земельного участка с №, на котором расположен жилой дом <адрес>, и заключения с ними договора аренды земельного участка.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.1-3 ст.35, ч.1-2 ст.40 Конституции РФ, ст.ст.218-220 КАС РФ истцы просят суд признать незаконным уведомление № от 18 октября 2021 г. Администрации города Иванова о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>
возложить на Администрацию города Иванова обязанность выдать ФИО4, ФИО2, ФИО3 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>
Истцы ФИО4, ФИО2 и их представитель адвокат Назаретская О.И. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
ФИО3, уведомленная о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика – Администрации города Иванова, уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в вое отсутствие. В материалах дела имеется отзыв на иск, в котором ответчик указывает, что требования истцов являются незаконными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, в силу нижеследующего.
Вступившим в силу 04.08.2018 Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 340-ФЗ введен уведомительный порядок строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка (подпункт 1.1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) - (далее - ГрК РФ).
Таким образом, с 04.08.2018 строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требует получения разрешения на строительство.
Для осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (статья 51.1 ГрК РФ), которое содержит необходимые сведения. При этом к уведомлению необходимо приложить определенные документы, указанные в части 3 статьи 51.1 ГрК РФ.
По завершении строительства правообладателем земельного участка направляется предусмотренное частью 16 статьи 55 ГрК РФ уведомление об окончании строительства или реконструкции, а рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, установленном частями 17-21 статьи 55 ГрК РФ.
08.10.2021 в Администрацию города Иванова по установленной форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.09.2018 № 591/пр (Приложение № 1, начало действия документа 09.10.2018) поступило уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес> от 08.10.2021, заявитель ФИО4.
В форме уведомления в разделе 2 в подпункте 2.3 Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы) указан Договор аренды № от 09.01.1998.
Специалистом органа уполномоченного направлять один из документов, которые определены в части 7 статьи 51.1 ГрК РФ (уведомление о соответствии или уведомление о несоответствии) был сделан межведомственный запрос в соответствии с частью 4 статьи 51.1 ГрК РФ.
По итогам запроса была получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости: земельном участке с кадастровым номером № из содержания которой следует, что границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют.
В силу части 7 статьи 51.1 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления:
- проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (пункт 1);
- направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункт 2).
При этом Форма уведомления о соответствии, уведомления о несоответствии утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 19.09.2018 издан приказ № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» (далее - Приказ).
В приложение № 3 к Приказу содержится Форма уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Данная Форма уведомления содержит в том числе основания, по которым лицо, подавшее уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомляется:
- о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (пункт 1);
- о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункт 2);
- о том, что уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок (пункт 3);
- о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (пункт 4).
Исчерпывающий перечень случаев, при которых застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и который не может быть расширен органом, уполномоченным на выдачу таких уведомлений, установлен частью 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
Согласно части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии направляется если:
- не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- размещение не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
- в срок, указанный в части 9 этой статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Таким образом, предписания, содержащиеся в пунктах 1-4 формы уведомления аналогичны приведенным законоположениям ГрК РФ.
Рассмотрение уведомлений осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Направление уведомлений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территории города Иванова», утвержденным постановлением Администрации города Иванова от 24.07.2019 № 1042 (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
- уведомление о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости (недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
- уведомление о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги определен в пункте 2.8 Регламента, где одними из оснований являются:
- размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 подпункта 2.8.1 пункта 2.8 Регламента);
- уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком, в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (пункт 3 подпункта 2.8.1 пункта 2.8 Регламента).
Из приведенных норм следует, что при поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и параметров объекта строительства с учетом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве.
По итогам рассмотрения уведомления от 08.10.2021 установлены следующие обстоятельства:
- земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3;
- уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у заявителя прав на земельный участок.
Указанные обстоятельства являются прямыми основаниями для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (часть 10 статьи 51.1 ГрК РФ, пункт 2.8 Регламента).
Следовательно, ФИО4 направлено уведомление о несоответствии от 18.10.2021 № 356-2021, поскольку специалистом при анализе полученного уведомления с документами выявлены основания о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и, отсутствие у заявителя прав на земельный участок (подпункты 2, 3 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, пункты 2, 3 подпункта 2.8.1 пункта 2.8 Регламента).
По существу, обозначенных в тексте административного иска оснований, по которым административный истец считает незаконным уведомления о несоответствии от 18.10.2021 № 356-2021, следует отметить:
- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694 расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3.
Основными, вспомогательными и условно разрешенными видами разрешенного использования земельных участков в указанной территориальной зоне (Ж-3) не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.
Таким образом, у Администрации города Иванова имелось законное основание для направления уведомления о несоответствии указанных административными истцами параметров объекта индивидуального жилищного строительства, планируемого к строительству, так как ограничения связанны с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3.
Не соглашаясь с уведомлением о несоответствии от 18.10.2021 № № заявители (административные истцы ФИО4, ФИО2, ФИО3), по сути, выражают несогласие с требованиями нормативных правовых актов, которые в настоящее время являются действующими и в установленном порядке не оспорены (Правила землепользования и застройки города Иванова).
