ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-616/18 от 13.09.2018 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,

при секретаре судебного заседания Литвин Е.А.,

с участием представителя административного истца Гурьяновой Ю.В., представителя административного ответчика Слюсаренко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-616/2018 по административному исковому заявлению Русаковой Светланы Николаевны к Администрации муниципального образования Пуровский район о признании незаконными действия, восстановлении в списке программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Русакова С.Н. обратилась в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к административному ответчику Администрации МО Пуровский район о признании незаконными действия, восстановлении в списке программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество», указав, что в 2010 году она стала участником программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество». В 2017 году при прохождении перерегистрации она узнала, что ее исключили из данной очереди по причине того, что в 1994 году в <адрес> ее маме Савельевой Н.И. предоставлена квартира. По сообщению Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района данная квартира была предоставлена ее матери на состав семьи: Савельеву Н.И., Русакову С.Н., Русакову Ю.В., Русакову В.В. Русакова С.Н. считает справку, выданную Администрацией п. Тарко-Сале от ДД.ММ.ГГГГ, недействительной. При постановке на учет в очередь Савельевой Н.И. ее семья не входила в состав семьи Савельевой Н.И. и не была даже зарегистрирована в одном помещении. Они проживали с семьей (Русакова С.Н., Русакова Ю.В., Русакова В.В.) отдельно по другому адресу: <адрес>., и получить данное жилье согласия не выражали. Более того, предоставленная бабушке квартира является однокомнатной общей площадью 50 кв.м., в связи с чем не соблюдены нормы предоставления жилья на одного человека.

В возражениях на административный иск представитель ответчика исковые требования не признал, просит применить сроки исковой давности и в удовлетворении иска отказать, так как Русаковой С.Н. стало известно о нарушении ее прав ДД.ММ.ГГГГ, а в суд она обратилась только ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца Гурьянова Ю.В. административные исковые требования уточнила, просит признать незаконными действия ответчика по предоставлению в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО сведений, послуживших основанием для исключения Русаковой С.Н. из списка программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество». Пояснила, что в 2012 году Русакова С.Н. стала участником программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество». Каждый год проходила перерегистрацию, и каждый раз документы были в порядке. В марте 2017 года при регистрации истцу сообщили, что она исключена из программы, так как в 1994 году она получила квартиру в Тюмени в составе семьи своей матери. Когда истец обратилась в Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района за разъяснениями, на основании чего она была исключена из программы, то ей пояснили, что на основании справки о зарегистрированных от сентября 1992 года. Данные в этой справке недостоверны, так как истец никогда не была зарегистрирована по адресу: <адрес>, а была зарегистрирована и проживала в <адрес>. В феврале 2018 года она обратилась к Президенту Российской Федерации с обращением об исключении Русаковой С.Н. из списка, ответ на обращение она получила только ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте.

Представитель административного ответчика Слюсаренко Ю.С. исковые требования не признала, пояснила, что Администрация МО Пуровский район является ненадлежащим ответчиком, так как Администрация не принимает решения об исключении граждан из программы, а только формирует и предоставляет в Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. В Департамент административным ответчиком было направлено личное дело Русаковой С.Н., в котором была вся информация об участнике программы, и на основании которого Департаментом было принято решение. Просит применить последствия пропуска срока на обращение в суд и в удовлетворении иске отказать, так как административный истец обратилась в суд по истечении трех месяцев со дня, когда она узнала о нарушении своего права.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральным законом РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года (далее – Закона).

Согласно ст. 1 Закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 3 Закона).

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение о регистрации граждан).

Согласно п. 9 Положения о регистрации граждан для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) необходимый пакет документов.

Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) не позднее чем через 15 рабочих дней с даты регистрации заявлений граждан (п. 12 Положения о регистрации граждан).

В соответствии с п. 19 Положения о регистрации граждан органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ между органами государственной власти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО заключен договор «Сотрудничество» , утвержденный Законом ЯНАО от 18.10.2004 № 38-ЗАО.

В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области, в рамках областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, ХМАО - Югры и ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ «Сотрудничество» постановлением Правительства ЯНАО от 27.06.2011 № 437 утверждено Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области (далее – Положение).

В соответствии с п. 2.1 Положения в целях включения в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", граждане предоставляют в орган местного самоуправления муниципального района либо городского округа в автономном округе по месту своего жительства (далее - органы местного самоуправления) пакет документов.

Органы местного самоуправления в течение 30 рабочих дней с момента предоставления гражданами документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, проверяют их достоверность и полноту, принимают решение о включении либо об отказе во включении гражданина в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" (п. 2.3 Положения).

