Дело № 2а-617/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волхов 16 июня 2020 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Лахно Д.Г.,
с участием административного истца Чесноковой К.В.,
заинтересованного лица Куклева А.А.,
при секретаре Бараусове Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чесноковой К.В. к Администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления № ****** от 14.11.2018 и обязании включить ее в состав семьи в учетном деле Куклева А.А.,
установил:
Чеснокова К.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (далее Администрация Сясьстройское городское поселение) с требованиями:
- признать постановление Администрации Сясьстройское городское поселение № ****** от 14.11.2018 «Об отказе во включении в состав семьи состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении гр. К.В. Чесноковой» незаконным;
- обязать Администрацию Сясьстройское городское поселение включить Чеснокову К.В., ****** года рождения, в состав семьи в учетном деле ее деда - Куклева А.А., состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 1994 года.
В обоснование требований административный истец указала, что обратилась в Администрацию Сясьстройское городское поселение с заявлением о включении ее в состав семьи в учетном деле ее деда - Куклева А.А., состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 1994 года. ****** Администрацией Сясьстройское городское поселение было вынесено постановление № ****** «Об отказе во включении в состав семьи состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении гр. Чесноковой К.В., ****** года рождения. Свой отказ Администрация Сясьстройское городское поселение обосновывает тем, что в неполных документах архивного фонда администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в постановлениях Главы администрации Сясьстройское городское поселение сведений о постановке Чесноковой К.В. на учет по улучшению жилищных условий не обнаружено. Согласно справке о регистрации Формы № 9 от 07.02.2020, видно, что гр. Чеснокова К.В. с момента своего рождения ****** зарегистрирована по адресу: ******, вместе с ней зарегистрированы: Куклев А.А. (дедушка), Куклева Т.А. (бабушка), Петрова Т.А. (мать), Петров В.А. (отец), Петрова А.В. (сестра). Согласно Постановлению Главы администрации Сясьстройское городское поселение № ****** от 07.02.1994 «О постановке на учет для улучшения жилищных условий» Куклев А.А. принят на учет для улучшения жилищных условий при администрации Волховского района, состав семьи 4 человека, проживает в санитарно-защитной СЦБК ******. А также в пункте 1.3 Договора № ****** социального найма жилого помещения от 20.02.2020, заключенным между Администрацией Сясьстройское городское поселение и гр. Куклевой Т.А., совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: Куклев А.А. - муж; Петров В.А. - зять; Петрова А.В. - внучка; Петрова К.В.- внучка. На момент ее вселения в коммунальную квартиру в 1996 году, она стала проживать со своей матерью, отцом, дедушкой и бабушкой, и являлась членом их семьи. То есть, с момента рождения и до настоящего времени она проживает в коммунальной квартире. Административный истец указала, что считает себя членом семьи своего дедушки Куклева А.А. и поэтому полагает возможным стоять на учете в качестве нуждающейся в жилым помещениях, как член, входящий в состав семьи Куклева А.А. с момента своего рождения, в связи с чем, обратилась в суд с настоящими требованиями.
В судебном заседании административный истец Чеснокова К.В. заявление требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Администрация Сясьстройское городское поселение, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Возражений по заявленным требованиям не представило.
Заинтересованное лицо Куклев А.А. заявленные административным истцом требования поддержал.
Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о месте и времени судебного заседания.
Выслушав объяснения лиц явившихся в судебное заседание, показание свидетеля, проверив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее КАС РФ) Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет ) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет ), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется, в том числе, в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 26.10.2005 N 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон № 89-оз).
Согласно ст. 3 Закона № 89-оз принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, указанным в п. 1 или 2 ст. 2 Закона № 89-оз (далее - орган, осуществляющий принятие на учет), на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в орган, осуществляющий принятие на учет.
Заявление о принятии на учет подписывается всеми совершеннолетними дееспособными членами семьи и представляется гражданами непосредственно в орган, осуществляющий принятие на учет. Заявление о принятии на учет недееспособных граждан представляется их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Форма заявления о принятии на учет и перечень документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждаются Правительством Ленинградской области.
Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении указанных в п. 3 ст. 2 Закона № 89-оз документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Заявление о принятии на учет регистрируется в книге регистрации заявлений о принятии на учет. Форма и требования к порядку ведения книги регистрации заявлений о принятии на учет устанавливаются Правительством Ленинградской области.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона № 89-оз документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Представительный орган местного самоуправления вправе создать общественную жилищную комиссию в целях предварительного общественного обсуждения вопросов принятия на учет граждан, проживающих в муниципальном образовании, в котором осуществляется учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет может приниматься с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 89-оз отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
а) не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
б) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
в) не истекло пять лет со дня совершения гражданами намеренных действий, в результате которых такие граждане могли быть признанными нуждающимися в жилых помещениях;
г) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение об отказе в принятии на учет орган, осуществляющий принятие на учет, выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 № 4 утвержден Перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность предоставления которых возложена на заявителя.
