ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-615/19 от 27.02.2019 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-615/2019

Решение

Именем Российской Федерации

27 февраля 2019 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Зотовой Ю.Ш., при секретаре Вешняковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) о признании незаконными бездействия административного ответчика и невозможной к взысканию пенсионным органом недоимки по страховым взносам,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Государственному учреждению – управление пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) (далее по тексту ГУ-УПФР в Заводском районе г. Саратова) и просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выраженные в отказе исполнять надлежащим образом вступивший в силу с 01.01.2018 года Указ Президента РФ в соответствии с налоговой амнистией для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, по списанию с административного истца страховых, медицинских взносов образовавшихся до 01.01.2017 года; признать невозможной к взысканию пенсионным органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из стоимости страхового года, на уплату страховой пенсии за периоды по 01.01.2013 года задолженность в сумме 40046,67 рублей (взносы - 28667,45 рублей, пеня - 11379.22 рублей); признать невозможной к взысканию пенсионным органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 года задолженность в сумме 13478,82 рублей (взносы 9555,12 рублей, пеня - 3923,70 рублей); признать невозможной к взысканию пенсионным органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 года задолженность в сумме 10083.45 рублей (взносы 7082,65 руб., пеня - 3000,8 руб.); признать невозможной к взысканию пенсионным органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 года задолженность в сумме 5531,8 руб. (взносы - 5126,0 руб., пеня - 405,8 руб.); признать невозможной к взысканию пенсионным органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 года задолженность в сумме 2991,84 рублей (взносы 1893,0 руб. пеня - 1098,84 руб.); признать невозможной к взысканию пенсионным органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017 года задолженность в сумме 1560,44 рублей (пеня); признать невозможной к взысканию пенсионным органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017 года задолженность в сумме 468,14 рублей (пеня) в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных ст. ст. 45, 46, 47, 70 НК РФ. Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины. В обоснование заявленных административных исковых требований указывает, что административный ответчик грубо нарушает статью 2, части 1, 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, ставя себя выше Конституции Российской Федерации бездействует игнорируя Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В настоящее время в Заводском РОСП города Саратова находятся несколько исполнительных документов от пенсионного фонда за период с 2005 года до 01.01.2017 года о взыскании долгов и недоимок с административного истца. По мнению административного истца - амнистии подлежат все должники – физические лица и ИП, независимо от их материального состояния и размера накопленного долга, а также от причин, по которым этот долг возник. Задолженность административного истца но страховым взносам связана с отсутствием предпринимательской деятельности в спорный период до 2015 года и возникла в «правовом государстве», на основании штрафов (8 МРОТ) по причине несвоевременной ежегодной сдаче нулевого баланса образовавшаяся по состоянию на 01.01.2017, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность. Административный ответчик саботировал норму права и отказался списывать безнадежные взносы, образовавшиеся до 01.01.2017 года, грубо нарушил права, свободы и законные интересы административного истца.

Административный истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, согласно заявлению просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила суд в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованные лица Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области, Заводской РОСП г.Саратова в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Частью 11 статьи 14 Федерального закона N 436-ФЗ предусмотрено, что положения части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что 16.10.2018 года Заводским районным судом г. Саратова в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Саратовской области о признании незаконными действий административного ответчика и невозможной к взысканию налоговым органом недоимки по страховым взносам отказано в полном объеме. Административный истец ФИО1 просила суд признать незаконными действия административного ответчика, выраженные в письменном отказе от 12 апреля 2018 года, признавать, соблюдать и защищать права и свободы (статья 2 Конституции РФ) административного истца; признать незаконными действия административного ответчика, выраженные в письменном отказе от 12 апреля 2018 года, исполнять надлежащим образом вступивший в силу с 01 января 2018 года Указ Президента РФ в соответствии с налоговой амнистией для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, Федеральный закон от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", по списанию с административного истца страховых, медицинских взносов образовавшихся до 01 января 2017 года; признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из стоимости страхового года, на уплату страховой пенсии за периоды по 01 января 2013 года задолженность в сумме 40046,67 руб. (взносы - 28667,45 руб., пеня - 11379.22 руб.); признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01 января 2013 года задолженность в сумме 13478,82 руб. (взносы 9555,12 руб., пеня - 3923,70 руб.); признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01 января 2017 года задолженность в сумме 10083.45 руб. (взносы 7082,65 руб., пеня - 3000,8 руб.); признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01 января 2010 года задолженность в сумме 5531,8 руб. (взносы - 5126,0 руб., пеня - 405,8 руб.); признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01 января 2010 года задолженность в сумме 2991,84 руб. (взносы 1893,0 руб. пеня - 1098,84 руб.); признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01 января 2017 года задолженность в сумме 1560,44 руб. (пеня); признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку административного истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01 января 2017 года задолженность в сумме 468,14 руб. (пеня) в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных ст. ст. 45, 46, 47, 70 НК РФ.

