ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-617/2016 от 21.09.2016 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2А – 617/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 сентября 2016 года пос.Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Шерягиной С.Н.,

при секретаре Борисовой И.А.,

с участием административного истца Рыпаковой О.П.,

представителя административного ответчика - администрации МО «Устьянский муниципальный район» Лузановой С.А. (доверенность от ...г.),

представителя заинтересованного лица - межведомственной комиссии на территории МО «Устьянский муниципальный район» Прожериной Э.А. (доверенность от ...г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах Рыпаковой О.П. о признании незаконным бездействия администрации МО «Устьянский муниципальный район» и понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Государственная жилищная инспекция Архангельской области обратилась в интересах Рыпаковой О.П. в суд, с учетом уточнения требований просила признать незаконным бездействие администрации МО «Устьянский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по организации и обеспечению принятия межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Устьянский муниципальный район» одного из предусмотренных п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении многоквартирного ... в ...; обязать администрацию МО «Устьянский муниципальный район» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить принятие межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Устьянский муниципальный район» одного из предусмотренных п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении многоквартирного ... в ....

Требования мотивированы тем, что ...г. от Рыпаковой О.П. в администрацию МО «Устьянский муниципальный район» поступило заявление по поводу обследования ... в ... с целью признания её непригодной (пригодной) для проживания, которое для рассмотрения в межведомственную комиссию администрацией МО «Устьянский муниципальный район» направлено не было, Рыпаковой О.П. было предложено предоставить заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. В силу прямого указания закона вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений. Решение о проведении дополнительного обследования по смыслу пунктов 44 и 46 Положения № 47 является продолжением процедуры оценки жилого помещения и по итогам требует принятия решения в виде заключения, предусмотренного пунктом 47 Положения № 47. До настоящего времени ни одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения № 47, не принято. В результате бездействия ответчика нарушаются права граждан на жилище и на благоприятный микроклимат в жилых помещениях.

По заявлению истца Рыпаковой О.П. определением судьи от ...г. в качестве административного соответчика привлечена к участию в деле межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО «Устьянский муниципальный район».

В ходе рассмотрения административного дела от административного истца Рыпаковой О.П. поступило заявление об отказе от административного искового заявления к межведомственной комиссии, по определению суда от ...г. дело в данной части прекращено, межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО «Устьянский муниципальный район» привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В судебное заседание представитель административного истца Государственная жилищная инспекция Архангельской области не явился, представитель по доверенности Замятина И.А. просила рассмотреть дело без их участия, уточненные требования поддержала.

Административный истец Рыпакова О.П. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их по изложенным выше доводам.

Представитель административного ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» Лузанова С.А. исковые требования не признала, указав, что администрацией МО «Устьянский муниципальный район» на заявление Рыпаковой О.П. подготовлен ответ от ...г.... о необходимости дополнительно направить заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 обязанность представить заключение специализированной организации возложена именно на заявителя. Считает, что администрация МО «Устьянский муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком по делу. Также указывает на пропуск административным истцом Рыпаковой О.П. срока для обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный п. 1 ст. 219 КАС РФ.

Представитель заинтересованного лица межведомственной комиссии на территории МО «Устьянский муниципальный район» Прожерина Э.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, привела доводы, аналогичные доводам представителя административного ответчика МО «Устьянский муниципальный район».

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело при данной явке.

Суд, заслушав объяснения сторон, представителя заинтересованного лица, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Государственная жилищная инспекция Архангельской области обратилась в суд в интересах Рыпаковой О.П. на основании её жалобы на ответ администрации МО «Устьянский муниципальный район» от ...г., согласно которому ей было предложено к заявлению о проведении межведомственной комиссией обследования жилого ... в ... с целью признания непригодным для проживания, предоставить заключение специализированной организации, проводившей обследование дома.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище.

Согласно ст. 14 (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обеспечение проживающих в сельских поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Как следует из п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).

