Дело № 2а-6131/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 18 июня 2018 года
Якутский городской суд РС (Я) в составе судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску Прокопьева Валерия Николаевича к Муниципальному казенному учреждению «Управа Центрального округа» городского округа «город Якутск» о признании незаконным бездействия,
установил:
Прокопьев В.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что на основании ордера № от ____ года, выданного Президиумом управления архитектуры и градостроительства, установил во дворе жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: _______ металлических гаража, ежегодно заключал договор аренды на часть земельного участка, расположенного под указанными гаражами, исполнял обязательства по арендной плате, затем получал разрешения на размещение нестационарных объектов. На последнее обращение о выдаче разрешения и заключении соглашения на новый срок мотивированный отказ истец не получил. Поскольку оснований для отказа, предусмотренных административным регламентом, не имелось, а МКУ «Управа Центрального округа» ГО «город Якутск» не направило в адрес истца мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги, истец полагал, что разрешение от ___ года на установку гаражей является действующим. ____ 2018 года на воротах гаражей было вывешено требование ответчика о вывозе и демонтаже железных гаражей, которое было основано на постановлении главы ОА г. Якутска от ____ 2017 года №, определяющем необходимость вывоза неправомерно размещенных крупногабаритных объектов, владелец которых является неустановленным. Указанное постановление оспаривается истцом в суде. Вместе с тем, неправомерное бездействие со стороны МКУ «Управа Центрального округа» по рассмотрению заявления истца о предоставлении разрешения на установку нестационарных объектов, предназначенных для хранения (стоянки) транспортных средств нарушает права истца как добросовестного пользователя имущества. Просит признать незаконным бездействие должностных лиц МКУ «Управа Центрального округа» ГО «город Якутск» по несвоевременному рассмотрению заявления истца, обязать ответчика устранить допущенные нарушения права и законных интересов истца путем предоставления соответствующего разрешения на установку нестационарных объектов, предназначенных для хранения (стоянки) транспортных средств на части земельного участка во дворе дома, расположенного по адресу: ____, в соответствии с требованиями Административного регламента.
В судебном заседании административный истец Прокопьев В.Н., представитель административного истца Басыгысов Г.С. требования поддержали, просили удовлетворить, пояснили, что истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о выдаче разрешения на установку нестационарных объектов, однако письменных ответов на свои обращения истец так и не получил, ссылки административного ответчика на Свод правил 252.1325800.2016 «Правила проектирования зданий дошкольных образовательных учреждений» являются необоснованными, так как доказательств того, что земельный участок, на котором расположены спорные гаражи, предназначен для проектирования и строительства нового здания дошкольной образовательной организации, не имеется, кроме того, такого основания, как отсутствие свободной территории для перемещения гаражей на период комплексного благоустройства двора, административный регламент не содержит. Также не согласились с доводами стороны административного ответчика о пропуске срока обращения в суд, поскольку истцом предпринимались меры по досудебному оспариванию неправомерного бездействия ответчика, однако решение по жалобе принято не было, официальный ответ на заявление о выдаче разрешения не был предоставлен, таким образом, истец не имел возможности оспорить отказ в судебном порядке, о нарушении своих прав узнал только с момента предпринятых мер по вывозу гаражей ____ 2018 года, таким образом, срок обращения в суд не пропущен.
В судебном заседании представитель административного ответчика Тарских Е.А. с требованиями не согласилась, пояснила, что территория многоквартирного дома по адресу: г. Якутск, ул. Петра Алексеева, 73/2, не позволяет переместить гаражи на расстояние, предусмотренное п. 6.1.1 Свода правил 252.1325800.2016 «Правила проектирования зданий дошкольных образовательных учреждений», также отсутствует свободная территория для перемещения гаражей на период комплексного благоустройства двора, при этом, в период с 2013 года по ____ 2018 года оплата за выдачу разрешения от Прокопьева В.Н. не поступала. ____ 2017 года в адрес ответчика поступила жалоба Прокопьева В.Н., на которую ____ 2017 года был предоставлен ответ об отказе, таким образом, истцом пропущен срок обращения с административным иском в суд, поскольку о нарушении своих прав истец узнал еще в ___ 2017 года. Просит в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что истец Прокопьев В.Н. является собственником двух нестационарных гаражей, размещенных на территории многоквартирного дома по адресу: ____
Гаражи установлены на прилегающей к дому территории в 1993 году на основании ордера №, выданного Президиумом управления архитектуры и градостроительства Якутского городского Совета народных депутатов. В дальнейшем истец пользовался земельным участком под гаражами в соответствии с договором аренды земельного участка, заключенным между истцом и Окружной администрацией города Якутска.