При наличии действующих и не отмененных нормативных правовых актов не представляется возможным установить, какие нормы действующего законодательства нарушены Администрацией города Иванова при направлении уведомления о несоответствии от 18.10.2021 №
Представитель заинтересованного лица – Ивановского городского комитета по управлению имуществом, уведомленного о месте времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются письменные возражения на иск по основаниям, идентичным отзыву Администрации города Иванова, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав административных истцов и их представителя, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти при предполагаемом нарушении прав административного истца предусмотрена ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 08.10.2021 в Администрацию города Иванова по установленной форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.09.2018 № 591/пр (Приложение № 1, начало действия документа 09.10.2018) поступило уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Сибирская, д. 20, от 08.10.2021, заявитель ФИО4.
В форме уведомления в разделе 2 в подпункте 2.3 Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы) указан Договор аренды № № от 09.01.1998.
По итогам запроса была получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости: земельном участке с кадастровым номером №, из содержания которой следует, что границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют.
ФИО4 по результатам рассмотрения его заявления было направлено уведомление о несоответствии от 18.10.2021 № №, поскольку при анализе полученного уведомления с документами выявлены основания о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и, отсутствие у заявителя прав на земельный участок (подпункты 2, 3 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, пункты 2, 3 подпункта 2.8.1 пункта 2.8 Регламента).
Не согласившись с данным уведомлением, административные истцы обратились в суд с настоящим иском.
Между тем, суд соглашается с доводами ответчика Администрации города Иванова о наличии законных оснований для направления уведомления о несоответствии указанных административными истцами параметров объекта индивидуального жилищного строительства, планируемого к строительству, а заявленные требования находит необоснованными.
Вступившим в силу 04.08.2018 Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 340-ФЗ введен уведомительный порядок строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка (подпункт 1.1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) - (далее - ГрК РФ).
Таким образом, с 04.08.2018 строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требует получения разрешения на строительство.
Для осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (статья 51.1 ГрК РФ), которое содержит необходимые сведения. При этом к уведомлению необходимо приложить определенные документы, указанные в части 3 статьи 51.1 ГрК РФ.
По завершении строительства правообладателем земельного участка направляется предусмотренное частью 16 статьи 55 ГрК РФ уведомление об окончании строительства или реконструкции, а рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, установленном частями 17-21 статьи 55 ГрК РФ.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и который не может быть расширен органом, уполномоченным на выдачу таких уведомлений, установлен частью 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
Согласно части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии направляется если:
- не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- размещение не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
- в срок, указанный в части 9 этой статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Таким образом, предписания, содержащиеся в пунктах 1-4 формы уведомления аналогичны приведенным законоположениям ГрК РФ.
Рассмотрение уведомлений осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Направление уведомлений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территории города Иванова», утвержденным постановлением Администрации города Иванова от 24.07.2019 № 1042 (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
- уведомление о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости (недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
- уведомление о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги определен в пункте 2.8 Регламента, где одними из оснований являются:
- размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 подпункта 2.8.1 пункта 2.8 Регламента);
- уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком, в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (пункт 3 подпункта 2.8.1 пункта 2.8 Регламента).
Из приведенных норм следует, что при поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и параметров объекта строительства с учетом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве.
Судом установлено, что границы земельном участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3. Данные обстоятельства следуют из сведений, представленных Управлением Росреестра по Ивановской области, а также Ивановским комитетом по управлению имуществом.
Установлено также, что ФИО4, ФИО2 и ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> за земельном участке с кадастровым номером №
Между тем, судом также установлено, что указанный жилой дом на земельном участке отсутствует.
Службой государственного строительного надзора установлен факт демонтажа жилого дома и наличия на земельном участке с кадастровым номером № самовольной постройки (котлован, устройство сборных железобетонных фундаментов).
Установлено также, что договор аренды земель в г.Иванове от 09.01.1998 № №, предоставлявший раннему правообладателю части земельного участка – ФИО5 право аренды 128 м участка, прекращен распоряжением Ивановского городского комитета по управлению имуществом от 3 февраля 2022 г. № №
Какого – либо иного ранее существовавшего и зарегистрированного права на данный земельный участок в целом судом не установлено.
Положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконным решения органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения (оформленного письмом Администрации города Иванова – уведомление от 18.10.2021 № №) нормативно правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения незаконным.
Суд соглашается с доводами административного ответчика Администрации города Иванова о том, что при вынесении уведомления от 18.10.2021 № № допущено каких-либо нарушений действующего законодательства, поскольку ограничения прав административных истцов на использование не принадлежим им земельного участка по своему усмотрению, которые и явились основанием для принятия оспариваемого решения в форме уведомления, установлены действующим законодательством и должны учитываться органом местного самоуправления.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>, от 08.10.2021 рассмотрено на основании статьи 51.1 ГрК РФ, в соответствии с Регламентом и принятое по нему решение - уведомление о несоответствии от 18.10.2021 № является правомерным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Следует также отметить, что истцы не лишены иного способа защиты своего права, который в настоящее время ими также использован путем рассмотрения Октябрьским районным судом г. Иваново встречного искового заявления истцов к Администрации города Иваново о сохранении реконструируемого объекта незавершенного строительства, уточнении границ земельного участка и возложении обязанности заключить договор земельного участка без проведения торгов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180, 226 КАС Российской Федерации,
Решил :
отказать ФИО1, ФИО2, ФИО3 в удовлетворении административного искового заявления к Администрации города Иваново о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Уенкова О. Г.
В окончательной форме решение изготовлено 18 марта 2022 г.