Дело № 2а-6176-2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2018 года г.Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,
при секретаре Шекуновой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите административное исковое заявление Первичной профсоюзной организации Забайкальского аграрного института-филиала ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ в интересах студентов Забайкальского аграрного института-филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Иркутский аграрный университет имени А.А. Ежевского, Стасюк Ю.С. к Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю о признании действий незаконными
УСТАНОВИЛ:
Первичная профсоюзная организация студентов Забайкальского аграрного института-филиала ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ и Стасюк Ю.С. обратились в суд в интересах студентов к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю, просили признать незаконными действия по приостановлению исполнения платежных документов по лицевому счету № принадлежащего Забайкальскому аграрному институту-филиала ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ имени Ежевского А.А. в части расходования денежных средств федерального бюджета на выплату стипендии обучающимся из средств целевой субсидии на 2018 год. В обоснование своих требований истцы ссылаются на то, что Забайкальский аграрный институт является филиалом ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ, который является бюджетным образовательным учреждением. ДД.ММ.ГГГГ из федерального бюджета на счет № поступили денежные средства для выплаты стипендий учащимся. С октября 2018 г. образовательное учреждение прекратило выплаты стипендий в связи с приостановлением ответчиком расходных операций по лицевым счетам учреждения. В соответствии с бюджетным законодательством учреждению открыты лицевые счета в управлении Федерального казначейства Забайкальского края- лицевой счет учреждения, отдельный лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций с целевыми субсидиями и лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств. В Управление федерального казначейства по Забайкальскому краю поступили исполнительные документы по взысканию кредиторской задолженности с Университета. Так как исполнительные документы не были исполнены учреждением в 30-дневный срок, казначейство приостановило операции по расходованию любых денежных средств по лицевым счетам учреждения.
Административный истец считает, что не может быть признано нарушением бюджетного законодательства отсутствие у образовательного учреждения средств, необходимых для погашения кредиторской задолженности, и, соответственно, правомерным применение к нему меры принуждения в виде приостановления всех расходных операций по счету, в том числе расходных операций по выплате стипендий из федерального бюджета обучающимся лицам. Действия административного ответчика по приостановлению расходных операций по выплате стипендий финансируемых за счет целевых средств федерального бюджета, нарушают права всех студентов и обучающихся лиц, препятствуют осуществлению права студентов на получение стипендии за счет средств федерального бюджета, и не соответствуют нормам бюджетного законодательства.
В судебное заседание административный истец Стасюк Ю.С. не явился о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного истца Забайкальского аграрного института-филиала ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ ФИО1 поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю ФИО2 в заявленных требованиях просила отказать, представила письменный отзыв на иск.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно Уставу Забайкальского аграрного института -филиала ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ является структурным подразделением Университета. Находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ. Выполняет функции Университета в сфере высшего профессионального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу новые Правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №). Данный документ распространяется на федеральные учреждения СПО и вузы. Кроме этого, он служит ориентиром для подготовки соответствующих документов о формировании стипендиальных фондов в учреждениях образования на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.
ДД.ММ.ГГГГ из федерального бюджета на счет учреждения поступили субсидии для выплаты стипендий учащимся.
Стипендиальный фонд - это средства федерального бюджета, предусматриваемые для организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального и (или) высшего образования, на выплату государственных академических и социальных стипендий студентам, государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, именных стипендий, стипендий Президента РФ, стипендий Правительства РФ и стипендий слушателям подготовительных отделений в установленных Законом об образовании случаях, назначаемых обучающимся очно в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Согласно п. 4 Правил № стипендиальный фонд федеральных образовательных организаций формируется ими в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Стипендиальный фонд организаций, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, формируется этими организациями в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Расчет объема бюджетных средств, предусматриваемых на соответствующие цели на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется исходя из общего числа обучающихся очно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствующих организациях и нормативов для формирования стипендиального фонда за счет средств федерального бюджета, утвержденных Правительством РФ.
Выплата всех видов стипендий осуществляется учреждением ежемесячно (п. 18 Порядка №).
Средства на выплату стипендий выделяются в рамках целевого финансирования (предоставление субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Расходы на ее выплату осуществляются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 340 «Стипендии».
