ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-614-2018 от 13.09.2018 Калининского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-614-2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Краснодарского края 13 сентября 2018 года.

Калининский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Радченко И.О.,

при секретаре Чуб Е.Д.,

с участием помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Гришиной В.В.,

главы администрации Гривенского сельского поселения Калининский район ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Калининского района Краснодарского края к администрации Гривенского сельского поселения Калининского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации МО Гривенского сельского поселение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с административным иском к администрации МО Гривенское сельское поселение Калининского района в котором указано, что во исполнение указания прокурора Краснодарского края от 16.11.2010 № 193/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением земельного законодательства» прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Гривенского сельское поселение законодательства о землепользовании, по результатам которой установлено, что органом местного самоуправления допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной и транспортной инфраструктур на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан. В силу п.п. 4 и 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа. В соответствии с ст. 1 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон № 3085-K3), гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. Статья 3 Закона № 3085-K3 устанавливает, что для приобретения земельного участка в аренду заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка (далее - учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее - Перечень). Орган местного самоуправления не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления о постановке на учет с приложением документов, принимает решение о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке. Согласно статье 6 Закона № 3085-K3 в целях предоставления заявителям земельных участков в аренду органы местного самоуправления формируют и утверждают Перечень. Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя. В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади. В Перечне федеральных земельных участков указываются кадастровые номера, местоположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков. В соответствии со ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В силу ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка. На основании ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения (далее - Правила № 83). Пунктом 4 Правил № 83 предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 данных Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов. Согласно п. 5 Правил № 83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно- технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. Таким образом, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Как указала судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в апелляционном определении от 23.08.2016 № ЗЗа-20177/2016 «отсутствие объектов транспортной и инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, нарушает их социальные, а также жилищные права, выводы суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации муниципального образования в части не принятия мер к обеспечению объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, судебная коллегия находит законными и обоснованными». Проверкой установлено, что решением Совета муниципального образования Калининский район от 29.06.2018 № 218 утвержден перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования Калининский район, в который вошли земельные участки с кадастровыми номерами 23:10:0106005:205 и 23:10:0106005:206, расположенные по ул. 8 Марта, 73 и 75 соответственно в ст. Гривенской Калининского района. Осмотр указанных объектов недвижимости с привлечением специалистов администрации района, ГИБДД, энергоснабжающих организаций района показал, что они не обеспечены необходимыми инженерно-техническими коммуникациями, техническая возможность подключения к сетям газораспределения данных участков, возможность подъезда к ним отсутствуют, что препятствует их использованию по целевому назначению - индивидуальному жилищному строительству. Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Указанные земельные участки включены в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта лицам, имеющим трех и более детей, перечень которых постоянно меняется. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. На основании изложенного, административный истец просит ппризнать незаконным бездействие администрации Гривенского сельского поселения при проведении работ по формированию инженерной и транспортной инфраструктур на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан. Обязать администрацию Гривенского сельского поселения обеспечить техническую возможность присоединения к сетям газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, подъезда по дороге, соответствующей требованиям ГОСТ земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0106005:205 и 23:10:0106005:206, расположенных по ул. 8 Марта, 73 и 75 соответственно в ст. Гривенской Калининского района. Выдать исполнительный лист для последующего направления в Калининский районный отдел УФССП России по краю в целях принудительного исполнения судебного акта.

В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Гришина В.В. поддержала административный иск в полном объеме, просит его удовлетворить.

Глава администрации Гривенского сельского поселения Калининский район ФИО1 административный иск прокурора признала полностью.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Согласно (л.д.6-8) главой МО Калининский район и председателем Совета МО Калининский район подписано решение от 30.05.2018 года №215 «Об утверждении перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории МО Калининский район».

В соответствии со вступлением в законную силу ФЗ №22 от 08.03.2015 г. «О ведении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суд рассматривает дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из представленных материалов дела, Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

В соответствии с ст. 1 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон № 3085-K3), гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.

Статья 3 Закона № 3085-K3 устанавливает, что для приобретения земельного участка в аренду заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка (далее - учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее - Перечень). Орган местного самоуправления не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления о постановке на учет с приложением документов, принимает решение о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке. Согласно статье 6 Закона № 3085-K3 в целях предоставления заявителям земельных участков в аренду органы местного самоуправления формируют и утверждают Перечень. Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя. В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади. В Перечне федеральных земельных участков указываются кадастровые номера, местоположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков. В соответствии со ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка. На основании ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения (далее - Правила № 83).

Пунктом 4 Правил №83 предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 данных Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

Согласно п. 5 Правил №83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно- технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Таким образом, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Как указала судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в апелляционном определении от 23.08.2016 № ЗЗа-20177/2016 «отсутствие объектов транспортной и инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, нарушает их социальные, а также жилищные права, выводы суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации муниципального образования в части не принятия мер к обеспечению объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, судебная коллегия находит законными и обоснованными». Проверкой установлено, что решением Совета муниципального образования Калининский район от 29.06.2018 № 218 утвержден перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования Калининский район, в который вошли земельные участки с кадастровыми номерами 23:10:0106005:205 и 23:10:0106005:206, расположенные по ул. 8 Марта, 73 и 75 соответственно в ст. Гривенской Калининского района.

Осмотр указанных объектов недвижимости с привлечением специалистов администрации района, ГИБДД, энергоснабжающих организаций района показал, что они не обеспечены необходимыми инженерно-техническими коммуникациями, техническая возможность подключения к сетям газораспределения данных участков, возможность подъезда к ним отсутствуют, что препятствует их использованию по целевому назначению - индивидуальному жилищному строительству.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, подтверждает наличие бездействия административного ответчика - администрации муниципального образования Гривенское сельское поселение Калининского района, в связи с чем заявленный административный иск прокурора подлежит полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Калининского района Краснодарского края к администрации Гривенского сельского поселения Калининского района Краснодарского края, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Гривенского сельского поселения при проведении работ по формированию инженерной и транспортной инфраструктур на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан.

Обязать администрацию Гривенского сельского поселения обеспечить техническую возможность присоединения к сетям газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, подъезда по дороге, соответствующей требованиям ГОСТ земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0106005:205 и 23:10:0106005:206, расположенных по ул. 8 Марта, 73 и 75 соответственно в ст. Гривенской Калининского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной, форме.

Судья: _______________