Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14.11.2016 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой О.О.,
при секретаре Сабаевой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным решения, обязании осуществить учет изменений объекта недвижимости,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с административным иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании решения органа кадастрового учета незаконным и обязании провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
В обоснование своих требований указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – не установлена, вид разрешенного использования - <данные изъяты>, кадастровый №, на основании Решения от ДД.ММ.ГГГГ., №, о чем в ЕГРП внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ., №. Имея намерения произвести раздел указанного выше земельного участка, ФИО5, в ДД.ММ.ГГГГ., обратился к кадастровому инженеру ФИО6 На основании договора подряда и соглашения об утверждении раздела земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. кадастровым инженером ФИО6 был изготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ. № «в связи с образованием восьми земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым №». ДД.ММ.ГГГГ указанный выше межевой план и заявление об осуществлении государственного кадастрового учета №, были направлены в Кадастровую палату. ДД.ММ.ГГГГ. кадастровым органом по результатам рассмотрения заявления № от ДД.ММ.ГГГГ. и приложенных к нему документов, было вынесено Решение № «о приостановлении осуществления кадастрового учета» по основаниям, предусмотренным <данные изъяты> ФЗ №221 от 24.07.2007г., «О Государственном кадастре недвижимости», в связи с тем, что: «по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон), Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412, не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении: 1. в нарушение пункта 73 Требований выполнен раздел «Схема расположения земельных участков» (далее – Схема). В случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ по образованию земельных участков дополнительно на Схеме отображаются земельные участки или земли общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, дорог общего пользования и т. п.). На представленной Схеме отсутствует отображение земель общего пользования. Кроме того, представленная Схема выполнена с использованием условных обозначений и масштаба, не позволяющих однозначно определить посредством каких участков обеспечивается доступ к образуемому земельному участку». Считает решение органа кадастрового учета незаконным, поскольку представленный в кадастровый орган межевой план №. от ДД.ММ.ГГГГ., изготовленный кадастровым инженером — ФИО6, был изготовлен в полном соответствии с требованиями предъявляемыми приказом «Об утверждении формы межевого плана и требованиям к его подготовке, ….» №412, от 24.11.2008г. Так в состав межевого плана лист <данные изъяты> «Заключение кадастрового инженера» и лист <данные изъяты> «Схема расположения земельных участков», были включены сведения, предусмотренные п.73 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412, «Схема отображающая земельные участки и земли общего пользования (дороги общего пользования), позволяющая однозначно определить посредством каких участков обеспечивается доступ к образуемым земельным участкам. Т.е. при принятии Решения № «о приостановлении осуществления кадастрового учета» от ДД.ММ.ГГГГ., кадастровым органом были грубо нарушены требования ст.23 и ст.24 ФЗ №221 «О ГКН» от 24.07.2007г., так как вышеуказанный межевой план был подготовлен с учетом требований ФЗ №221 «О ГКН» от 24.07.2007г., и Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412, и у кадастрового органа не имелось оснований предусмотренных ст.26 и ст.27 ФЗ №221 «О ГКН» от 24.07.2007г., для вынесения решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и отказе в осуществлении кадастрового учета. Просит признать незаконным и отменить Решение №, «о приостановлении осуществления кадастрового учета», от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, по заявлению ФИО5, №№, от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, в течение <данные изъяты> дней с момента вступления в законную силу решения суда, по настоящему делу, осуществить государственный кадастровый учет изменений, в связи с образованием восьми земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом № от ДД.ММ.ГГГГ., изготовленного кадастровым инженером ФИО6, (регистрационный №, от 08.09.2016г.).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 ФИО1 заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО4 в судебном заседании возражал против заявленных требований. Считал, что решение органа кадастрового учета является законным, просил в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованное лицо кадастровый инженер ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его явка судом обязательной не признана.
В этой связи на основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассматрвиать дло в отсутствие заинтересованного лица.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом из копии свидетельства о государственной регистрации права установлено, что ФИО5 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – не установлена, вид разрешенного использования - <данные изъяты>, кадастровый №, на основании Решения от ДД.ММ.ГГГГ., №, о чем в ЕГРП внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ., № (л.д. <данные изъяты>).
