ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6133/19 от 28.09.2020 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2020 г. дело № 2а-634/2020

66RS0007-01-2019-006770-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 21 сентября 2020 года

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Усачева А.В.

при секретаре судебного заседания Воронковой П.О.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, действующей по устному ходатайству, представителя административного ответчика ФИО3, действующего по доверенности Думы Арамильского городского округа № 28 от 18.02.2020 до 31.12.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Арамильского городского округа и Думе Арамильского городского округа о признании незаконным отказ, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 предъявила к Администрации Арамильского городского округа и Думе Арамильского городского округа, с учетом уточнения требований, административное исковое заявление о признании незаконным отказ от 08.10.2019 г. за № 135-01-25/ОГ/213 в согласовании установки нестационарного торгового объекта на земельном участке к.н. , расположенного по адресу <адрес>

В обоснование заявления указано, что на основании п. 8 ст. 15, пп.6.7 п.1, п.4 ст. 17 Правил благоустройства территории Арамильского городского округа, утвержденных решением Думы Арамильского городского округа от 16.05.2019 г. за № 55/4 возведение нестационарных торговых объектов на территории округа без согласования их установки и архитектурно-планировочного решения с Администрацией Арамильского городского округа запрещается.

Административный истец 04.10.2019 г. обратилась в Администрацию Арамильского городского округа с просьбой согласовать установку нестационарного торгового объекта –павильона, на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, для осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Арамильского городского округа с указанием готовности выполнить требования по внешнему виду фасадов и соблюдением требований законодательства к размещению и последующей его эксплуатации.

Администрацией Арамильского городского округа 08.10.2019 г. за отказано в согласовании размещения нестационарного торгового объекта, со ссылкой на п. 4 ст. 1 главы 1 части II Правил землепользования и застройки Арамильского городского округа, утвержденных Решением Думы Арамильского городского округа 31.01.2019г № 50/2, по которому размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках в независимости от разрешенного использования, расположенных вдоль улиц Арамильского городского округа в частности по улице 1 Мая, запрещено.

При этом, в силу положений п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются органами местного самоуправления, также с целью обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Пунктом 10 ст. 12 Главы I Части I Правил землепользования и застройки Арамильского городского округа предусмотрено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования Арамильского городского округа.

Следовательно, на нестационарные торговые объекты, которые не являются объектами капитального строительства, действие градостроительного регламента не распространяется.

В соответствии с ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правительство Свердловской области в соответствии с пп. 5,6 п. 3 ст. 3 Закона Свердловской области «О торговой деятельности на территории Свердловской области» № 24-03 от 21.03.2012 г. устанавливает порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности, устанавливает порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, схем размещения нестационарных торговых объектов.

На основании п. 4 ст. 3 Главы 1 Порядка размещения торговых объектов на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 г. № 164-1111, требования этого порядка не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов расположенных на земельных участках, находящихся в частной собственности.

В Арамильском городском округе Постановлением Администрации Арамильского городского округа № 410 от 11.07.2019 г. утверждены «Условия размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов на территории Арамильского городского округа», согласно которым эти условия не распространяются на отношения, связанные с размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в частной собственности.

На основании п. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Следовательно, градостроительный регламент, являющийся составной частью правил землепользования и застройки, не регулирует правоотношения, связанные с размещением на земельных участках нестационарных торговых объектов, учитывая, что таковые не относятся к объектам капитального строительства, а порядок размещения (включение в Схему) не распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации и частной собственности. При этом некапитальные нестационарные строения и сооружения по смыслу п. 38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ относятся к элементам благоустройства, соответственно вопросы их размещения как элементов благоустройства могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципальных образований, а не градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки.

Отказ Администрации Арамильского городского округа от 08.10.2019 г. за № административной истец считает незаконным, поскольку содержит правовое обоснование, не регламентирующее отношения по размещению нестационарных торговых объектов, а также незаконный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках в независимости от разрешенного использования, расположенных вдоль конкретно указанных улиц, чем ограничивает права истца реализовать право пользования ее земельным участком в соответствии с его разрешенным использованием.

В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2, административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика, Администрации Арамильского городского округа, действующий по доверенности ФИО3, исковые требования не признал, в представленных суду письменных возражениях, объяснениях, данных в судебном заседании, указал, что 14.11.2019 в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 21 марта 2012 года № 24-03 «О торговой деятельности на территории Свердловской области», со статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года № 4-03 «О правовых актах в Свердловской области», постановлением Правительства Свердловской области от 14 марта 2019 года № 164-ПП «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области», на основании статьи 31 Устава Арамильского городского округа Администрацией Арамильского городского округа принято Постановление № 711 «О внесении изменений в постановление Администрации Арамильского городского округа от 11.07.2019 № 410 «Об утверждении условий размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов на территории Арамильского городского округа», которым Приложение № 1 к постановлению Администрации Арамильского городского округа от 11.07.2019 г. № 410, а именно: «Условия размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов на территории Арамильского городского округа» изложены в новой редакции.