С 2014 года договор аренды не продлевался, поскольку в соответствии с положениями земельного и градостроительного законодательства для размещения нестационарных объектов предоставление земельного участка не требуется.
В 2014 году ответчиком МКУ «Управа Центрального округа» городского округа «город Якутск» истцу были выданы разрешения на размещение гаражей сроком на один год с заключением соглашения № от ____ 2014 года на право установки нестационарного объекта, предназначенного для хранения транспортного средства.
В последующие периоды после ____ 2015 года на неоднократные обращения истца к ответчику о продлении срока действия соглашения мотивированное решение ответчика о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении услуги истцу не выдавалось.
Вместе с тем, никаких требований по освобождению земельного участка, демонтажу и вывозу гаражей ответчик к истцу не предъявлял, не предпринимал действий, связанных с расторжением ранее заключенного соглашения от 2014 года, истец продолжает пользоваться гаражами и земельным участком под ними по настоящее время.
Правоотношения сторон регулируются положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки г. Якутска, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку нестационарных объектов, предназначенных для хранения (стоянки) транспортных средств на территории городского округа "город Якутск, утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 28.06.2013 N 133п.
Из обстоятельств дела следует, что принадлежащие истцу гаражи представляют собой некапитальные нестационарные сооружения, выполненные из конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.
Для таких объектов в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено решение о предоставлении земельного участка и выдача разрешений на строительство.
Таким образом, ввиду отсутствия специального законодательного регулирования на федеральном уровне порядка размещения отдельно стоящих нестационарных гаражей для хранения личного автотранспорта граждан, к размещению такого типа объектов по аналогии закона подлежат применению положения главы V.6 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных некапитальных объектов, перечень которых, предусмотрен Правительством РФ.
В силу ст. 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности для размещения нестационарных объектов.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов (п.7 Правил).
Согласно п. 8 Правил решение о выдаче разрешения должно содержать: указание об обязанности лиц, получивших разрешение, выполнить предусмотренные статьей 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации требования в случае, если использование земель или земельных участков привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков; указание о предусмотренной статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации возможности досрочного прекращения действия разрешения со дня предоставления земельного участка физическому или юридическому лицу и сроки направления уполномоченным органом заявителю уведомления о предоставлении земельного участка таким лицам.
В соответствии с п. 9 Правил решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу. В решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 настоящих Правил (п.10). В случае если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
В силу ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
При этом органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (ст. 6 Закона №210-ФЗ).
Из системного толкования вышеизложенных положений закона следует, что заявление о предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку нестационарного некапитального объекта подается в письменной форме, с приложением документов, подтверждающих основания выдачи разрешения, решение по такому заявлению должно быть предоставлено в форме, избранной заявителем и, в случае отказа в выдаче разрешения, должно быть мотивированным и содержать указание на предусмотренное законом основание невозможности выдачи разрешения.
Применительно к территории ГО «Город Якутск» порядок размещения нестационарных гаражей регламентируется Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку нестационарных объектов, предназначенных для хранения (стоянки) транспортных средств на территории городского округа "город Якутск, утвержденный постановлением Окружной администрации г. Якутска от 28.06.2013 N 133п (далее Регламент).
Согласно п. 1.3 Регламента уполномоченными организациями по приему документов и выдаче результатов предоставления муниципальной услуги в рамках данного Административного регламента являются муниципальные казенные учреждения по управлению административными территориями городского округа "город Якутск" (МКУ административных территорий).
Согласно п. 1.10 Регламента с момента приема заявления заявитель имеет право на получение сведений о ходе исполнения муниципальной услуги по телефону или на личном приеме в порядке, указанном в пунктах 1.5 - 1.7 настоящего Административного регламента.
Пунктом 2.5 Регламента установлено, что срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 25 (двадцати пяти) рабочих дней со дня получения ответственным лицом всех необходимых документов для предоставления муниципальной услуги.
К заявлению должны прилагаться документы, предусмотренные п. 2.8.2 Регламента.
В силу п. 2.4 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является получение заявителем: разрешения на установку нестационарного объекта, предназначенного для хранения (стоянки) транспортного средства, с соглашением на право установки объекта, предназначенного для хранения (стоянки) транспортного средства на территории городского округа "город Якутск"; мотивированного отказа в выдаче разрешения на установку нестационарного объекта, предназначенного для хранения (стоянки) транспортного средства на территории городского округа "город Якутск".
Таким образом, вопреки доводам ответчика, Административный регламент также как и федеральное законодательство не предусматривает извещение заинтересованного лица об отказе в предоставлении муниципальной услуги в устной форме, без изложения предусмотренных законом оснований для отказа.
Установленное административным регламентом промежуточное устное консультирование заинтересованного лица по вопросу предоставления услуги и о ходе ее предоставления не предполагает завершение процедуры муниципальной услуги без принятия мотивированного решения, указанного в п. 2.4 Регламента.
