ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-616/2021 от 09.07.2021 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

11RS0008-01-2021-000903-69 Дело № 2а-616/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Плесовской Н.В.,

при секретаре Мухиной Г.А.,

с участием прокурора Матвеевой Т.А., представителя административного ответчика ФИО1, административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 09 июля 2021 года административное дело по административному иску прокурора города Сосногорска в интересах Российской Федерации, муниципального образования муниципального района «Сосногорск» к Совету муниципального района «Сосногорск», ФИО2 о признании незаконными действий, о прекращении полномочий депутата,

установил:

прокурор города Сосногорска в интересах Российской Федерации, муниципального образования муниципального района «Сосногорск» обратился в суд с иском к Совету муниципального района «Сосногорск» о признании незаконными действий, в результате которых на VI очередном заседании Совета муниципального района «Сосногорск», состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета муниципального района «Сосногорск» ФИО2 не принято, а также просит прекратить в связи с утратой доверия полномочия депутата Совета муниципального района «Сосногорск» шестого созыва ФИО2, избранной ДД.ММ.ГГГГ по трехмандатному избирательному округу .

В обоснование иска указано, что прокурорской проверкой установлено, что депутат ФИО2 не исполнила установленную законом обязанность по представлению сведений о своих доходах и доходах супруга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, однако в нарушение п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона №273-ФЗ, ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, ч.1, п.4 ч.2 ст. 4 (4) Закона Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ, п.2 ст.28 Устава МО МР «Сосногорск» решение о досрочном прекращении полномочий депутата Советом не принято.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечена к участию в деле в качестве административного соответчика.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Сосногорска Матвеева Т.А. на заявленных требованиях настаивала, просила признать незаконным решение VI очередного заседания Совета МО МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ в части не прекращения полномочий депутата ФИО2, прекратить досрочно полномочия депутата.

Представитель административного ответчика Совета МО МР «Сосногорск» ФИО1 в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме, указав, что проведенной проверкой подтвержден факт неисполнения депутатом ФИО2 обязанности по представлению сведений о своих доходах и доходах супруга, по результатам которой Советом был подготовлен проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата, 24.03.2021 на VI очередном заседании Совета данный вопрос был рассмотрен, однако в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» депутаты проголосовали против его принятия.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании требования прокурора о досрочном прекращении полномочий признала, указав, что не исполнила возложенную законом обязанность не намеренно, сведения о своих доходах и доходах супруга направляла в Администрацию Главы РК в одном конверте со сведениями о доходах несовершеннолетнего ребенка, но подтвердить данный факт доказательствами не может.

Заинтересованное лицо Администрация Главы Республики Коми в судебное заседание своего представителя не направило.

Учитывая надлежащее извещение, руководствуясь положениями ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд полагает необходимым требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

Статья 39 КАС РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частями 1, 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в числе прочего: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что ФИО2 является депутатом Совета МО МР «Сосногорск» шестого созыва по избирательному округу (постановление Территориальной избирательной комиссии города Сосногорска от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч. 10 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2013 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3) депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.4).

Согласно п.п.4.4-4.5 указанной статьи, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", … высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Аналогичные требования предусмотрены п.п.7.2, 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Приложением №1 к Закону Республики Коми от 29.09.2008 №82-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми» (далее – Приложение №1) определен Порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Республике Коми, должностей глав (руководителей) местных администраций муниципальных образований по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с пунктом 2, подпунктом 2 пункта 3 Приложения №1 лица, замещающие муниципальные должности в Республике Коми, обязаны в течение 30 дней со дня наделения полномочиями по должности (избрания, назначения на должность) представить в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Республике Коми, определенный Главой Республики Коми (Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции), сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме справки, утвержденной Президентом Российской Федерации.

При этом гражданин, претендующий на замещение муниципальной должности в Республике Коми, представляет сведения о доходах за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения муниципальной должности в Республике Коми, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения указанной должности (на отчетную дату) (подпункт 1 пункта 4 Приложения №1).