На основании принятых решений органы местного самоуправления формируют списки граждан по муниципальному образованию по состоянию на 01 января года, следующего за текущим, утверждают их и направляют в Департамент строительства и жилищной политики автономного округа не позднее 30 января года, следующего за текущим (п. 2.6 Положения).

Согласно п. 2.8 Положения на основании списков граждан по муниципальным образованиям Департамент включает граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", по состоянию на 01 января года, следующего за текущим.

В тоже время Департамент исключает граждан из окружного списка по основаниям, перечень которых установлен пунктом 2.10 настоящего Положения (п. 2.9 Положения).

Решение об исключении граждан из окружного списка принимается в форме приказа департамента. Не позднее 15 рабочих дней с момента издания приказа департамент направляет выписки из приказа об исключении граждан из окружного списка органам местного самоуправления для дальнейшего уведомления граждан.

Органы местного самоуправления уведомляют граждан в письменной форме в течение 5 рабочих дней с момента получения выписок, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

Решением Пуровской районной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Русакова С.Н. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года».

ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в ответ на обращение в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций сообщил Русаковой С.Н. о том, что на основании пп. «а» п. 2.10 Положения о реализации мероприятий «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, приказом департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из окружного списка.

Основанием для исключения из списка явились сведения, представленные Администрацией МО Пуровский район, о том, что согласно реестру граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, Савельевой Н.И. на состав семьи четыре человека (Русаковой В.В., Русаковой С.Н., Русаковой Ю.В.) в 1994 году за счет средств местного бюджета было предоставлено жилое помещение в <адрес>.

Данные сведения содержаться в личном деле Русаковой С.Н., которое, как пояснил представитель административного ответчика, и было направлено в департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, и на основании которого было принято решение об исключении Русаковой С.Н. об исключении из списков граждан.

В соответствии со ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Административным истцом заявлены требования об оспаривании действий Администрации МО Пуровский район по предоставлению в департамент строительства и жилищной политики ЯНАО сведений, послуживших основанием для исключения ее из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".

Как следует из анализа выше перечисленного действующего законодательства следует, что граждане, имеющие право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", предоставляют необходимые документы в органы местного самоуправления муниципального района либо городского округа в автономном округе по месту своего жительства, на основании которых органы местного самоуправления принимают решение о включении либо об отказе во включении гражданина в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", формируют списки граждан по муниципальному образованию, утверждают их и направляют в департамент строительства и жилищной политики автономного округа.

На основании изложенного следует, что на Администрацию МО Пуровский район возложена обязанность по представлению в департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа информации, сформированной в личное дело, по каждому участнику программы «Сотрудничество», что и было выполнено административным ответчиком.

При таких обстоятельствах действия Администрации МО Пуровский район по предоставлению департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа информации в отношении административного истца не могу быть признаны незаконными.

При разрешении административных исковых требований о восстановлении в списках программы «Сотрудничество» суд учитывает, что на основании пп. 2.8, 2.9 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области решение о включении в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» и об исключении из этого списка вправе принимать только департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округ, в связи с чем Администрация МО Пуровский район является ненадлежащим ответчиком в этой части исковых требований, поэтому они не подлежат удовлетворению.

Представителем административного ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока на обращение с административным иском в суд за защитой нарушенного права.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Из доводов административного искового заявления следует, что Русакова С.Н. узнала о своем исключении из окружного списка в 2017 году, представитель административного истца в судебном заседании пояснила, что об исключении из списков истец узнала в марте 2017 года.

С административным иском о признании незаконными действий, восстановлении в списке программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество» административный истец впервые обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом пропущен.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока административный истец не заявлял, доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения с административным иском в суд не представил.

При этом обращение административного истца к Президенту Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ не является уважительной причиной пропуска срока для обращения с административным иском в суд.

Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Поскольку восстановить пропущенный срок обращения в суд невозможно, то пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Русаковой Светланы Николаевны к Администрации муниципального образования Пуровский район о признании незаконными действия по предоставлению в департамент строительства и жилищной политики ЯНАО сведений, послуживших основанием для исключения ее из списка программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество», восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках реализации программы «Сотрудничество» отказать.

Суд разъясняет административному истцу право на обращение в суд за восстановлением своего нарушенного права в порядке искового производства.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный Ямало-Ненецкого автономного округа суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - 18 сентября 2018 года.

Председательствующий Л.Д. Пасенко