Согласно п. 4 ст. 52 ЖК РФ, с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Перечнем документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области № 4 от 25.01.2006 (далее – Перечень), к заявлению о принятии на учет должны быть представлены:
- паспорта заявителя и членов его семьи;
- свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.;
- документы о признании гражданина малоимущим;
- форма 7 (характеристика жилого помещения );
- форма 9 (выписка из домовой книги);
- выписка из финансового лицевого счета с указанием количества проживающих граждан;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выдается Федеральной регистрационной службой по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи, предоставляемая на заявителя и каждого из членов его семьи (действительна в течение одного месяца с момента выдачи (предоставляется на заявителя и членов его семьи);
- справка, выданная филиалом Леноблинвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи, предоставляемая на заявителя и каждого из членов его семьи;
- договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.;
- акт межведомственной комиссии о непригодности имеющегося у гражданина жилья для проживания (в случае если гражданин имеет право на получение жилого помещения вне очереди в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- документы, выданные медицинским учреждением (в случае если гражданин имеет право на получение жилого помещения вне очереди в соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- заключения органов опеки и попечительства.
Гражданину выдается расписка в получении заявления и прилагаемых копий документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно справке Формы № 9 судом установлено, что Чеснокова (ранее Петрова) К.В. с 29.04.1996 зарегистрирована по адресу: ******, совместно с ней зарегистрированы: Куклев А.А. (дедушка), Куклева Т.А. (бабушка), Петрова Т.А. (мать), Петров В.А. (отец), Петрова А.В. (сестра) (л.д. 18).
Из материалов дела следует, что Куклев А.А., состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 07.02.1994, в настоящий момент в составе семьи из двух человек.
Свидетельскими показаниями Куклевой Т.А. подтвержден факт проживания административного истца по адресу: ******, с 1996 года по настоящее время.
Из материалов дела судом установлено, что 18.10.2018 административный истец Чеснокова К.В. обратилась в Администрацию Сясьстройское городское поселение с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в состав семьи ее дедушки Куликова А.А., состоящего на очереди с 1994 года.
К заявлению административным истцом была приложена только справка формы № 9.
Таким образом судом установлено, что административным истцом Чесноковкой К.В. не выполнены требования предусмотренные, Постановлением Правительства Ленинградской области № 4 от 25.01.2006, предъявляемые к перечню документов предоставляемых к заявлению о принятии на учет. Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 3 Закона № 89-оз, административным истцом подано заявление о принятии на учет, которое не подписано всеми совершеннолетними дееспособными членами семьи.
Судом установлено, что Администрацией Сясьстройское городское поселение было вынесено постановление № ****** от 14.11.2018 «Об отказе во включении в состав семьи состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении гр. Чесноковой К.В.» (далее Постановление № ****** от 14.11.2018). В обоснование для отказа в удовлетворении заявленных Чесноковой К.В. требований указано, что в неполных документах архивного фонда администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в постановлениях Главы администрации Сясьстройское городское поселение сведений о постановке Чесноковой К.В. на учет не имеется.
Суд признает, что формулировка отказа, содержащаяся в Постановлении № ****** от 14.11.2018 не соответствует требованиям п. 7 ст. 3 Закона № 89-оз, то есть не основана на нормах закона. Несмотря на это, суд не находит основания для удовлетворения требований административного истца в связи с пропуском им сроков исковой давности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ следует, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Судом из объяснений административного истца и материалов дела установлено, что административному истцу, стало известно об отказе в удовлетворении его заявления о признании ее нуждающейся в жилом помещении и включении в состав семи Куклева А.А. в конце ноября 2018 года.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратилась в суд только 23.03.2020, таким образом административным истцом пропущен установленный законом срок для предъявления подобных требований. В обоснование пропуска срока исковой давности административный истец сослался на отсутствие времени для подачи административного искового заявления. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока исковой давности административным истцом не заявлено.
Таким образом, в связи с пропуском административным истцом срока исковой давности и отсутствии ходатайства о восстановлении процессуального срока, данные обстоятельства, в соответствии с нормами ч. 8 ст. 219 КАС РФ являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом исковых требований. Оснований для восстановления процессуального срока, судом не установлено.
При этом с учетом того, что действующее законодательство РФ не ограничивает в количестве поданных гражданами заявлений для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право административного истца на такое обращение не нарушено. В связи с чем, административный истец имеет право на повторное обращение в Администрацию Сясьстройское городское поселение с соответствующим заявлением и с приложенным к нему пакетом документов предусмотренным законодательством РФ.
При указанных обстоятельствах, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями норм ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Чесноковой К.В. к Администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления № ****** от 14.11.2018 и обязании включить ее в состав семьи в учетном деле Куклева А.А. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья –
Мотивированное решение суда составлено 22 июня 2020 года.
Судья –