В п. 2 Положения указано, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Положения жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;

квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

С учетом ч. 4 ст.15 ЖК РФ, п.п. 2, 5 Положения законодателем не предусмотрено иного порядка обследования жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями, а потому органы местного самоуправления обязаны организовать обследование жилых помещений и оценку их пригодности (непригодности) проживания в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года.

Постановлением администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» от 20 ноября 2015 года № 1227 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» (далее Регламент).

Постановлением администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 17 февраля 2016 года № 82 создана межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО «Устьянский муниципальный район», председателем комиссии назначен ФИО2- заместитель главы администрации МО «Устьянский муниципальный район», утверждено Положение о данной комиссии.

Пунктом 1 указанного Регламента установлено, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», (далее - административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий отраслевых (функциональных) органов администрации, порядок взаимодействия между отраслевыми (функциональными) органами администрации и должностными лицами, а также взаимодействие отраслевых (функциональных) органов администрации с физическими или юридическими лицами (далее заявители), иными органами местного самоуправления, а также органами государственной власти Архангельской области, учреждениями и организациями при предоставлении муниципальной услуги.

Согласно п. 10 Регламента органом местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация Устьянского муниципального района в лице уполномоченного органа.

Согласно Регламента уполномоченным органом является отдел строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Устьянского муниципального района. С апреля 2016 года – Управление строительства и инфраструктуры МО «Устьянский муниципальный район».

Результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) постановления администрации Устьянского муниципального района: о признании помещения жилым помещением; о признании жилого помещения непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; 2) уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги (п.13 административного регламента).

Пунктом 16 Регламента предусмотрено, что для получения муниципальной услуги заявитель обязан представить следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по форме, установленной в приложении 1 к настоящему административному регламенту; б) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); в) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; г) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; д) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; е) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение) предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям; ж) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя (п. 16).

Согласно п. 21 Регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является предоставление неполного комплекта документов, установленного п.16 Регламента.

Срок предоставления муниципальной услуги - до 30 календарных дней со дня регистрации заявления (п.14).

Таким образом, на администрацию МО «Устьянский муниципальный район» возлагаются лишь полномочия организационного характера.

Судом установлено, что за Рыпаковой О.П., оставшейся без попечения родителей, постановлением администрации МО «...» ... от ...г. в виду ветхости жилья, находящегося по адресу: д. ..., было закреплено жилье, находящееся по адресу: ....

...г. между МО «...» и Рыпаковой О.П. по указанной квартире был заключен договор социального найма жилого помещения.

В настоящее время указанная квартира принадлежит на праве собственности Рыпаковой О.П. и ее несовершеннолетним детям ФИО3, ...г. г.р. и ФИО4, ...г. г.р., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от ...г..

Из выписки из домовой книги следует, что по указанному адресу зарегистрированы Рыпакова О.П., ее дочь и сын.

Согласно копии технического паспорта, составленному ГУП Архангельской области «БТИ» Устьянский филиал «БТИ» по состоянию на ...г., жилой дом по адресу: ..., состоит из ... квартир, площадью по ... к.м.

В данном доме ... находится в собственности МО «Устьянский муниципальный район», что подтверждается пояснениями сторон, актом приема-передачи имущества, находящегося в собственности МО «...», в собственность МО «Устьянский муниципальный район» от ...г..

Из представленных представителем административного ответчика актов по обследованию жилого помещения по адресу: ..., от ...г. и ...г., следует, что квартира на момент обследований находилась в удовлетворительном состоянии, пригодна для проживания, необходимо провести косметический ремонт.

Обследование данного жилого дома специализированной организацией не проводилось.

...г. Рыпакова О.П. обратилась с заявлением на имя главы МО «Устьянский муниципальный район» о создании межведомственной комиссии и проведении обследования жилого помещения ... многоквартирного жилого ... в ... для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения ... для проживания, приложив к заявлению копии свидетельств о праве собственности.