Забайкальскому аграрному институту - филиалу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» в Управлении федерального казначейства по Забайкальскому краю открыты следующие лицевые счета:
- №лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) - лицевой счет бюджетного учреждения;
- № лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) - отдельный лицевой счет бюджетного учреждения.
На лицевых счетах учреждения числился следующий остаток денежных средств:
- № на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.
- № на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Управление Федерального казначейства по <адрес>, являясь территориальным органом Федерального казначейства, исполняет государственную функцию по организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.
Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ при неисполнении должником в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам бюджетного учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным учреждением - должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Пунктом 4 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, установлено, что орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов:
- приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, подведомственного учреждения, включая лицевые счета их структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, за исключением операций, направленных на исполнение требований исполнительных документов, до момента устранения нарушения при неисполнении должником или подведомственным учреждением требований исполнительного документа в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- уведомляет должника или подведомственное учреждение, их структурные (обособленные) подразделения, главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета о приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, подведомственного учреждения, структурных (обособленных) подразделениях.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление федерального казначейства по Забайкальскому краю поступил для исполнения исполнительный лист, выданный на основании постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО3 денежных средств в размере <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Забайкальского аграрного института-филиала ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ направлено уведомление о поступление исполнительного листа и необходимости предоставления в течении 30 рабочих дней со дня получения уведомления платежного документа на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете должника.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления федерального казначейства по Забайкальскому краю поступило определение Арбитражного суда о приостановлении исполнения постановления до рассмотрения кассационной жалобы.
ДД.ММ.ГГГГ меры по приостановления исполнения постановления отменены.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением сроков, установленных пунктом 7 части 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ, УФК по Забайкальскому краю приостановлено осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, данная мера действует до момента устранения должником нарушения.
Исходя из названных норм права суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика по приостановлению операций по лицевому счету должника законны, поскольку приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя и является обязанностью, а не правом государственного органа, который выполняет функцию по обеспечению исполнения судебного акта. Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника служит для понуждения должников исполнить судебный акт и производится независимо от обязательств и объемов денежных средств, находящихся на счетах. Сведений о том, что истцом предпринимались все предусмотренные бюджетным законодательством меры для исполнения исполнительного листа в деле не имеется. Сведений об отсрочке, рассрочки или об отложении исполнения судебного акта ответчику не предоставлялось. При таких обстоятельствах, у ответчика имелись законные основания в приостановлении операций по лицевым счетам бюджетного учреждения.
Кроме того, следует отметить, что правоотношения, связанные с выплатой стипендий имеют место между студентами и учебным заведением, и обязанность по выплате стипендий студентам лежит на Забайкальском аграрном институте -филиала ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ, как на образовательном учреждении, а не на УФК по Забайкальскому краю, поэтому доводы о том, что ответчиком нарушены права студентов образовательного учреждения являются несостоятельными.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
При указанных обстоятельствах правовых оснований, для удовлетворения административного иска нет.
Определением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГг. приняты меры предварительной защиты в виде запрета Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю приостанавливать исполнение платежных документов по лицевому счету № Забайкальского аграрного института-филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» в части расходования денежных средств на выплату стипендий, предоставленных в виде субсидий из федерального бюджета на выплаты стипендий по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ до вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Положениями ст. 89 КАС РФ установлено, что меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле. В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. Учитывая то обстоятельство, что в удовлетворении требований административным истцам отказано, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для сохранения мер предварительной защиты, в связи с чем, меры предварительной защиты в виде запрета Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю приостанавливать исполнение платежных документов по лицевому счету № Забайкальского аграрного института-филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» в части расходования денежных средств на выплату стипендий, предоставленных в виде субсидий из федерального бюджета на выплаты стипендий по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Первичной профорганизации Забайкальского аграрного института-филиала ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ в интересах студентов Забайкальского аграрного института-филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Иркутский аграрный университет имени А.А. Ежевского, Стасюк Ю.С. Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю о признании действий незаконными отказать.
Меры предварительной защиты в виде запрета Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю приостанавливать исполнение платежных документов по лицевому счету №№ Забайкальского аграрного института-филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» в части расходования денежных средств на выплату стипендий, предоставленных в виде субсидий из федерального бюджета на выплаты стипендий по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, принятые определением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Решение изготовлено 21 декабря 2018 г.
Судья: ____________________Аксёнова Е.С.