Дело № 2А-6179/2017
30 ноября 2017 года г.Хабаровск
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Е.Б.Матвеенко, при секретаре Е.В.Трофимовой, с участием представителя административного истца прокурора Хабаровского края – прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края В.Г.Тютюнникова, представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края А.А.Ульяновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хабаровского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, обязании направить документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемой природной территории,
установил:
прокурор Хабаровского края обратился в суд с административными исками о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в ненаправлении органу государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территориях краевого значения, по которым судом возбуждены административные дела № № 2А-6179/2017, 2А-6180/2017, 2А-6181/2017, 2А-6182/2017, 2А-6183/2017, 2А-6184/2017, 2А-6188/2017, 2А-6189/2017, 2А-6190/2017, 2А-6191/2017, 2А-6192/2017, 2А-6207/2017.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости», Министерство природных ресурсов Хабаровского края не представило в орган государственного кадастрового учета для внесения в Единый государственный реестр недвижимости документов, содержащих необходимые сведения для внесения информации о зонах с особыми условиями использования территории - особо охраняемых природных территориях краевого значения: «Кедр корейский с примесью тиса остроконечного», «Каменная роща с урочищем Сизиман», «Тис остроконечный», «Топты» и «Иоли», «Заросли лотоса», «Роща кедра корейского», «Посадки сосны обыкновенной», «Произрастание лютика Турчанинова», «Роща кедра корейского (Категенский кедрач)», «Роща кедра корейского (культуры)», «Роща кедра корейского-лесная площадь», «Озеро Хумми».
В целях устранения указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ министру природных ресурсов Хабаровского края внесено представление. Вместе с тем по результатам его рассмотрения нарушения закона устранены не были. Неисполнение предусмотренной законом обязанности создает условия для нарушения режима и функционирования таких территорий, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории.
Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в ненаправлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территориях памятники природы краевого значения «Кедр корейский с примесью тиса остроконечного», «Каменная роща с урочищем Сизиман», «Тис остроконечный», «Топты» и «Иоли», «Заросли лотоса», «Роща кедра корейского», «Посадки сосны обыкновенной», «Произрастание лютика Турчанинова», «Роща кедра корейского (Категенский кедрач)», «Роща кедра корейского (культуры)», «Роща кедра корейского-лесная площадь», «Озеро Хумми». Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в срок до 01.03.2018 направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территориях памятники природы краевого значения «Кедр корейский с примесью тиса остроконечного», «Каменная роща с урочищем Сизиман», «Тис остроконечный», «Топты» и «Иоли», «Заросли лотоса», «Роща кедра корейского», «Посадки сосны обыкновенной», «Произрастание лютика Турчанинова», «Роща кедра корейского (Категенский кедрач)», «Роща кедра корейского (культуры)», «Роща кедра корейского-лесная площадь», «Озеро Хумми».
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 15.11.2017 в одно производство объединены административные дела № № 2А-6179/2017, 2А-6180/2017, 2А-6181/2017, 2А-6182/2017, 2А-6183/2017, 2А-6184/2017, 2А-6188/2017, 2А-6189/2017, 2А-6190/2017, 2А-6191/2017, 2А-6192/2017, 2А-6207/2017, с присвоением делу № 2А-6197/2017.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Хабаровского края – прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края В.Г.Тютюнников поддержал исковые требования и изложенные в нем доводы.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края А.А.Ульянова в судебном заседании высказала возражения по существу заявленных требований. В удовлетворении требований прокурору просила отказать, так как законом не урегулирован вопрос о сроках внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территориях, образованных до вступления в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости». С 01.01.2017 Министерством природных ресурсов Хабаровского края предпринимаются все необходимые действия для исполнения обязанности по направлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения для внесения информации об особо охраняемой природной территории краевого значения, а именно направлялись запросы в различные органы, в том числе по выделению денежных средств из бюджета, по оплате, составлении формы карт (плана) объектов землеустройства и требований к их составлению, по оформлению координат характерных точек границ объектов. В настоящее время Министерством заключено 9 государственных контрактов на выполнение работ по обеспечению внесения сведений о границах памятников краевого значения. Работа по внесению сведений о границах ООПТ будет завершена в апреле 2018. Кроме того, у Министерства природных ресурсов Хабаровского края отсутствовала возможность запланировать в бюджет денежные средства, необходимые для внесения необходимых сведений, в том числе для проведения землеустроительных работ и подготовки требуемых документов.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Особо охраняемые природные территории, как следует из положений Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон № 33-ФЗ), - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 33-ФЗ к особо охраняемым природным территориям относятся, в том числе, памятники природы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (часть 1 статьи 27 Закона № 33-ФЗ).
Согласно статье 4 указанного закона ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом 18 п. 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (утвержден Приказом Минприроды России от 19 марта 2012 г. № 69) к сведениям, необходимым для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий отнесены, среди прочего, и границы ООПТ, а именно: приводится описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ органы государственной субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы, федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии со статьями 56, 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории. Одним из ограничений прав на землю является установление особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости».
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (п. 1 ст. 95 ЗК РФ).
В соответствии п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально- экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях:
1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
2) описание местоположения границ таких зон и территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений;
5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);
7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.
Как следует из п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Аналогичная обязанность была закреплена нормами действовавшего ранее в указанной части Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 года № 49-пр, Министерство природных ресурсов Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края
Основными задачами министерства природных ресурсов Хабаровского края является: комплексное государственное управление природными ресурсами, охраной окружающей среды в крае; развитие горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, ресурсных и охотничьего промыслов в крае; управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения в соответствии с действующим законодательством.
