ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6136/2021 от 12.01.2022 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело №2а-632/2022(2а-6136/2021)

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего: Сташковой Ю. С.

при секретаре: Будловой К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

12 января 2022г.

дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению МВД России по г.Новокузнецку, Главному управлению МВД России по Кемеровской области, МВД России о признании незаконным предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения от ДД.ММ.ГГГГ, объявленного ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению МВД России по г.Новокузнецку, Главному управлению МВД России по Кемеровской области, МВД России о признании незаконным предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения от ДД.ММ.ГГГГ, объявленного ФИО1

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в помещение Новокузнецкого городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (К.), расположенное по адресу: <адрес>, прибыли двое сотрудников полиции: ВРИО заместителя командира роты ОБППСП У. Е. А.В. и инспектор отдела исполнения административного законодательства (ОИАЗ) У.ФИО2, которые вручили административному истцу официальное предостережение У..

В предостережении указано, что У. располагает сведениями о том, что ДД.ММ.ГГГГ представителями партии К. планируется проведение публичных мероприятий в форме пикетов, в связи с чем, административному истцу, в целях недопущения действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопущения продолжения антиобщественного поведения, а также с целью недопущения проведения публичных мероприятий, объявляется официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 и статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в прокуратуру города Новокузнецка с заявлением о проверке действий сотрудников полиции. В ответе исполняющего обязанности прокурора <адрес>Фокина В.В. (исх. ж-2021 от ДД.ММ.ГГГГ) сообщается, что в ходе проверки нашли подтверждение доводы административного истца о нарушениях требований действующего законодательства при объявлении предостережения У. от 31.07.2021г., несоответствии предостережения У. России по г. Новокузнецку от ДД.ММ.ГГГГ требованиям действующего законодательства, а именно, ч. 5 ст. 13 Федерального закона «О полиции» от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ, ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 182-ФЗ, требованиям приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» (Приказ МВД России ), вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства на имя начальника У..

Административный истец считает, что указанным предостережением нарушены права и законные интересы административного истца, так как согласно п. 12 Приказа МВД России сведения об объявлении официальных предостережений вносятся в Сервис обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД РФ.

Просит признать незаконным официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения административного ответчика У. по г. Новокузнецку от ДД.ММ.ГГГГ, объявленное административному истцу

В ходе рассмотрения административных исковых требований к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: Главное управление МВД России по <адрес>, Главное управление МВД России; в качестве заинтересованных лиц: и.о. заместителя командира роты ОБППСП Управления МВД России по г.Новокузнецку Е. А.В., инспектор ОИАЗ Управления МВД России по <адрес>ФИО2, заместитель начальника Управления МВД по <адрес> по охране общественного порядка ФИО3, о чём вынесены определения.

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ФИО1 – ФИО4, допущенный к участию в деле на основании ходатайства административного истца, представивший диплом о наличии высшего юридического образования, заявленные исковые требования поддержал.

Представитель административных ответчиков Управления МВД России по <адрес>, Главного управления МВД России по <адрес>, МВД России ФИО5, действующий на основании доверенностей, представил копию официального предостережения (предостережения) от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой, что ФИО1 от подписи отказался, предостережение зачитано вслух, копию КУСП от 30.07.2021г. о фиксации полученной информации о том, что ПредседательКПРФ Г. З. на пресс-конференции анонсировал 30, 31 июля и ДД.ММ.ГГГГ<адрес> пикет в защиту кандидатов и сторонников К.: «В пятницу, субботу, воскресенье проведем Общероссийский пикет в защиту всех с кем сегодня пытаются расправиться», копию вынесенного по результатам проведенной проверки определения от 02.08.2021г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, пояснив, что представлены документы из номенклатурного дела, хранящегося в Управлении МВД, непосредственно относящиеся к факту объявления ФИО1 предостережения от 31.07.2021г. Заявленные административные исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что предостережение зачитывалось именно ФИО1, как физическому лицу, а не как первому секретарю Горкома партии К. в <адрес>, все присутствующие при этом понимали: кому и в связи с чем, зачитывается это предостережение. Отказ ФИО1 от его получения и подписи зафиксирован во второй его копии, которая хранится в материалах номенклатурного дела и в этом тоже никакого нарушения нет. Предостережение заполнено и вручено в соответствии с Приказом МВД России . В Сервис обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД РФ вносятся сведения лишь о том кому и о чём вынесено предостережение, что не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку его не обвиняют в организации какого либо публичного или иного массового мероприятия, проведение которых запрещено на территории <адрес> в соответствии с Распоряжением Губернатора в период действия режима «Повышенная готовность» и Федеральным законом №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Просил отказать в удовлетворении административного иска в полном объёме.