При этом, согласно подпункту 4 пункта 1.3 Условий, настоящие условия не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, находящихся в стационарных торговых объектах, иных зданиях, строениях, сооружениях или на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации и частной собственности.

В соответствии с пунктом 1.5 Условий размещение нестационарного торгового объекта осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов в Арамильском городском округе (далее - Схема). Внесение изменений и дополнений в Схему размещения осуществляется Администрацией Арамильского городского округа (далее - Администрация) в порядке и по основаниям, установленным действующим законодательством.

Таким образом, возложение на Администрацию и Думу Арамильского городского округа обязанности согласовать установку нестационарного торгового объекта (павильона) на находящемся в частной собственности Административного истца - ФИО1 земельном участке с кадастровым номером , площадью 1115 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект торговли и общественного питания, отдельно стоящие и временно-пристроенные площадью до 150 кв.м, противоречит действующему законодательству.

Представитель Думы Арамильского городского округа, действующий по доверенности ФИО3, административные исковые требования не признал, в представленных суду письменных возражениях, объяснениях, данных в судебном заседании, указал, что Дума Арамильского городского округа не является субъектом спорных правоотношений.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка к.н. , площадью 1115 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> 43, категории - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под объект торговли и общественного питания, отдельно стоящие и временно-пристроенные площадью до 150 кв.м.

Административный истец 04.10.2019 г. обратилась в Администрацию Арамильского городского округа с заявлением согласовать установку нестационарного торгового объекта – павильона, на земельном участке к.н. в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Арамильского городского округа.

Администрацией Арамильского городского округа письмом от 08.10.2019 г. за № отказано в согласовании размещения нестационарного торгового объекта, со ссылкой на п. 4 ст. 1 главы 1 части II Правил землепользования и застройки Арамильского городского округа, утвержденных Решением Думы Арамильского городского округа 31.01.2019 г. № 50/2, по мотиву, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, расположенных вдоль улиц Арамильского городского округа в частности по улице 1 Мая, запрещено.

В силу положений п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются органами местного самоуправления, также с целью обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Пунктом 10 ст. 12 Главы I Части I Правил землепользования и застройки Арамильского городского округа предусмотрено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования Арамильского городского округа.

В соответствии с ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правительство Свердловской области в соответствии с пп. 5,6 п. 3 ст. 3 Закона Свердловской области «О торговой деятельности на территории Свердловской области» № 24-03 от 21.03.2012 г. устанавливает порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности, устанавливает порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, схем размещения нестационарных торговых объектов.

На основании п. 4 ст. 3 Главы 1 Порядка размещения торговых объектов на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 г. № 164-1111, требования этого порядка не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов расположенных на земельных участках, находящихся в частной собственности.

В Арамильском городском округе Постановлением Администрации Арамильского городского округа № 410 от 11.07.2019 г. утверждены «Условия размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов на территории Арамильского городского округа», согласно которым эти условия не распространяются на отношения, связанные с размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в частной собственности.

На основании п. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу, что градостроительный регламент, являющийся составной частью правил землепользования и застройки, не регулирует правоотношения, связанные с размещением на земельных участках нестационарных торговых объектов, поскольку, они не относятся к объектам капитального строительства, а порядок размещения (включение в Схему) не распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации и частной собственности. При этом некапитальные нестационарные строения и сооружения по смыслу п. 38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ относятся к элементам благоустройства, соответственно вопросы их размещения как элементов благоустройства урегулированы правилами благоустройства территории муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что правовым основанием отказа

Администрации Арамильского городского округа от 08.10.2019 г. за № 135-01025/ОГ//213 изложен п. 4 ст. 1 главы 1 части II Правил землепользования и застройки Арамильского городского округа, положения которого не распространяются на отношения по размещению нестационарных торговых объектов на земельный участках находящихся в частной собственности, суд приходит к выводу, что отказ ФИО1 в согласовании установки нестационарного торгового объекта по этому основанию является незаконным,

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 с. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации поскольку установлено несоответствие оспариваемого решения требованиям нормативных актов и нарушение прав административного истца требования ФИО1 к Администрации Арамильского городского округа о признании незаконным отказ, возложении обязанности подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что нормативные правовые акты Думы Арамильского городского округа не входят в предмет судебного разбирательства по настоящему делу, следовательно Дума Арамильского городского округа не является субъектом спорных правоотношений, заявленные ФИО1 требования к данному административному ответчику удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Арамильского городского округа и Думе Арамильского городского округа о признании незаконным отказ, возложении обязанности – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации Арамильского городского округа от 08.10.2019 г. за в согласовании установки нестационарного торгового объекта на земельном участке к.н. , расположенного по адресу <адрес>

Возложить на Администрацию Арамильского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 04.10.2019 г. о согласовании установки нестационарного торгового объекта на земельном участке к.н. , расположенного по адресу <адрес>

В удовлетворении Административного искового заявления ФИО1 к Думе Арамильского городского округа о признании незаконным отказ, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья

Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Усачев А.В.