ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6155/2021 от 02.02.2022 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД 48RS0001-01-2021-007297-24

Дело № 2а-652/2022 (№ 2а-6155/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 февраля 2022 года город Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Малюженко Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаражного кооператива «Лада» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права, возложении определенных обязанностей, взыскании судебных расходов,

установил:

административный истец Гаражный кооператив «Лада» обратился в суд с административным иском (с учетом его уточнения) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконным решения от 22.09.2021г. об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, взыскании госпошлины в размере 2000 руб., указав, что административный истец обращался к ответчику ни за переоформлением прав на землю, а за регистрацией уже возникшего постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком.

Определением суда (протокольно) от 18.01.2022 г. Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, администрация г. Липецка привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Представитель административного истца по доверенности Кулиментьев В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, пояснив, что на публичной кадастровой карте, которая находится в общем доступе в сети «Интернет», нет сведений о том, что спорный земельный участок принадлежит гаражному кооперативу на праве постоянного бессрочного пользования. Только лишь в одной выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в «особых отметках» имеется запись о правообладателе земельного участка с указанием основания.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по доверенности Юрина М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что согласно п.2 ст.39.9 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №137-Ф3) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участка осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и сроком не ограничивается.

Представители заинтересованных лиц Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, администрации г. Липецка в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, причины не явки не известны.

В письменном отзыве представитель Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области просил рассмотреть дело по существу в их отсутствии, указал, что Управление от имени Липецкой области в установленном порядке осуществляет управление и распоряжение государственным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности области, кроме случаев, когда осуществление указанных функций отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов. За реализацией прав на земельный участок ГК «Лада» либо граждане, являющиеся собственниками объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, могут обратиться в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из представленных административным истцом документов усматривается, что оспариваемый ответ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области был дан 22.09.2021 г., а исковое заявление поступило в суд 20.12.2021 г.

Таким образом, административным истцом соблюден срок, установленный положениями статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для обращения с иском в суд.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что на основании Приказа Гаражного кооператива «Лада» от 01.04.2020 г. Корвяков Н.В. на основании протокола заседания правления гаражного кооператива от 28.03.2020 г. приступил к исполнению обязанностей Председателя правления гаражного кооператива.

Полномочия Председателя кооператива определены в п. 4.12 Устава, к которым относятся, в том числе представление интересов кооператива в суде, руководство текущей деятельностью кооператива и осуществление иных полномочий, связанных с текущей хозяйственной деятельностью кооператива.

В соответствии с Уставом, утвержденным решением общей конференции членов гаражного кооператива «Лада», кооператив является некоммерческой организацией, созданной в форме специализированного потребительского кооператива (п. 1.2).

Постановлением главы администрации Октябрьского района г. Липецка № 418 от 22.06.1992 г. гаражный кооператив «Лада» был зарегистрирован по адресу: пр. Потапова, д. 1 с утверждением списка членов гаражного кооператива «Лада» согласно приложению.

Постановлением главы администрации г. Липецка № 223 от 05.03.1993 г. ГК «Лада» под строительство индивидуальных боксовых гаражей предоставлен земельный участок, площадью 9923,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем, был выдан государственный акт № 158 от 05.03.1993 г. на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.

23.03.2002 г. указанный выше земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

При этом в кадастровом паспорте на земельный участок по состоянию как на 20.07.2010 г., так и на 20.02.2018 г. указаны сведения: вид права – «постоянное (бессрочное) пользование», государственный акт № 158, правообладатель – «Гаражный кооператив «Лада»».

04.06.2021 г. председатель правления ГК «Лада» Корвяков Н.В. обратился в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 9585 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

29.06.2021 г. административный ответчик уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации права на основании п. 4 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку право, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом, так как земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ).