Из пояснений представителя истца следует, что, имея намерения произвести раздел указанного выше земельного участка, ФИО5, в ДД.ММ.ГГГГ., обратился к кадастровому инженеру ФИО6 На основании договора подряда и соглашения об утверждении раздела земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. кадастровым инженером ФИО6 был изготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ№. «в связи с образованием восьми земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым №».
Копией учетного дело подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ. указанный выше межевой план и заявление об осуществлении государственного кадастрового учета №, были направлены в Кадастровую палату. ДД.ММ.ГГГГ. кадастровым органом по результатам рассмотрения заявления № от ДД.ММ.ГГГГ. и приложенных к нему документов, было вынесено Решение № «о приостановлении осуществления кадастрового учета» по основаниям, предусмотренным <данные изъяты> ФЗ №221 от 24.07.2007г., «О Государственном кадастре недвижимости», в связи с тем, что: «по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон), Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412, не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении: 1. в нарушение пункта 73 Требований выполнен раздел «Схема расположения земельных участков» (далее – Схема). В случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ по образованию земельных участков дополнительно на Схеме отображаются земельные участки или земли общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, дорог общего пользования и т. п.). На представленной Схеме отсутствует отображение земель общего пользования. Кроме того, представленная Схема выполнена с использованием условных обозначений и масштаба, не позволяющих однозначно определить посредством каких участков обеспечивается доступ к образуемому земельному участку».
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Срок на обращение в суд, установленный ст. 219 КАС РФ, ФИО5 не пропущен, поскольку оспариваемое решение датировано ДД.ММ.ГГГГ, тогда как административный иск подан ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее – постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также – снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее – учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее – учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее – необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Ч. 10 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
В силу ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 60, 61 ЗК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом путем признания исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Состав документов, необходимых для осуществления учета, предусмотрен ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Судом установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что необходимые для учета изменений в сведениях о местоположении границ земельных участков документы в составе межевого плана имеются.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Требования к межевому плану установлены ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ. В частности, ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Представленный в кадастровый орган межевой план №. от ДД.ММ.ГГГГ. изготовленный кадастровым инженером — ФИО6, был изготовлен в полном соответствии с требованиями предъявляемыми приказом «Об утверждении формы межевого плана и требованиям к его подготовке, ….» №412, от 24.11.2008г.
Так в состав межевого плана лист <данные изъяты> «Заключение кадастрового инженера» и лист <данные изъяты> «Схема расположения земельных участков», были включены сведения, предусмотренные п.73 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412, «Схема отображающая земельные участки и земли общего пользования (дороги общего пользования), позволяющая однозначно определить посредством каких участков обеспечивается доступ к образуемым земельным участкам. Т.е. при принятии Решения № «о приостановлении осуществления кадастрового учета» от ДД.ММ.ГГГГ кадастровым органом были грубо нарушены требования ст.23 и ст.24 ФЗ №221 «О ГКН» от 24.07.2007г., так как вышеуказанный межевой план был подготовлен с учетом требований ФЗ №221 «О ГКН» от 24.07.2007г., и Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412, и у кадастрового органа не имелось оснований предусмотренных ст.26 и ст.27 ФЗ №221 «О ГКН» от 24.07.2007г., для вынесения решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и отказе в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которого определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст.38 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О ГКН» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Такое местоположение границ в силу приведенной нормы закона учитывается в государственном кадастре недвижимости по материалам землеустроительных работ, оформляемых в виде межевого плана.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение о приостановлении осуществления кадастрового учета нельзя признать законным, поскольку указанные в нем основания к приостановлению в действительности отсутствовали.
Исходя из положений ч.2 ст 227 КАС РФ, при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа, суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным решения, обязании осуществить учет изменений объекта недвижимости удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Обязать ФГБУ «ФКП РОсреестра» в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить нарушение прав ФИО2 и осуществить учет изменений в государственном кадастре недвижимости в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером № на основании заявления регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись О.О. Соболева