В соответствии с п.36 Регламента предоставление муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием и регистрация заявления заявителя и предоставлении муниципальной услуги;

2) рассмотрение заявления, принятие решения о предоставлении муниципальной услуги, либо об отказе в её предоставлении;

3) подготовка и выдача заявителю уведомления о приостановлении исполнения запроса;

4) принятие решения с оформлением результата предоставления муниципальной услуги либо уведомления об отказе в её предоставлении;

5) выдача результата предоставления муниципальной услуги либо уведомления об отказе в её предоставлении.

В соответствии с п.39 Регламента указанное заявление было передано ФИО2 заместителю главы администрации МО «Устьянский муниципальный район», начальнику Управления строительства и инфраструктуры МО «Устьянский муниципальный район» для принятия решения по заявлению. В дальнейшем заявление передано главному специалисту ФИО6, что согласуется с п.43 Регламента.

Как определено п.44 Регламента, муниципальный служащий, ответственный за предоставление муниципальной услуги, осуществляет проверку поступившего запроса на предмет соответствия положениям настоящего Регламента. В случае оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, установленных в п.21 Регламента, муниципальный служащий подготавливает проект уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги и направляет главе администрации Устьянского муниципального района для подписания. В уведомлении указываются конкретные причины, послужившие основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Результатом административной процедуры "рассмотрение заявления, принятие решения о предоставлении муниципальной услуги» является установление соответствия запроса требованиям Регламента или выдача (направление) уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги (п.45 Регламента).

Из текста письма и.о. начальника Управления строительства и инфраструктуры МО «Устьянский муниципальный район» ФИО5 следует, что заявление Рыпаковой О.П. от ...г. рассмотрено, для того, чтобы признать дом непригодным для проживания, в соответствии с главой 9 административного регламента для предоставления муниципальной услуги и в соответствии с п.45г. Положения заявителю предложено дополнительно предоставить заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена ФИО6, которая пояснила, что получив заявление Рыпаковой О.П. от ...г. о проведении обследования квартиры для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) для проживания, проверила заявление на предмет соответствия положениям Регламента. К заявлению не было приложено заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома, поэтому она подготовила проект письма Рыпаковой О.П. о необходимости предоставления недостающего документа. При изготовлении проекта письма допустила опечатку, указав «заявителю необходимо дополнительно направить … документы: д) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Ответ был направлен Рыпаковой О.П. ...г. простым письмом по месту регистрации. После ...г., точную дату не помнит, к ней обратилась Рыпакова О.П. с тем, что она проживает в ... и не получила ответа. Она сделала копию ответа и передала Рыпаковой О.П.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно подп. «г» п. 45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Согласно пп. "д" п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания заявитель представляет в комиссию в числе других документов заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения...

Оценивая в совокупности изложенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что действия администрации МО «Устьянский муниципальный район» по направлению Рыпаковой О.П. письма о необходимости предоставления недостающего документа являются незаконными и противоречащими п.45 Административного регламента, согласно которому результатом административной процедуры "рассмотрение заявления, принятие решения о предоставлении муниципальной услуги» является установление соответствия запроса требованиям Регламента или выдача (направление) уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Также является незаконным требование администрации МО «Устьянский муниципальный район» о предоставлении Рыпаковой О.П. к заявлению заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, поскольку предметом обращения Рыпаковой О.П. от ...г. являлась просьба провести обследование принадлежащей ей квартиры на предмет её пригодности для проживания, который входит в компетенцию межведомственной комиссии, а не вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В соответствии с п. п. 7, 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательных организаций по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" администрации не вправе требовать от заявителя представление документов и информации или осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

Таким образом, не приложение Рыпаковой О.П. к заявлению о признании квартиры пригодной (непригодной) для проживания заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, в данном случае, не является препятствием для рассмотрения межведомственной комиссией поставленного перед ней вопроса, так как в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на ее рассмотрение.