Как следует из представленных документов, истец Прокопьев В.Н. обратился к ответчику в 2017 году о заключении соглашения на размещение ранее установленных нестационарных гаражей на новый срок.
В предусмотренный законом и административным регламентом срок обращение Прокопьева В.Н. рассмотрено не было, до заявителя не было доведено мотивированное решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги либо решение о выдаче разрешения на размещение нестационарного объекта на новый срок.
Пунктом 2.15 Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в числе которых: отсутствие свободной площади на специально отведенной территории для размещения нестационарных объектов, предназначенных для хранения (стоянки) транспортного средства; несоответствие заявления требованиям пункта 2.8.1 настоящего Административного регламента; отсутствие требуемых документов, указанных в пункте 2.8.2 настоящего Административного регламента; предоставление заявителем недостоверных сведений.
Однако таких обстоятельств судом не установлено и ответчик на такие обстоятельства не ссылался. Место для размещения объектов истца имеется и предоставлено истцу в 1993 году.
В своих возражениях на исковое заявление ответчик ссылается на ответы от ____ 2017 года и ____ 2017 года, которые не содержат ссылки на предусмотренные законом и регламентом основания для отказа в выдаче разрешение на размещение нестационарного объекта, что не соответствует положениям закона и нарушает права истца. Так, в ответе от ____ 2017 года МКУ «Управа Центрального округа» городского округа «город Якутск» ссылается лишь на наличие жалоб со стороны администрации рядом расположенного детского дошкольного учреждения и указывает на необходимость заключения соглашения установленной формы ежегодно, то есть является по сути промежуточным ответом. Ответ от ____ 2017 года дан на жалобу Прокопьева В.Н. в Прокуратуру г. Якутска по вопросу несанкционированного перемещения МКУ «Управа Центрального округа» городского округа «город Якутск» с территории жилого дома гаражей других собственников.
Таким образом, доводы истца о незаконном бездействии ответчика при рассмотрении его обращения о выдаче разрешения и заключении соглашения на размещение нестационарного гаража на новый срок нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Ссылки ответчика на пропуск истцом срока обращения с административным иском судом отклоняются по следующим основаниям.
В силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из обстоятельств дела, истец обращался с заявлением о заключении соглашения на размещение ранее установленного в соответствии с требованиями закона нестационарного объекта. При этом, объекты установлены и не перемещались с территории многоквартирного жилого дома с 1993 года, после истечения срока действия соглашения от 2014 года, требований об освобождении земельного участка в установленном законом порядке к истцу никто не предъявлял.
В силу п. 2 ст. 39.34 ЗК РФ, регулирующего сходные правоотношения, действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
Таким образом, действие ранее выданного истцу разрешения фактически не было прекращено, в связи с чем, истцу стало известно о нарушении своего права в момент, когда им получена информация о предстоящем перемещении принадлежащих ему гаражей с места установки, как несанкционированно размещенных объектов, а именно, ____ 2018 года, при ознакомлении с размещенным на гараже объявлением ответчика со ссылкой на постановление и.о. Главы ГО «город Якутск» от ____ 2017 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд истцом не пропущен.
Ссылки ответчика в судебном заседании на нарушение при размещении гаражей требований п. 6.1.1 Свода правил 252.1325800.2016 «Правила проектирования зданий дошкольных образовательных учреждений», а также п. 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» судом также признаются необоснованными, поскольку изложенные в указанных документах нормативы применяются к строительству и оборудованию новых стационарных объектов, а также при разработке проектов планировки территорий и не подлежат применению при решении вопроса о размещении отдельно стоящих нестационарных объектов.
В силу ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с действующими градостроительными регламентами и зонированием гаражи располагаются на территории с разрешенным использованием под многоквартирный жилой дом (зона Ж-3А), на которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск" в качестве вспомогательных видов использования допускается размещение гаражей.
Учитывая изложенное, бездействие ответчика по разрешению обращения истца о заключении соглашения на размещение гаражей на новый срок нельзя признать законным, поскольку ответчиком не соблюдены как предусмотренные законом и административным регламентом сроки, так и установленный порядок принятия и направления заявителю мотивированного решения по обращению, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать бездействие должностных лиц Муниципального казенного учреждения «Управа Центрального округа» городского округа «город Якутск» по несвоевременному рассмотрению обращения Прокопьева Валерия Николаевича незаконным.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управа Центрального округа» городского округа «город Якутск» рассмотреть обращение Прокопьева Валерия Николаевича о выдаче разрешения на установку нестационарных объектов, предназначенных для хранения (стоянки) транспортных средств на территории городского округа «город Якутск» в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.А. Кочкина