ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-612/2022 от 17.03.2022 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-612/2022

УИД 24RS0035-01-2022-000122-90

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2022 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щетинкиной Е.Ю.,

при секретаре Меляевой А.П.,

с участием помощника Минусинского межрайонного прокурора Линева В.А.,

представителя ответчика – ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Минусинска о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) к Администрации г.Минусинска о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения, мотивируя свои требования тем, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательств в сфере гражданской обороны при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что указанное защитное сооружение находится в собственности и эксплуатируется администрацией г. Минусинска. Однако административный ответчик уклоняется от выполнения обязанностей по содержанию и поддержанию в постоянной готовности объекта гражданской обороны, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В связи с чем просят признать бездействие административного ответчика незаконным и возложить обязанность по проведению ремонтных работ помещения объекта гражданской обороны, усилив несущие наружные и внутренние стены – бетонные блоки имеющие недопустимые прогибы, трещины, дефекты, следы (увлажнения, промерзания, грибка); устранить протечки и промерзание крыши объекта гражданской обороны, установив гидроизоляцию; устранить дефекты дверей и ворот помещений объекта гражданской обороны; устранить дефекты и повреждения полов помещений в соответствии с требованиями СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений»; провести ремонт помещения объекта гражданской обороны, предусмотрев системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них укрываемых в течение 48 ч, в том числе в режиме фильтровентиляции - 12 ч, в режиме полной изоляции (регенерации воздуха) - 6 ч. в соответствии с п.10.1.1. СП 88.13330.2014; провести отделку помещения в соответствии с п.5.2.7 СП 88.13330.2014; устранив отслоение штукатурного слоя; установить и оборудовать санитарный пост площадью 8 м2, в соответствии с п.5.2.6 СП 88.13330.2014; оборудовать помещение для хранения продовольствия в соответствии с п.5.3.4 СП 88.13330.2014; оборудовать места для пребывания укрываемых в соответствии с п. 5.2.3. СП 88.13330.2014.

Участвующий в деле Помощник Минусинского межрайонного прокурора в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям в них изложенным, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г.Минусинска Красноярского края – ФИО1 (с дипломом), действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, указав, что в настоящее время территория г.Минусинска не относится группе по гражданской обороне, на территории которой необходимо наличие противорадиационное укрытие, следовательно необходимости содержать вышеуказанное сооружение у административного ответчика не имеется. Кроме того, в настоящее время идет работа по снятию вышеуказанного объекта с учета.

Представитель заинтересованного лица ОДН и ПР по г.Минусинску и Минусинскому району ФИО2 в судебном заседании поддержал позицию административного истца, кроме того пояснил, что состояние, в котором в настоящее время находится спорное сооружение гражданской обороны - ПРУ также не соответствует требованиям к объектам гражданской обороны – укрытие.

Представитель заинтересованного лица ООО «Русь» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причине неявки суд не уведомили

Заслушав административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в силу п. 2 которого к объектам гражданской обороны относится убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

На основании п. 8 указанного Порядка федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам утверждены Правила N 583, в пункте 1.2 которых указано требование на выполнение при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В п. п. 1.3, 1.7, 1.8 указанных Правил определено, что организации, на учете которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

Разделом 3.2 вышеназванных Правил предусмотрены также требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности (п. п. 3.2.1 - 3.2.2), содержанию входов в защитные сооружения, защитных устройств 28 и помещений для укрываемых (п. п. 3.2.3 - 3.2.10), к содержанию инженерно-технического оборудования (п. п. 3.2.11 - 3.2.25), требования к техническому обслуживанию и ремонту защитных сооружений (п. п. 5.2.1 - 5.2.4).

Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, собственником убежище-тира, площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: Красноярский край <адрес> является муниципальное образование г.Минусинск Красноярского края, что подтверждается материалами регистрационного дела, выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2016 (л.д. 8, 60-76), и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Согласно паспорту защитное сооружение гражданской обороны расположенное по адресу: <адрес> имеет статус противорадиационного укрытия (л.д. 9-24).

Таким образом, поскольку указанный объект не был передан на каком-либо праве юридическим или физическим лицам, никем не использовался, назначение объекта как защитного сооружения не было изменено, в связи с чем указанное защитное сооружение должно поддерживаться в состоянии постоянной готовности к использованию и обязанность администрации г.Минусинска, как собственника сооружения, по приведению имущества в должное состояние определена Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС Российской Федерации от 21.07.2005 № 575, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583.

Как следует из справки специалиста, при проведении совместно с Минусинской межрайонной прокуратурой проверки 18.06.2021 года защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <адрес>, установлены нарушения требований гражданской обороны (л.д.35).

По результатам проверки, 08.10.2021 Минусинским межрайонным прокурором в адрес главы администрации г.Минусинска было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны (л.д.26-28), которое администрацией г.Минусинска рассмотрено: ведущему специалисту отдела по делам ГО, ЧС и безопасности территории администрации г.Минусинска обозначено обеспечить строгое соблюдение законодательства в сфере гражданской обороны, кроме того сообщено, что поскольку на территории г.Минусинска наличие противорадиционного укрытия не требуется, администрацией прорабатывается вопрос об изменении типа данного противорадиационного укрытия(л.д.51-53).

Согласно представленному в материалы дела техническому заключению ноября 2021 года техническое состояние конструкций нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> имеет недопустимое состояние, категория технического состояния – неудовлетворительное.

Поскольку представителем административного ответчика данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались, защитное сооружение гражданской обороны, требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, и как следует из представленных суду доказательств, спорное защитное сооружение до настоящего времени своего статуса не утратило, соответственно административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Довод представителя административного ответчика о том, что согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО ПРУ расположенного по адресу: <адрес> от 15.08.2018 комиссия решила перевести вышеуказанный объект ПРУ на эксплуатацию в качестве укрытия, а в настоящее время поставлен вопрос о снятии объекта с учета, по мнению суда, не является обстоятельством, опровергающим бездействие административного ответчика в части содержания объекта гражданской обороны в надлежащем состоянии, поскольку порядок изменения статуса объекта гражданской обороны регламентирован "Методическими рекомендациями по организации перевода убежищ (противорадиационных укрытий) на эксплуатацию в качестве противорадиационных укрытий или укрытий с учетом оптимизации норм инженерно-технических мероприятий" (утв. МЧС России 30.12.2020 N 2-4-71-38-11). Кроме того, в материалы дела административным ответчиком достаточных доказательств того, что в период с 15.08.2018 до дня обращения с настоящим иском в суд административного истца (более трех лет) предпринимались какие-либо действенные меры для перевода спорного объекта в иной статус либо снятия его с учета, однако статус объекта до настоящего времени не изменен и объект не снят с учета по независящим от административного ответчика обстоятельствам - не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Минусинска о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Минусиснка, выражающееся в ненадлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>

Возложить на административного ответчика - Администрацию г.Минусиснка в течение 12 месяцев после вступления в силу настоящего решения провести ремонтные работы в помещении объекта гражданской обороны:

- усилить несущие наружные и внутренние стены – бетонные блоки имеющие недопустимые прогибы, трещины, дефекты, следы (увлажнения, промерзания, грибка);

- устранить протечки и промерзание крыши объекта гражданской обороны, установив гидроизоляцию;

- устранить дефекты дверей и ворот помещений объекта гражданской обороны;

- устранить дефекты и повреждения полов помещений в соответствии с требованиями СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений»;

- провести ремонт помещения объекта гражданской обороны, предусмотрев системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них укрываемых в течение 48 ч, в том числе в режиме фильтровентиляции - 12 ч, в режиме полной изоляции (регенерации воздуха) - 6 ч. в соответствии с п.10.1.1. СП 88.13330.2014;

- провести отделку помещения в соответствии с п.5.2.7 СП 88.13330.2014, устранив отслоение штукатурного слоя;

- установить и оборудовать санитарный пост площадью 8 м2, в соответствии с п.5.2.6 СП 88.13330.2014;

- оборудовать помещение для хранения продовольствия в соответствии с п.5.3.4 СП 88.13330.2014;

- оборудовать места для пребывания укрываемых в соответствии с п. 5.2.3. СП 88.13330.2014.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2022 года