Кроме того, ненадлежащее исполнение государственными и муниципальными органами возложенных на них функций не должно повлечь за собой нарушение прав граждан по формальному основанию.

Проанализировав предоставленные доказательства и приведенные правовые нормы в их совокупности, суд считает установленным, что Рыпакова О.П. для проведения обследования квартиры, собственником которой она является, обратилась в уполномоченный орган, а именно в администрацию МО «Устьянский муниципальный район», который в силу своих полномочий обязан организовать и обеспечить деятельность межведомственной комиссии, передать проступившее заявление гражданина на рассмотрение данной комиссии.

Установлено, что администрация МО «Устьянский муниципальный район» после получения заявления Рыпаковой О.П. не передала его в коллегиальный орган - межведомственную комиссию, которая уполномочена рассматривать вопросы о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, данное заявление межведомственной комиссией в установленном законом порядке не рассмотрено.

Действия административного ответчика влекут нарушение прав заявителя на получение качественной муниципальной услуги по проведению обследования жилого помещения и оценки его на пригодность (непригодность) для проживания в целях определения в дальнейшем возможности в нем проживания, что не может быть признано правомерным.

Доказательств отсутствия незаконного бездействия со стороны административного ответчика представлено не было.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие администрации МО «Устьянский муниципальный район» выразившееся в необоснованном непринятии мер по организации и обеспечении принятия межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Устьянский муниципальный район» одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении ... многоквартирного ... в ..., является незаконным.

Также ошибочными являются выводы административного ответчика о пропуске административным истцом предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока для обращения в суд.

Согласно положениям ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (пункт 5).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (пункт 8).

Из пояснений истца Рыпаковой О.П. следует, что ...г. либо ...г. она, не получив ответа, обратилась в администрацию МО «Устьянский муниципальный район», где ей выдали ответ на заявление от ...г., из содержания которого поняла, что у нее требуют представить дополнительные документы. ...г. обратилась в прокуратуру Устьянского района, где составили жалобу в ГЖИ. В материалы дела истцом предоставлена жалоба, подписанная Рыпаковой О.П. ...г..

Довод представителя административного ответчика о том, что административный истец о нарушении своего права узнала в день получения ответа администрации МО «Устьянский муниципальный район» ...г. несостоятелен, представленная выкопировка из журнала регистрации исходящей корреспонденции Управления строительства и инфраструктуры МО «Устьянский муниципальный район» не подтверждает получение ею ответа, а лишь указывает на направление ей письма с ответом на заявление от ...г. по месту регистрации. Доказательств иного в материалы дела не представлено.

Административный истец обратился в суд с иском ...г., то есть в пределах установленного трехмесячного срока.

По смыслу положений п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом в резолютивной части решения в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, совокупный анализ положений ст.ст. 227 ч.8 ст.226 КАС РФ, позволяет сделать вывод, что способ восстановления нарушенных прав административного истца может быть определен непосредственно судом исходя из предмета, основания иска и конкретных обстоятельств, установленных по делу.

Поскольку фактически предметом настоящего административного иска является оспаривание бездействия органа местного самоуправления, которое нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и выразилось в непринятии мер по организации и обеспечению принятию решений межведомственной комиссии в отношении ... в ..., то суд приходит к вывод о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности организовать и обеспечить принятие межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Устьянский муниципальный район» одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении ... в ..., в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах Рыпаковой О.П. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по организации и обеспечении принятия межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Устьянский муниципальный район» одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении ... многоквартирного ... в ....

Обязать администрацию муниципального образования «Устьянский муниципальный район» в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить принятие межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования «Устьянский муниципальный район» одного из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решений в отношении ... многоквартирного ... в ....

Об исполнении решения суда администрации МО «Устьянский муниципальный район» необходимо сообщить государственной жилищной инспекции Архангельской области, Рыпаковой О.П. и в Устьянский районный суд Архангельской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий С.Н. Шерягина

Мотивированное решение составлено 23 сентября 2016 года.