Как следует из письма Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции от 17.12.2020 №5838-03-1-18, адресованного председателю Совета МО МР «Сосногорск», депутатом ФИО2 при представлении сведений о доходах допущены нарушения вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции, а именно: обязанность по предоставлению сведений о своих доходах и о доходах супруга депутатом ФИО2 не исполнена, в Управление поступили только сведения на несовершеннолетнего ребенка ЧЕВ, распечатанные ДД.ММ.ГГГГ. При этом в сведениях о доходах несовершеннолетнего ребенка на титульном листе в качестве отчетной даты, по состоянию на которую представлены сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера указано «ДД.ММ.ГГГГ» вместо требуемого законом «ДД.ММ.ГГГГ». Управлением поручено Совету провести проверку и сообщить о результатах.

На основании указанной информации Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, в соответствии с Положением о проверке соблюдения ограничений лицами, замещающими муниципальные должности в Совете муниципального района "Сосногорск", утвержденным Решением Совета МО МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ N XIII-100, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения обязательств, установленных законодательством о противодействии коррупции, в отношении депутата Совета МО МР «Сосногорск» ФИО2, назначенная распоряжением председателя Совета от 29.12.2020 №31 и порученная руководителю организационного отдела Управления организационно-правовой работы АМР «Сосногорск».

В ходе проверки получено объяснение от ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ направила в Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции сведения о своих доходах, о доходах супруга, о доходах несовершеннолетнего ребенка в одном конверте, заказным письмом, при этом опись вложения не составляла. Как получилось, что в пакете отправленных ею документов, не оказалось сведений о ее доходах и о доходах супруга, объяснить не может.

Согласно докладу руководителя организационного отдела Управления организационно-правовой работы АМР «Сосногорск» о результатах указанной проверки от 01.03.2021 выявлен факт ненадлежащего исполнения депутатом ФИО2 обязанности по предоставлению сведений о доходах, а именно: сведения направлены только на несовершеннолетнего ребенка ЧЕВ, распечатанные ДД.ММ.ГГГГ; в сведениях о доходах несовершеннолетнего ребенка на титульном листе в качестве отчетной даты, по состоянию на которую представлены сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера указано «ДД.ММ.ГГГГ» вместо требуемого законом «ДД.ММ.ГГГГ».

По результатам проверки Совету МО МР «Сосногорск» предложено рассмотреть на заседании Совета вопрос о применении в отношении ФИО2 мер юридической ответственности (доклад поступил в Совет МО МР «Сосногорск» ДД.ММ.ГГГГ).

В повестку VI очередного заседания Совета МО МР «Сосногорск» включен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 (), внесен проект решения Совета о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, в связи с утратой доверия.

Согласно протоколу VI очередного заседания Совета МО МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ, председателем Совета на повестку вынесен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, предложено рассмотреть проект соответствующего решения. По результатам голосования «за» проголосовало - 7, «против» - 5, «воздержались» - 1. Большинство голосов от установленного числа депутатов (15) не получено, соответствующее решение не принято.

Указанное решение Совета МО МР «Сосногорск» в части не прекращения досрочно полномочий депутата ФИО2 суд признает незаконным по следующим основаниям.

Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Согласно п.4 ст.5 данного Закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Частью 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, в т.ч. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В силу п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.

Аналогичные положения содержатся в п. 4 ч. 2 ст. 4 (4) Закона Республики Коми № 82-РЗ «О противодействии коррупции», а также в ч. 2 ст. 28 Устава МО МР «Сосногорск».

В соответствии с п.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как указано в пунктах 1 и 2 Приложения №1 к Обзору практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленным Министерством труда и социальной защиты РФ (письмо от 21.03.2016 №18-2/10/П-1526), к ситуациям, которые могут быть расценены как значительный проступок, влекущий взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, являются непредставление сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера; непредставление сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам.

Одновременное нарушение двух и более требований законодательства о противодействии коррупции рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства (пп. «б» п.16 Обзора).

Из материалов дела следует, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ЧВИ, имеет несовершеннолетнего ребенка ЧЕВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Из ответов Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции на запросы суда следует, что избранным депутатом Совета МО МР «Сосногорск» ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Главы Республики Коми почтовым отправлением из <адрес> направлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на несовершеннолетнего ребенка ФИО3, распечатанная ДД.ММ.ГГГГ в 11:34, с приложением копий справок ПАО Сбербанк о наличии счетов и иной информации за ДД.ММ.ГГГГ год и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Иных документов в данном почтовом отправлении не обнаружено.