Права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке (п. 6 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В письмах Минэкономразвития РФ от 10.03.2010 N Д23-758, N Д23-757; от 11.03.2011 N 4467-ИМ/Д23 разъяснялось, что в случае, если земельный участок, занятый ГСК, является неделимым, действующее законодательство не препятствует оформлению права общей долевой собственности членами такого кооператива на указанный участок, при этом Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Земельный кодекс Российской Федерации иного порядка переоформления принадлежащего кооперативам права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (в пользу непосредственно гаражного кооператива) действующим законодательством не предусматривают. Таким образом, в настоящее время Федеральным законом N 137-ФЗ и Земельным кодексом РФ иной порядок переоформления принадлежащего гаражным кооперативам права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (в пользу непосредственно гаражного кооператива) действующим земельным законодательством не предусмотрен. В случае, когда все помещения гаражных боксов принадлежат другим лицам (не ГСК), необходимо исходить из основных принципов, изложенных в подп. 5 ст. 1 и ст. 39.20 ЗК РФ, ст. 552 ГК РФ, где землепользователями признаются только собственники строения, которые и вправе реализовать свое право на выкуп участка.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:

некоммерческим организациям, созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства;

организациям, при которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками;

гаражным потребительским кооперативам.

Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и сроком не ограничивается.

В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

При этом из пункта 2 ст. 39.9 ЗК РФ следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

органам государственной власти и органам местного самоуправления;

государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

казенным предприятиям;

центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

22.09.2021 г. уведомлением административного ответчика отказано в государственной регистрации права в связи с не устранением причин в течение срока приостановления, указанного в уведомлении от 22.06.2021 г. о приостановлении государственной регистрации прав, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав (ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Не согласившись с принятыми решениями о приостановлении, а затем об отказе в государственной регистрации права за земельный участок, принадлежащий ГК «Лада», председатель гаражного кооператива Корвяков Н.В. обратился к начальнику Управления Росреестра по Липецкой области с заявлением от 05.10.2021 г. о признании действий регистратора незаконными.

В ответе руководителя Управления от 21.10.2021 г. Председателю ГК «Лада» Корвякову Н.В. было сообщено, что в соответствии с действующим земельным законодательством, право, за государственной регистрацией которого он обратился в регистрирующий орган, не подлежит государственной регистрации, данное право у юридического лица согласно действующему законодательству сохраняется.

В силу ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2017 г. N 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, который в п. 215 говорит о том, что правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются (п. 216):

- соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;

- соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;

- наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).

Таким образом, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов.

Под формой юридического документа понимается внешняя объективазация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящие перед лицом, принимающим юридический документ, цели.

Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, которое состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.

В ходе судебного разбирательства судом был сделан запрос в Управление Росреестра по Липецкой области и получен ответ от 17.01.2022 г., в котором было сообщено, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, сведения о государственной регистрации права собственности/общей долевой собственности и т.д. - отсутствуют. Однако в графе «незарегистрированные права» указано: вид права - «постоянное (бессрочное) пользование», правообладатель - «Гаражный кооператив «Лада», документ основание - «Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 05.03.1993г. №158».

Кроме того, в своем отзыве заинтересованное лицо Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, которое от имени Липецкой области в установленном порядке осуществляет управление и распоряжение государственным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности области, сообщило, что ГК «Лада» за реализацией прав на земельный участок либо граждане, являющиеся собственниками объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, могут обратиться в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.

На основании вышеизложенного, с учетом всех вышеприведенных норм права и представленных доказательств, суд приходит к выводу о законности принятого административным ответчиком оспариваемого решения/уведомления от 22.09.2021 г., поскольку решение принималось на основании уведомления о приостановлении государственной регистрации права и в предоставленный срок выявленные и указанные в уведомлении недостатки устранены не были. Действиями административного ответчика права административного истца нарушены не были, поскольку в силу действующего законодательства правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью 9585 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> является ГК «Лада», что также нашло свое отражение в выписке из ЕГРН.

Довод представителя административного истца о том, что только в одном ответе на запрос из ЕГРН из шести есть сведения о праве и о правообладателе спорного земельного участка, не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку в разных ответах на запросы должны содержаться определенные сведения, в связи с чем, законодатель и ввел несколько форм запросов об объекте недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

С учетом вышеизложенного, исковые требования истца о признании незаконным решения от 22.09.2021 г. об отказе государственной регистрации ранее возникшего права на земельный участок с кадастровым номером , площадью 9585 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.

Поскольку основное требование не подлежит удовлетворению, то нет оснований для удовлетворения и производных от него, а именно: возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление от 04.06.2021 г., взыскании государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Гаражного кооператива «Лада» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконным решения от 22.09.2021 г. об отказе государственной регистрации ранее возникшего права на земельный участок с кадастровым номером , площадью 9585 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 04.06.2021 г., взыскании государственной пошлины в размере 2000 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Малюженко

Мотивированное решение принято 14.02.2022 г.