В ходе рассмотрения дела по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Саратовской области о признании незаконными действий административного ответчика и невозможной к взысканию налоговым органом недоимки по страховым взносам судом установлено, что 12 апреля 2018 года административному истцу УФНС России по Саратовской области направлен ответ, исходя из которого, Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области в соответствии с Федеральным законом №436-Ф3 27.02.2018 произведено списание задолженности по транспортному налогу на общую сумму - 18422,42 руб., в том числе: по налогу - 12900,06 руб., по пеням - 5522,36 руб., по налогу на имущество физических лиц на общую сумму - 4700.92 руб., в том числе: по налогу - 3561,56 руб., по пеням - 1139,36 руб., по налогу на добавленную стоимость на сумму 3000.0 руб. (штрафы), по денежным взысканиям за нарушение законодательства о налогах и сборах на сумму 1600.0 руб.

Согласно утвержденным Порядкам обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П. от 22.07.2016 №ММВ-23-1/12@/ЗИ, от 21.09.2016 №ММВ-23-1/20/4И@, территориальные отделения ПФР и ФСС России передают информацию в электронном виде о сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017.

УПФР в Заводском районе г.Саратова в Инспекцию выгружено в электронном виде сальдо по состоянию на 01.01.2017: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 задолженность в сумме 40046.67 руб. (взносы - 28667,45 руб., пеня – 11379,22 руб.); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 задолженность в сумме 13478.82 руб. (взносы - 9555,12 руб., пеня - 3923.70 руб.); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 задолженность в сумме 1560,44 руб. (взносы - 7082,65 руб., пеня - 3000,8 руб.); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 задолженность в сумме 5531,8 руб. (взносы -5126,0 руб., пеня - 405,8 руб.); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 задолженность в сумме 2991,84 руб. (взносы - 1893.0 руб., пеня - 1098,84 руб); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017 задолженность в сумме 1560,44 руб. (пеня); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2017 задолженность в сумме 468.14 руб. (пеня).

По состоянию на 10.04.2018 за административным истцом числится задолженность, не подлежащая списанию в соответствии с Федеральным законом №436-Ф3: по транспортному налогу - 18926,98 руб. (налог- 13958.34 руб., пеня - 4968,64 руб.); по налогу на имущество физических лиц - 13979,43 руб. (налог -12278,0 руб., пеня -1701.43руб.) по страховым взносам - 81168.99 руб. (взносы - 52324,22 руб., пеня - 28844,77 руб).

Судом так же установлено из материалов исполнительного производства №<№>-Д, постановлений ГУ УПФ РФ в Заводском районе г.Саратова, а также решений мировых судей Заводского района г.Саратова и Заводского районного суда г.Саратова, задолженность (недоимка) по страховым взносам и пени, о признании безнадежными к взысканию которых заявляет административный истец, взыскана ранее постановлениями ГУ УПФ РФ в Заводском районе г.Саратова и вступившими в законную силу судебными актами.

Апелляционным определением Саратовского областного суда от 21.02.2019 года решение Заводского районного суда г. Саратова от 16.10.2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что задолженность (недоимка) по страховым взносам и пени, о признании безнадежными к взысканию которых заявляет административный истец, взыскана ранее постановлениями ГУ УПФ РФ в Заводском районе г.Саратова и вступившими в законную силу судебными актами, что подтверждается решением Заводского районного суда г. Саратова от 16.10.2018 года.

Статьей 11 Федерального закона № 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (часть 1).

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (часть 2).

В силу части 11 статьи 14 Федерального закона № 436-ФЗ положения части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (в редакции настоящего Федерального закона), части 3 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (в редакции настоящего Федерального закона), части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года №250-ФЗ, сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250- ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из вышеизложенного, положения части 1 статьи 11 Федерального закона № 436- ФЗ не применяются к взысканным недоимке по страховым взносам и пени, а также в отношении задолженности, размер которой не определялся в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Принятие решения о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании может быть отнесено к компетенции налогового органа по месту жительства ФИО1 и осуществляется на основании сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, в связи с чем суд полагает необходимым отказать в полном объеме в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) о признании незаконными бездействия административного ответчика и невозможной к взысканию пенсионным органом недоимки по страховым взносам.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – управление пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) о признании незаконными бездействия административного ответчика и невозможной к взысканию пенсионным органом недоимки по страховым взносам отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2019 года.

Судья Ю.Ш. Зотова