В компетенцию Министерства природных ресурсов Хабаровского края входит: организация по созданию особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; а также обеспечивает функционирование и охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения (за исключением охраны от пожаров), в том числе через специально создаваемые для этой цели структурные подразделения. Министерство уполномочено вести государственный кадастр особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что на основании Постановления главы администрации Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» на территории Вяземского, Ванинского, района им.Лазо, Хабаровского, Комсомольского, Солнечного, Нанайского, муниципальных районов созданы памятники природы краевого значения «Кедр корейский с примесью тиса остроконечного», «Каменная роща с урочищем Сизиман», «Тис остроконечный», «Заросли лотоса», «Роща кедра корейского», «Посадки сосны обыкновенной», «Произрастание лютика Турчанинова», «Роща кедра корейского (Категенский кедрач)», «Роща кедра корейского (культуры)», «Роща кедра корейского-лесная площадь», «Озеро Хумми».
Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пр «Об организации на территории Хабаровского края ландшафтных памятников природы краевого значения в Советско-Гаванском районе созданы ландшафтные памятники природы краевого значения «Топты» и «Иоли».
Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пр утверждено Положение о памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае.
Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пр «Об утверждении границ памятников природы краевого значения в Амурском, Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Солнечном муниципальных районах и о внесении изменений в постановление главы администрации Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» утверждено описание границ памятников природы краевого значения «Кедр корейский с примесью тиса остроконечного», «Тис остроконечный», «Посадки сосны обыкновенной», «Роща кедра корейского-лесная площадь».
Описание границ памятников природы краевого значения «Озеро Хумми», «Роща кедра корейского (культуры)», «Роща кедра корейского (Категенский кедрач)», «Произрастание лютика Турчанинова», «Роща кедра корейского», «Заросли лотоса», «Каменная роща с урочищем Сизиман», утверждено Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пр.
Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сведения о границах данных особо охраняемых природных территориях в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Таким образом, судом установлено, что «Кедр корейский с примесью тиса остроконечного», «Каменная роща с урочищем Сизиман», «Тис остроконечный», «Топты» и «Иоли», «Заросли лотоса», «Роща кедра корейского», «Посадки сосны обыкновенной», «Произрастание лютика Турчанинова», «Роща кедра корейского (Категенский кедрач)», «Роща кедра корейского (культуры)», «Роща кедра корейского-лесная площадь», «Озеро Хумми» являются особо охраняемыми природными территориями краевого значения и находятся в ведении Министерства природных ресурсов Хабаровского края, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Следовательно, информация об особо охраняемых природных территориях краевого значения подлежит включению в государственный кадастр недвижимости посредством направления органом исполнительной власти, в данном случае Министерством природных ресурсов Хабаровского края, документов, указанных в п.9, п.10 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, в порядке, предусмотренном указанным законом.
В ходе проведенной прокуратурой Хабаровского края проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости», Министерством природных ресурсов Хабаровского края в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения для внесения информации об особо охраняемых территорий краевого значения, не представлены.
ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения данных нарушений министру природных ресурсов Хабаровского края внесено представление.
Как следует из письма Министерства природных ресурсов Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, представление прокурора рассмотрено, признано обоснованным. В целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территориях краевого значения министерством разрабатывается график выполнения данных работ, ориентировочный срок выполнения которых запланирован до апреля 2018 года.
На момент рассмотрения данного спора, требования прокурора Хабаровского края ответчиком исполнены не были.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени административным ответчиком не была исполнена, возложенная на него законом обязанность по направлению в орган государственного кадастрового учета сведений об особо охраняемых природных территориях краевого значения.
В результате неисполнения такой обязанности, суд приходит к выводу, что бездействие министерства природных ресурсов Хабаровского края по совершению определенных действий свидетельствует о том, что охрана памятников природы не обеспечена надлежащим образом, что создает угрозу причинения вреда природным комплексам и объектам особо охраняемых природных территорий краевого значения, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, следовательно, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод представителя административного ответчика о том, что Министерством природных ресурсов Хабаровского края принимались и в настоящее время принимаются меры для исполнения обязанности по направлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения для внесения информации об особо охраняемых природных территориях краевого значения, что по мнению ответчика, не свидетельствует о бездействии Министерства, суд находит несостоятельным, так как на момент рассмотрения спора сведения о границах указанных особо охраняемых территориях в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Довод представителя ответчика об отсутствии финансирования, необходимого для проведения необходимых работ и подготовки специализированной организацией требуемых документов является безосновательным, поскольку отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона, так как осуществление контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования, соответственно, не является основанием для освобождения обязанного лица от совершения определенных законом действий.
Согласно ст.187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан осуществить определенные действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для определения иного срока для устранения допущенных нарушений суд не усматривает.
В случае невозможности выполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик имеет право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясьст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования прокурора Хабаровского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в ненаправлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территориях памятники природы краевого значения: «Кедр корейский с примесью тиса остроконечного», «Каменная роща с урочищем Сизиман», «Тис остроконечный», «Топты» и «Иоли», «Заросли лотоса», «Роща кедра корейского», «Посадки сосны обыкновенной», «Произрастание лютика Турчанинова», «Роща кедра корейского (Категенский кедрач)», «Роща кедра корейского (культуры)», «Роща кедра корейского-лесная площадь», «Озеро Хумми».
Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территориях памятники природы краевого значения: «Кедр корейский с примесью тиса остроконечного», «Каменная роща с урочищем Сизиман», «Тис остроконечный», «Топты» и «Иоли», «Заросли лотоса», «Роща кедра корейского», «Посадки сосны обыкновенной», «Произрастание лютика Турчанинова», «Роща кедра корейского (Категенский кедрач)», «Роща кедра корейского (культуры)», «Роща кедра корейского-лесная площадь», «Озеро Хумми».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме 04.12.2017.
Мотивированное решение составлено 04.12.2017.
Судья Е.Б.Матвеенко