ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-616/2022 от 02.09.2022 Кирсановского районного суда (Тамбовская область)

Адм.дело №2а-616/2022

УИД 68RS0010-01-2020-001340-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кирсанов 2 сентября 2022 года

Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Трифоновой А.Ю.,

при секретаре Пятахиной О.А., с участием представителей административного истца Смаль А.С., Порфирьевой М.О., представителя административного ответчика – Ревуновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области» (далее - ФКУ ЛИУ-7), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области (далее - УФСИН), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать специальное помещение безопасного места,

У С Т А Н О В И Л:

Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исковыми требованиями к ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к оборудованию специального одноместного помещения безопасного места, о возложении обязанности на ФКУ ЛИУ-7 оборудовать специальное помещение безопасного места в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года №1454/пр «Об утверждении Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (в двух частях)» (далее - «СП 308.1325800.2017. Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования») с целью соблюдения надлежащих условий содержания осуждённых.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГг. поступила жалоба от осуждённого ФИО6, отбывающего наказание в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, о нарушении условий содержания в исправительном учреждении при помещении его в безопасное место в соответствии со ст.13 УИК РФ.

В качестве такого места в данном исправительном учреждении используются камеры ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, где не обеспечиваются условия содержания, в которых осуждённые отбывали наказание до их перевода в безопасное место. Фактически осуждённые при помещении в безопасное место содержатся в тех же условиях, что и осуждённые, привлеченные к дисциплинарной ответственности.

Указывает, что в исправительных учреждениях всех видов должны быть в наличии специальные одноместные помещения безопасного места, которые размещаются вне блока камерных помещений и оборудуются штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, что закреплено в «СП 308.1325800.2017. Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Помещение осуждённых, отбывающих наказание в исправительном учреждении, в необорудованное безопасное место может привести к нарушению их прав.

В адрес УФСИН России по Тамбовской области были направлены рекомендации о необходимости обеспечить реализацию положений Минстроя России от 20.10.2017г. №1454/пр, которые не были приняты во внимание.

Просит признать незаконным бездействие администрации ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер к оборудованию специального одноместного помещения безопасного места, возложив на ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области обязанность по оборудованию специального помещения безопасного места в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года №1454/пр «Об утверждении Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (в двух частях)».

В судебном заседании представители Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области, действующие по доверенности, Смаль А.С., Порфирьева М.О. административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также Смаль А.С. пояснила, что помещение безопасного места должно быть не только оборудовано штепсельной розеткой, но и соответствовать всем требованиям, содержащимся в «СП 308.1325800.2017. Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования».

В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, действующий по доверенности, Ревунова О.В. административные исковые требования признала частично, поскольку в настоящее время одна из камер ШИЗО оборудована штепсельной розеткой.

В судебное заседание представители административных ответчиков УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России не явились по неизвестным суду причинам, хотя о времени и месте рассмотрения дела были своевременно извещены надлежащим образом.

Ходатайство представителя ФСИН России Горбачевой О.И. от 1 сентября 2022г. об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения ввиду необоснованности.

Суд, выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осуждённых, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного Кодекса).

При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осуждённые имеют право на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осуждённого он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание, с просьбой об обеспечении личной безопасности (часть 2). Начальник учреждения, исполняющего наказания, по заявлению осуждённого либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осуждённого.

Перевод осуждённого в безопасное место регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждёнными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года №295 (пункты 184-191) и действующими на период возникновения спорных правоотношений.

В этих целях могут быть использованы камеры ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ. Данный осуждённый содержится в тех же условиях, в которых он отбывал наказание до перевода в безопасное место; ограничения, предусмотренные главой XXIV Правил (особенности условий содержания осуждённых в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах), на него не распространяются (пункт 189 Правил).

Пунктом 19.1.10 «СП 308.1325800.2017. Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» установлено, что для подключения бытовых приборов в одноместных помещениях безопасного места следует предусматривать штепсельные розетки.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. осуждённый ФИО6, отбывающий наказание в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, обратился с жалобой к Уполномоченному по правам человека в Тамбовской области о нарушении его прав, поскольку при помещении в безопасное место ему не были обеспечены надлежащие условия содержания, в которых он отбывал наказание до перевода в такое помещение (т.1 л.д.6). В качестве помещения безопасного места исправительным учреждением используется единое помещение камерного типа (далее – ЕПКТ), которое не оборудовано штепсельной розеткой и не отвечает требованиям «СП 308.1325800.2017. Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», чем нарушаются права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в указанном исправительном учреждении.

Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области с целью проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, обратился в Министерство юстиции Российской Федерации (т.1 л.д.7).

Из ответа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осуждённый при помещении в безопасное место должен содержаться в тех же условиях, в которых он отбывает наказание. «СП 308.1325800.2017. Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» предусматривает наличие во всех видах исправительных учреждений одноместных помещений безопасного места, которые оборудуются штепсельными розетками для подключения бытовых приборов. ФСИН России поручено провести проверку соответствия условий содержания осуждённых, переведённых в безопасные места, установленным требованиям. В случае выявления нарушений принять соответствующие меры для их устранения (т.1 л.д.8-9).

ДД.ММ.ГГГГ Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области направил в УФСИН России по Тамбовской области запрос о соблюдении в исправительных учреждениях требований законодательства (т.1 л.д.10).

На указанное обращение УФСИН России по Тамбовской области дан ответ, в котором сообщается, что проведение работ по оборудованию специальных одноместных помещений безопасных мест в учреждениях уголовно-исполнительной системы Тамбовской области не представляется возможным ввиду недостаточного финансирования, что послужило поводом для обращения Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области в суд с административным иском.

