РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года г. Миллерово
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Бугаевой Е.А.
при секретаре Л.В.А.
с участием помощника Миллеровского межрайонного прокурора С.М.Ю.,
представителя административного ответчика Л.М.Н.,
представителя заинтересованного лица А.В.А.,
рассмотрев административное дело по административному иску Миллеровского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Первомайского сельского поселения, заинтересованное лицо Собрание депутатов Первомайского сельского поселения, о признании бездействия незаконным и обязании разработать схему границ прилегающих территорий,
У С Т А Н О В И Л:
В Миллеровский районный суд Ростовской области обратился административный истец Миллеровский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц с административным иском к Администрации Первомайского сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании разработать схему границ прилегающих территорий. Согласно просительной части административного иска административный истец просил судпризнать бездействие администрации Первомайского сельского поселения <адрес>, выражающееся в неразработке схемы границ прилегающих территорий на кадастровом плане территории, незаконным, и обязать администрацию Первомайского сельского поселения в срок до
08.06.2020 разработать схему границ прилегающих территорий на кадастровом
плане территории и направить для утверждения в Собрание депутатов
Первомайского сельского поселения.
В обоснование административного иска указано, что во исполнение приказа прокурора Ростовской области № 123 от 03.11.2017 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере благоустройства территорий муниципальных образований.
По результатам проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что решением Собрания депутатов Первомайского сельского поселения от 26.10.2017 № 56 утверждены Правила благоустройства территории Первомайского сельского поселения (далее - Правила благоустройства), главой 6 которых установлен порядок участия (в том числе финансового), собственников зданий (помещений в них), строений, сооружений, включая жилые дома, в благоустройстве, содержании и уборке придомовых, прилегающих и иных территорий.
В августе 2018 года межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Первомайского сельского поселения Миллеровского района направлялась информация о необходимости приведения в соответствие с требованиями федерального и областного законодательства нормативных правовых актов, регламентирующих благоустройство территории муниципального образования.
В связи с непринятием органом местного самоуправления мер к приведению Правил благоустройства в соответствие с требованиями действующего законодательства межрайонной прокуратурой 05.02.2019 главе администрации Первомайского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений, по результатам рассмотрения которого конкретные меры к устранению выявленных нарушений, в том числе к разработке и утверждению схемы границ прилегающих территорий на кадастровом плане территории, не приняты.
Административным ответчиком Администрацией Первомайского сельского поселения предоставлен отзыв по административному иску, из которых следует, что согласно ч.7 ст.3 Областного закона №426-ЗС от 26.07.2018г. «О порядке определения правилами благоустройства территорий муниципальных образований прилегающих территорий», подготовка схемы границ прилегающей территории осуществляется уполномоченным органом поселения (городского округа) в сфере градостроительной деятельности или по его заказу кадастровым инженером и финансируется за счет средств местного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством. В соответствии с Уставом муниципального образования «Первомайское сельское поселение», разработанного и утвержденного согласно Федерального закона от 06.10.2003, № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Областного закона от 28.12.2005. № 436-ЗС, к полномочиям в сфере градостроительной деятельности относятся только полномочия по изменению и аннулированию адресов, иные полномочия в данной сфере за органами местного самоуправления не закреплены.
Земли, на которых необходимо устанавливать границы прилегающей территории - это земли, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 03.07.2016, №334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, включает в себя и процедуру утверждения схем земельных участков.
Финансовые расходы на разработку схем прилегающей территории будут определены как нецелевое использование бюджетных средств.
В судебном заседании представитель административного истца Миллеровского межрайонного прокурора С.М.Ю. поддержал требования административного иска и просил суд его удовлетворить. Также помощник Миллеровского межрайонного прокурора пояснил суду, что в силу ч. 7 ст. 3 Областного закона Ростовской области № 1426-ЗС подготовка схемы границ прилегающей территории осуществляется уполномоченным органом поселения в сфере градостроительной деятельности или по его заказу кадастровым инженером и финансируется за счет средств местного бюджета. Частью 10 статьи 3 Областного закона Ростовской области № 1426-ЗС установление и изменение границ прилегающей территории осуществляются путем утверждения в соответствии с требованиями ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ схемы границ прилегающей территории, которая является приложением к правилам благоустройства. Согласно ст. 45.1 Федерального закона № 131- ФЗ утверждение правил благоустройства относится к полномочиям представительного органа соответствующего муниципального образования. Указанные нормы носят императивный характер. Согласно данным нормам, подготовка и схема границ прилегающих территорий осуществляется уполномоченным органом поселения. Статьей 45.1 Федерального закона № 131- ФЗ прямо предусмотрена обязанность по утверждению правил благоустройства поселения.
Представитель административного ответчика Л.М.Н. требования административного иска не признал и изложил позицию, указанную в приведенном выше отзыве.
Представитель заинтересованного лица А.В.А. поддержал позицию административного ответчика.
Суд, выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно положениям п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Как следует из п.п. 13, 14 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
- участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
- определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2017 № 463-ФЗ в ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования. Порядок определения границ прилегающих территорий устанавливается законом субъекта РФ (изменения вступили в силу с 28.06.2018).
Кроме того, с 26.07.2018 вступил в силу Областной закон Ростовской области от 26.07.2018 № 1426-ЗС «О порядке определения правилами благоустройства территорий муниципальных образований границ прилегающих территорий» (далее по тексту - Областной закон № 1426-ЗС).
В силу ч. 1 ст. 3 Областного закона № 1426-ЗС границы прилегающих территорий определяются в соответствии с настоящим Областным законом в случае, если правилами благоустройства предусмотрено участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
Согласно ч. 2 ст. 3 Областного закона № 1426-ЗС границы прилегающих территорий определяются в соответствии с настоящим Областным законом в случае, если правилами благоустройства предусмотрено участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Областного закона № 1426-ЗС границы прилегающей территории отображаются на схеме границ прилегающей территории на кадастровом плане территории (далее - схема границ прилегающей территории). В схеме границ прилегающей территории также указываются кадастровый номер и адрес здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого установлены границы прилегающей территории, площадь прилегающей территории, условный номер прилегающей территории.
В силу ч. 7 ст. 3 Областного закона № 1426-ЗС подготовка схемы границ прилегающей территории осуществляется уполномоченным органом поселения (городского округа) в сфере градостроительной деятельности или по его заказу кадастровым инженером и финансируется за счет средств местного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Частью 10 статьи 3 Областного закона определено, что установление и изменение границ прилегающей территории осуществляются путем утверждения в соответствии с требованиями статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и ст. 5.1 ГрК РФ представительным органом муниципального образования схемы границ прилегающей территории, являющейся приложением к правилам благоустройства.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ходе рассмотрения административного дела судом было установлено, что 26.09.2017 Собрание депутатов Первомайского сельского поселения принято решение об утверждении Правил благоустройства территории Первомайского сельского поселения в целях организации благоустройства и повышения эффективности проводимых мероприятий по благоустройству и санитарному содержанию территории Первомайского сельского поселения, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством. Главой 6 Правил благоустройства установлен порядок участия (в том числе финансового), собственников зданий (помещений в них), строений, сооружений, включая жилые дома, в благоустройстве, содержании и уборке придомовых, прилегающих и иных территорий. (л.д.18 -19, 20-22).
В августе 2018 года межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Первомайского сельского поселения Миллеровского района направлялась информация о необходимости приведения в соответствие с требованиями федерального и областного законодательства нормативных правовых актов, регламентирующих благоустройство территории муниципального образования. В связи с непринятием органом местного самоуправления мер к приведению Правил благоустройства в соответствие с требованиями действующего законодательства межрайонной прокуратурой 05.02.2019 главе администрации Первомайского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений, по результатам рассмотрения которого конкретные меры к устранению выявленных нарушений, в том числе к разработке и утверждению схемы границ прилегающих территорий на кадастровом плане территории (л.д.11-12).
Администрация Первомайского сельского поселения, рассмотрев представление Миллеровской межрайонной прокуратуры письмом от 25.02.2019 № 83/27-159, сообщило прокурору о том, что Решением Собрания депутатов Первомайского сельского поселения от 21.02.2019 № 139 внесены изменения в Правила благоустройства территории Первомайского сельского поселения от 26.09.2017 № 54 (л.д. 13 оборотная сторона).
Однако, по результатам мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Миллеровской межрайонной прокуратурой было установлено, что на официальном сайте Первомайского сельского поселения не размещены утверждённые схемы границ прилегающих территорий (л.д.13).
Также в судебное заседание административным ответчиком не предоставлено доказательств обратному. Более того, представителем административного ответчика был приведён довод о том, что в соответствии с федеральным и областным законодательством к полномочиям Администрации Первомайского сельского поселения отнесены только полномочия по изменению и аннулированию адресов, а иные полномочия в данной сфере за органами местного самоуправления не закреплены. Однако, суд к данному утверждению относится критично, поскольку оно опровергается приведенными выше положения федерального и областного законодательства.
Кроме того, судом не может быть принят во внимание довод административного ответчика об отсутствии финансирования расходов на разработку схем прилегающей территории, поскольку в течение времени с 2018г. по 2019г. Администрация Первомайского сельского поселения могла предусмотреть расходы на проведение работ по разработке схемы границ прилегающих территорий на кадастровым плане территорий, поскольку согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Устава Муниципального образования «Первомайского сельского поселения» к вопросам местного значения относится составление и рассмотрения проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением.
Таким образом, материалами дела подтверждается бездействие Администрации Первомайского сельского поселения, выражающееся в неразработке схемы границ прилегающей территорий на кадастровом плане.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации Первомайского сельского поселения, не предпринимающей должных мер к исполнению требований законодательства по разработке схемы границ прилегающих территорий на кадастровом плане, является незаконным.
РуководствуясьФедеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Областным законом Ростовской области от 26.07.2018 № 1426-ЗС «О порядке определения правилами благоустройства территорий муниципальных образований границ прилегающих территорий», ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,
решил:
Признать бездействие администрации Первомайского сельского
поселения Миллеровского района Ростовской области, выражающееся в
неразработке схемы границ прилегающих территорий на кадастровом плане
территории, незаконным.
Обязать администрацию Первомайского сельского поселения в срок до
ДД.ММ.ГГГГ разработать схему границ прилегающих территорий на кадастровом
плане территории и направить для утверждения в Собрание депутатов
Первомайского сельского поселения.
Административному ответчику Администрации Первомайского сельского поселения в течение одного месяца со дня срока исполнения решения суда сообщить об устранении нарушений суду, Миллеровской межрайонной прокуратуре.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Бугаева
решение в окончательной
форме изготовлено 06.05.2019