Заинтересованное лицо заместитель начальника Управления МВД по <адрес> по охране общественного порядка ФИО3, в судебном заседании пояснил, что из сети Интернет была получена информация о том, что Председатель К. З. планирует проведение акции против репрессий. ДД.ММ.ГГГГ он был дежурным, подготовил типовой бланк предостережения в отношении ФИО1, как физического лица, так как он является первым секретарем Горкома партии К. в <адрес> и, соответственно, только он может провести пикет, о котором говорилось в обращении З.. Вручать предостережения могут только сотрудники ППС и ответственный по ИАЗу, в связи с чем, 31.07.2021г. в Новокузнецкое городское отделение К. выехали врио заместителя командира роты ОБППСП У. Е. А.В. и инспектор отдела исполнения административного законодательства (ОИАЗ) У.ФИО2 Контролировать каким именно образом вручалось и заполнялось предостережение данными сотрудниками на месте - не входит в его полномочия. Внесение сведений об объявлении официального предостережения в Сервис обеспечения охраны общественного порядка не является нарушением прав ФИО1, к административной ответственности по статье, указанной в предостережении он не привлекался.

Заинтересованное лицо инспектор ОИАЗ Управления МВД России по г.Новокузнецку ФИО2 возражала против административного иска, пояснив, что она вместе с Е. А.В. была направлена начальником ОООП ФИО3 для вручения предостережения ФИО1 31.07. 2021г., фамилия, имя и отчество которого были внесены в предостережение Е. А.В. Документ, удостоверяющий личность у ФИО1 не спрашивали, так как сомнений в том, что предостережение вручается именно ему ни у кого из присутствующих не было. Предостережение было зачитано ФИО1 вслух, поскольку он отказался его принимать.

Заинтересованное лицо и.о. заместителя командира роты ОБППСП Управления МВД России по <адрес>Е. А.В. извещен надлежащим образом, не явился в судебное заседание, ходатайств об отложении не заявлено, ранее ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ему поступил звонок от заместителя начальника Управления МВД по <адрес> по охране общественного порядка ФИО3, забрал с собой инспектора ОИАЗ Управления МВД России по <адрес>ФИО2, так как один не имеет право нести службу. ФИО1 полностью зачитал предостережение, однако на видео, которое было представлено ФИО1 в прокуратуру этого нет, так как в прокуратуру представили только нарезку из кадров. Второй экземпляр предостережения оставил ФИО1 на столе, так как он отказался его принимать. На втором экземпляре, который остался у ФИО1 отсутствует отметка о том, что ФИО1 отказался принимать предостережение, так как это экземпляр для ФИО1

Руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которой неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административных ответчиков, заинтересованных лиц, посмотрев видео, приобщенное к материалам надзорного производства ж-2021, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доводы и документы, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно со ст. 13 п.12 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О полиции» полиции для выполнения возложенных обязанностей предоставляются следующие права: вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

В соответствии со ст. 20 Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» порядок объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления (вручения), форма официального предостережения (предостережения), а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение), устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов профилактики правонарушений, которые указаны в части 2 статьи 17 настоящего Федерального закона и которым законодательством Российской Федерации предоставлено право объявления официального предостережения (предостережения). В случае неисполнения требования, изложенного в официальном предостережении (предостережении) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом МВД России от 04.03.2020 № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официалы предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушение, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» в соответствии с пунктом 12 части 1 и частью 5 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», статьей 20 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений» утвержден:

«Порядок объявления органами внутренних дел РФ официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступления, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления (вручения).

Согласно п.п. 2,3,4,5,6,7 указанного Порядка официальное предостережение (предостережение) может быть объявлено физическому лицу, в том числе, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при осуществлении им действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо в целях недопустимости продолжения антиобщественного поведения, только в случае отсутствия в его действиях признаков деяния, за совершение которого данное лицо могло бы быть привлечено к уголовной или административной ответственности.

Официальное предостережение (предостережение) вправе объявлять, должностные лица, включенные в Перечни категорий должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действии, создающих условия для совершения преступи административных правонарушений, разрешение которых отнесены к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (приложение N 3 к приказу)

Официальное предостережение (предостережение) должно содержать обязательное для исполнения требование о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

Проверка сведений об антиобщественном поведении физического лица или его конкретных действиях, создающих условия для совершения правонарушений, необходимых для принятия решения об объявлении официального предостережения (предостережения), осуществляется уполномоченным должностным лицом в порядке и в сроки, установленные пунктами 41, 49, 58 и 62 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренне Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях», утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

При наличии данных, свидетельствующих об осуществлении физическим лицом действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо продолжения им антиобщественного поведения, в случае принятия решения об объявлении официального предостережения (предостережения) уполномоченное должностное лицо в течение 3 рабочих дней осуществляет подготовку официального предостережения (предостережения) по форме, приведенной в приложении к приказу, в двух экземплярах.