В возражениях от ДД.ММ.ГГГГг. представитель УФСИН России по Тамбовской области указал, что здание ШИЗО, ЕПКТ и ПКТ ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области было введено в эксплуатацию в 1988 году, в здании отсутствует техническая и конструктивная возможность оборудовать специальные одноместные помещения безопасного места. Мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать (т.1 л.д.21-22).

Из сообщения начальника УФСИН России по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отдельно стоящих зданий ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, в которых возможно устройство одноместных помещений безопасного места, нет, а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026)», утвержденную постановлением Правительства РФ от 06.04.2018г. №420. Исправительное учреждение не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании, строительстве и реконструкции помещений, поскольку не располагает необходимыми средствами на эти цели. В здании ШИЗО, ПКТ располагается 5 одноместных камер (ШИЗО), вмещающих 5 осуждённых, 4 пятиместных камеры (ПКТ). Также одна камера ПКТ используется для содержания осуждённых особого режима на строгих условиях отбывания наказания, которая оборудована штепсельной розеткой и телевизором, которая может использоваться как одноместное помещение безопасного места (т.1 л.д.46-47).

В возражениях от ДД.ММ.ГГГГг. начальник Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России выражает несогласие с заявленными требованиями, поскольку в здании ШИЗО, ЕПКТ и ПКТ ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области отсутствует техническая и конструктивная возможность оборудовать специальное одноместное помещение. При этом указывает, что возможность переоборудования существующих помещений в соответствии с требованиями «СП 308.1325800.2017. Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом технического состояния зданий (т.1 л.д.50-53).

Также из сообщения начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что с целью улучшения условий содержания осужденных в подведомственных учреждениях Тамбовской области на выполнение капитального и текущего ремонтов УФСИН России были доведены денежные средства в 2020-2022 гг., в том числе ФКУ ЛИУ-7. Сообщает, что СП 308.1325800.2017 введён в действие с 21 апреля 2018 года и распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий указанных учреждений. До введения его в действие регламентирующим документом являлся СП 17-02 «Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России». Для объектов, введённых в эксплуатацию до июня 2003 года и не подвергавшихся капитальному ремонту, регламентирующим документом являлся ВСН 10-73/МВД СССР, в котором не содержится информации об одноместных помещениях безопасного места в ЛИУ. Действие вышеуказанных сводов правил распространяется, в том числе на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений уголовно-исполнительной системы, в той части, которая этим капитальным ремонтом и реконструкцией была охвачена.

Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенной в пункте 14 постановления от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В силу положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осуждённых наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-I является расходным обязательством Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по обязательствам несут соответствующие территориальные органы, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

При этом ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, имеющим право действовать от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, вправе решать вопросы увеличения или сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования из внебюджетных источников.

Поэтому отсутствие необходимого финансирования не освобождает административных ответчиков от возложенной на них действующим законодательством обязанности создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, обеспечивая охрану их здоровья.

Согласно «СП 308.1325800.2017. Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» одноместные помещения безопасного места для размещения осуждённых в случае угрозы их жизни и здоровью со стороны других осуждённых предусматриваются во всех видах исправительных учреждений и размещаются вне блока камерных помещений, должны быть установленной площадью, оборудованы предметами материально-бытового назначения, умывальником, санитарной кабиной с унитазом, иметь вентиляцию в соответствии с пунктами 17.2, 19.3.6 СП 308.1325800.2017, для подключения бытовых приборов следует предусматривать штепсельные розетки (пункт 19.1.10). Указанный Свод правил предусматривает не только требования к строящимся объектам уголовно-исполнительной системы, но и требования к их эксплуатации.

Следовательно, действующими нормами предусмотрены определенные требования к материально-бытовому обеспечению, а также техническому состоянию помещений безопасного места и в случае использования камер ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ в качестве безопасного места не допускают в отношении лиц, помещённых в них, ограничений, предусмотренных в отношении осуждённых, к которым применена мера дисциплинарного взыскания в виде водворения в такие камеры.

Вопреки доводам административных ответчиков, распространяя своё действие на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, указанный СП 308.1325800.2017 не содержит запрета на возможность применения его действия в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до его принятия, иначе это ставило бы в неравное положение осуждённых, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до его принятия.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Как следует из материалов дела, административными ответчиками не представлено допустимых и достоверных доказательств, опровергающих приведенные доводы административного истца, в то время как обязанность доказать отсутствие нарушений установленных правил и норм в силу положений пункта 3 частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административных ответчиков.

При указанных обстоятельствах, учитывая закрепленные национальным и международным законодательством гарантии осужденных на надлежащие условия содержания в исправительных учреждениях, суд приходит к выводу о том, что оборудование помещения безопасного места в соответствии с СП 308.1325800.2017. Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» является обязательным, поскольку направлено на реализацию права осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на личную безопасность, и неисполнение данного требования в зданиях учреждений, введенных в эксплуатацию до принятия Свода правил, ставит в неравное положение лиц, содержащихся в таких исправительных учреждениях, с лицами, которые содержатся в помещениях уголовно-исполнительной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 года.

Суд считает необходимым в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить административным ответчикам срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, который признает разумным и достаточным для оборудования одноместного помещения безопасного места в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России - удовлетворить.

Признать бездействие административных ответчиков, выразившееся в не оборудовании одноместного помещения безопасного места в соответствии с нормами действующего законодательства, незаконным.

Обязать ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России оборудовать специальное одноместное помещение безопасного места в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017г. №1454/пр «Об утверждении свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда через Кирсановский районный суд Тамбовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.Ю. Трифонова

Мотивированное решение суда составлено: 12 сентября 2022 года.

Судья: А.Ю. Трифонова