Как следует из представленной Управлением в суд копии справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на несовершеннолетнего ребенка ФИО3, данная справка распечатана ДД.ММ.ГГГГ; в качестве отчетной даты, по состоянию на которую представлены сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера ФИО3 указано «ДД.ММ.ГГГГ» вместо требуемого законом «ДД.ММ.ГГГГ».

В судебном заседании ФИО2 пояснила, что действительно указала в данной справке сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера ФИО3 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а не на ДД.ММ.ГГГГ, неправильно понимая положения Закона Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О противодействии коррупции в <адрес>».

Таким образом, отмеченные в докладе о результатах проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ факты ненадлежащего исполнения депутатом ФИО2 обязанности по предоставлению сведений о доходах в части непредставления сведений о своих доходах и доходах супруга, а также представления сведений об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера несовершеннолетнего ребенка на отчетную дату «ДД.ММ.ГГГГ» вместо требуемого законом «ДД.ММ.ГГГГ», нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом.

Административным ответчиком ФИО2 допущенные нарушения не оспаривались. Доказательства направления в адрес Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции сведений о своих доходах и доходах супруга, в частности, опись вложения в почтовое отправление, ею в суд не представлены.

При этом непредставление депутатом ФИО2 сведений о своих доходах и доходах супруга не связано с чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, объективно препятствующими представлению сведений о доходах в установленный законодательством срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения сведений.

Непредставление депутатом ФИО2 сведений о своих доходах и доходах супруга является несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", что в силу ч. 7.1, ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий депутата в связи с утратой доверия.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятое решение VI очередного заседания Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» от 24.03.2021 в части не прекращения досрочно полномочий депутата Совета МО МР «Сосногорск» ФИО2 противоречит приведенным требованиям закона, поскольку не соответствует принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Мнение депутатов, отраженное в протоколе заседания от 24.03.2021, о возможности применения к депутату ФИО2 предупреждения как меры ответственности, предусмотренной ч. 7.3-1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, является ошибочным, поскольку данная норма устанавливает виды ответственности для лиц, представивших недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.

В рассматриваемом случае депутатом вообще не представлены сведения о своих доходах и доходах супруга, за что вышеприведенными положениями законодательства о противодействии коррупции установлена ответственность в виде досрочного прекращения полномочий депутата в связи с утратой доверия, и привлечение к данному виду ответственности не может зависеть от усмотрения представительного органа местного самоуправления.

Согласно ч. 10 ст. 27 Устава МО МР «Сосногорск» депутат Совета должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 28 Устава МО МР «Сосногорск» полномочия депутата Совета прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Решения Совета о досрочном прекращении полномочий депутата Совета района принимается большинством голосов от установленного числа депутатов (ч. 8 ст. 27 Устава). Совет района состоит из 15 депутатов (ч. 1 ст. 24 Устава).

Указанные положения не свидетельствуют о том, что в случае непредставления депутатом сведений о доходах к нему может быть применена иная мера ответственности, нежели досрочное прекращение полномочий.

Из положений ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч.10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 2 ст. 4 (4) Закона Республики Коми № 82-РЗ «О противодействии коррупции», а также ч. 2 ст. 28 Устава МО МР «Сосногорск» следует, что непредставление сведений о доходах является проступком, влекущим досрочное прекращение полномочий депутата в связи с утратой доверия.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности, аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность приведенными законоположениями была распространена на депутатов представительных органов муниципальных образований.

Невыполнение указанной обязанности влечет за собой ответственность в виде досрочного прекращения полномочий депутата, в связи с чем оспариваемое решение VI очередного заседания Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» от 24.03.2021 в части не прекращения досрочно полномочий депутата Совета ФИО2 является незаконным.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

При осуществлении этого надзора прокурор, наряду с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вправе ставить перед представительным органом местного самоуправления и перед судом вопрос о прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением антикоррупционных ограничений.

В силу положений ч.7.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при выявлении фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии коррупции", суд вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Удовлетворить административные исковые требования прокурора города Сосногорска.

Признать незаконным решение VI очередного заседания Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» от 24.03.2021 в части не прекращения досрочно полномочий депутата Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» ФИО2.

Прекратить досрочно полномочия депутата Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» шестого созыва ФИО2, избранной ДД.ММ.ГГГГ по трехмандатному избирательному округу №9, в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 09 августа 2021 года.

Судья Н.В. Плесовская