В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств антиобщественного поведения либо данных о физическом лице, которому объявляется официальное предостережение (предостережение), срок подготовки официального предостережения (предостережения) может быть продлен начальником (заместителем начальника) подразделения системы МВД России инициировавшего проверку, до 30 рабочих дней со дня окончания проверки предусмотренной пунктом 5 настоящего Порядка.

Согласно п.п.11, 12 в подразделении центрального аппарата МВД России, территориальном органе МВД России формируется номенклатурное дело, в которое помещаются вторые экземпляры официального предостережения (предостережения) с материалами проверки.

Сведения об объявленных официальных предостережениях (предостережениях) вносятся в Сервис обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, предназначенный для автоматизации деятельности сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации подразделений системы МВД России, уполномоченным должностным лицом либо лицом, имеющим доступ к Сервису.

Указанное предостережение вправе объявлять отдельные категории должностных лиц системы МВД России. Перечни категорий должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (приложение N 3 к приказу).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Дежурной части Управления МВД России по <адрес> зарегистрирован рапорт заместителя начальника отдела ООП Управления МВД России по <адрес> майора полиции ФИО6 о том, что в ходе мониторинга сети Интернет получена информация о намерении председателяКПРФ Г. З. 30, 31 июля и ДД.ММ.ГГГГ провести общероссийский пикет в защиту кандидатов и сторонников К..

31.07.2021г. вручать предостережение было поручено и. о. заместителя командира роты (в составе батальона) ОБППСП Управления МВД России по <адрес>, лейтенанту полиции Е. А.В., который находился на суточном дежурстве в качестве ответственного по батальону ОБППСП Управления МВД России по <адрес>, как должностному лицу, уполномоченному объявлять официальное предостережение. Сопровождать сотрудника ОБППСП Управления было поручено инспектору ОИАЗ Управления МВД России по <адрес> старшему лейтенанту ФИО2

В соответствии с приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГЕ. А.В. было поручено вручить ФИО1 официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо не допустимости продолжения антиобщественного поведения по адресу: г.<адрес> Кузнецкстроевский,19, где располагается штаб «Новокузнецкого отделения Коммунистической партии Российской Федерации» и в помещении которого в тот день находился гражданин ФИО1

Вместе с тем, административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ намерен участвовать в массовом публичном мероприятии.

Из рапорта заместителя начальника отдела ООП Управления МВД России по <адрес> майора полиции ФИО6 следует, что в ходе мониторинга сети Интернет стало известно, что председательКПРФ Г. З. на пресс-конференции анонсировал 30, 31 июля и ДД.ММ.ГГГГ общероссийский пикет в защиту кандидатов и сторонников К., а не физическое лицо ФИО1

Официальное предостережение может быть объявлено физическому лицу, в том числе, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при осуществлении им действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо в целях недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

Доказательств, подтверждающих факты, при которых, согласно закона, ФИО1 может быть вынесено предостережение, не представлено.

Из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в период с 30 июля по ДД.ММ.ГГГГ на территории Новокузнецкого городского округа никаких незаконных публичных мероприятий организовано и проведено не было. Указанные обстоятельства исключают производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, или пикетирования».

Предостережение У. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. в отношении ФИО1 нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку согласно п.12 Приказа МВД сведения об объявлении официальных предостережений вносятся в Сервис обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД РФ.

При таких обстоятельствах оспариваемое предостережение не соответствует требованиям закона.

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, административное исковое заявление ФИО1 к Управлению МВД России по <адрес>, Главному управлению МВД России по <адрес>, МВД России о признании незаконным предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения от ДД.ММ.ГГГГ, объявленного административному истцу подлежит удовлетворению, поскольку, оспариваемое официальное предостережение (предостережение) Управления МВД России по городу Новокузнецку не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Управлению МВД России по <адрес>, Главному управлению МВД России по <адрес>, МВД России о признании незаконным предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения от ДД.ММ.ГГГГ, объявленного ФИО1, удовлетворить.

Признать незаконным предостережение У. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. в отношении ФИО1.

Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий (подпись) Ю. С. Сташкова

Копия верна

«20» января 2022г.

Подпись судьи __________

Секретарь с/з Будлова К.Н.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-632/2022(2а-6136/2021) Центрального районного суда <адрес>