ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6132/17 от 13.11.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-6132/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2017 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Костюченко С.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Хабаровского края Григорьевой О.С.,

представителя административного ответчика Ульяновой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Гусевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Административный истец прокурор Хабаровского края обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей, ссылаясь на то, что прокуратурой края проведена проверка соблюдения Министерством природных ресурсов Хабаровского края законодательства об особо охраняемых природных территориях. В ходе проверки установлено, что на территории Хабаровского края постановлением Правительства Хабаровского края от 28.06.2006 № 101-пр «Об организации на территории Хабаровского края ландшафтных памятников природы краевого значения «<данные изъяты>» в районе имени Лазо, «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» в Советско-Гаванском районе» на территории района имени Лазо создан ландшафтный памятник природы краевого значения «<данные изъяты>» площадью 485 гектаров, утверждено Положение о памятниках природы краевого значения «<данные изъяты>», а так же описание его границ. Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» на территории г. Комсомольска-на-Амуре созданы памятники природы краевого значения «<данные изъяты>» площадью 50,76 гектаров, «<данные изъяты>» площадью 65 гектаров, <данные изъяты>» площадью 65 гектаров. Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.12.2014 № 469-пр «Об утверждении границ памятников природы краевого значения на территориях городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» Аяно-Майского, Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, Николаевского, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванского, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края и о внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края» утверждено Положение о памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае? описание границ памятников краевого значения <данные изъяты>» площадью 50,76 гектаров, «<данные изъяты>» площадью 65 гектаров, «<данные изъяты>» площадью 65 гектаров. Указанные особо охраняемые природные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения, размещенный на сайте Министерства природных ресурсов Хабаровского края mpr.khabkrai.ru в соответствии с приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сведения о границах данных особо охраняемых природных территориях в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что нарушает требования законодательства об особо охраняемых природных территориях и земельного законодательства. Действующим законодательством на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по направлению в орган регистрации прав документы (сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории. В соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр, основными задачами министерства является комплексное государственное управление природными ресурсами, охрана окружающей среды в крае; развитие горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, ресурсных и охотничьего промыслов в крае; управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения в соответствии с действующим законодательством. Оно организует создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Обеспечивает функционирование и охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения (за исключением охраны от пожаров), в том числе через специально создаваемые для этой цели структурные подразделения. Ранее прокуратурой края в связи с неисполнением указанных требований законодательства ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление Министру природных ресурсов Хабаровского края, согласно ответа на которое административным ответчиком разрабатывался график выполнения данных работ, однако до настоящего времени сведения в реестр недвижимости не внесены. Согласно информации Министерства природных ресурсов края от ДД.ММ.ГГГГ на настоящее время указанные работы также не выполняются и запланированы на период 2018 г. Невнесение сведений в реестр недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий создает условия для нарушения режима и функционирования таких территорий, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории. Природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Бездействие административного ответчика по направлению документов в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. Просит признать незаконными бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий памятников природы краевого значения <данные изъяты> Обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территориях.

В судебном заседании представитель административного истца Григорьева О.С. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенное в исковых заявлениях.

В судебном заседании представитель административного ответчика Ульянова А.А. исковые требования не признала, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в возражениях.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция РФ, ГК РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Частью 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона № 33-ФЗ государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Часть 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ устанавливает, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом или федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами (ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ).

В силу ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно положений ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной в области и органы местного самоуправления обязаны направлять в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Данное положение корреспондируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Судом установлено, что на территории Ванинского муниципального района территории Хабаровского края постановлением Правительства Хабаровского края от 28.06.2006 г. № 101-пр «Об организации на территории Хабаровского края ландшафтных памятников природы краевого значения <данные изъяты> на территории района имени Лазо создан ландшафтный памятник природы краевого значения «<данные изъяты>» площадью 485 гектаров, утверждено Положение о памятниках природы краевого значения «<данные изъяты>» и описание границ заказника.

Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 г. № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» на территории г. Комсомольска-на-Амуре созданы памятники природы краевого значения <данные изъяты>

Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.12.2014 г. № 469-пр «Об утверждении границ памятников природы краевого значения на территориях городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» Аяно-Майского, Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, Николаевского, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванского, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края и о внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края» утверждено Положение о памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае? описание границ памятников краевого значения <данные изъяты>».

Особо охраняемые природные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения, размещенный на сайте Министерства природных ресурсов Хабаровского края mpr.khabkrai.ru в соответствии с приказом Минприроды России от 19.03.2012 г. № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».

Согласно представленному в материалы дела ответу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и приложению к нему, сведения о границах особо охраняемых природных территориях памятников природы краевого значения <данные изъяты> в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Хабаровского края внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, которым Министерству природных ресурсов предложено рассмотреть представление и принять меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий их способствующих.

Ответом на представлением № ДД.ММ.ГГГГ-7878 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> сообщило о том, что в целях внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, в связи со значительным объемом средств, необходимых для выполнения работ, Министерством природных ресурсов <адрес> разрабатывается график внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, созданных до ДД.ММ.ГГГГ, который будет направлен в прокуратуру после утверждения.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 г. № 49-пр утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, которым закреплены основные задачи министерства. Так к основным задачам министерства относится комплексное государственное управление природными ресурсами, охраной окружающей среды в крае; развитие горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, ресурсных и охотничьего промыслов в крае; управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения в соответствии с действующим законодательством. Организует создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов ( п.п. 2,1; 3.7.2 Положения).

Таким образом, на основании вышеуказанных положений, обязанность по внесению сведений в реестр возложена на Министерство природных ресурсов Хабаровского края, непринятие мер по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости влечет нарушение прав граждан и Российской Федерации в целом, поскольку особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния, имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение в соответствии с ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Однако, как показала проведенная проверка, вышеназванные требования законодательства не соблюдаются.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора обоснованы.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Хабаровского края к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий ландшафтный памятник природы краевого значения «<данные изъяты>», памятник природы краевого значения <данные изъяты>

Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий ландшафтный памятник природы краевого значения «<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.

Срок изготовления решения в окончательной форме 20.11.2017 г.

председательствующий: С.А. Костюченко

Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко