РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2018 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Лёшиной Т.Е.,
при секретаре Гришиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-617/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.о. Сызрань о признании незаконным письма Администрации города Сызрани, взыскании денежных средств,
Установил :
ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным письма Администрации г.о. Сызрань от 25.01.2018г. №01-15/258 и взыскании с администрации города Сызрани денежных средств в размере 5000 руб. в пользу ФИО1
В обоснование своих требований истец указал на то, что он является собственником жилого <адрес> г. Сызрани Самарской области 27.01.2018г. он получил письмо от администрации города Сызрани за подписью первого заместителя главы городского округа Сызрань ФИО2, согласно которому, ФИО1 обязан уплатить задолженность по налогам в сумме 3014,32 руб. Полагает, что оплачивать указанную сумму он не обязан ввиду того, что является добросовестным налогоплательщиком, свои обязательства по уплате налогов исполняет, так, в 01.12.2017г. им оплачена сумма налога в полном размере на основании надлежаще оформленного налогового уведомления, так в соответствии с Налоговым Кодексом РФ взыскание налогов относится к полномочиям налоговой инспекции г. Сызрань и обязанность уплаты налогов у него возникает с момента получения требования с налоговой инспекции, считает, что письмо администрации города Сызрань от 25.01.2018г. № *** является незаконным, в связи с чем, были вынужден обратиться с данным административным иском в суд.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования уточнил в части признания незаконными сведений, содержащихся в письме Администрации городского округа Сызрань от 27.01.2018 г., доводы административного искового заявления поддержал, дополнив, что на основании уведомления Межрайонной инспекции ФНС №3 Самарской области, 08.11.2017г. им уплачен земельный налог в сумме 3091,00 руб., полагает, что данным письмом нарушены его права, а именно право частной собственности, обязанность его по уплате налогов возникает с момента получения требования налоговой инспекции, именно ее сотрудники должны следить за недоимками.
Представитель административного ответчика – Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО3 в судебном заседании с административным иском ФИО1 не согласилась и пояснила, что в соответствии с п. 10 Поручения Губернатора Самарской области по итогам совещания о мерах по улучшению социально-экономической ситуации в Самарской области 27.01.2017 г., главам администраций городских округов рекомендовано разработать и представить в министерство управления финансами Самарской области планы мероприятий, направленные на увеличение доходной части и сокращение задолженности налоговых и неналоговых платежей местных бюджетов. Во исполнение Поручения Губернатора Самарской области, Постановлением Администрации городского округа Сызрани от 24.03.2017 н. № 745 был утвержден План мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов, оптимизации бюджетных расходов, совершенствованию долговой политики и сокращению муниципального долга городского округа Сызрань. Финансовое управление Администрации городского округ Сызрань проводит анализ задолженности по налоговым и неналоговым доходам бюджета городского округа Сызрань и принимает меры по ее снижению, ежемесячно осуществляет подготовку и направление информационных писем налогоплательщикам, имеющим задолженность по уплате налогов в бюджет городского округа Сызрань. Администрация городского округа Сызрань взаимодействует с Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Самарской области на основании Соглашения по информационному взаимодействию между межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Самарской области и Администрацией городского округа Сызрань Самарской области. По сведениям, предоставленным налоговой в рамках соглашения у ФИО1 имеется задолженность по уплате налога в местный бюджет в размере 3 014,32 руб. 25.01.2018 г. ФИО1 было направлено информационное письмо о наличии у него налоговой и задолженности и необходимости ее погашения. Письмо, направленное в адрес ФИО1 носит информационный характер и не нарушает права и законные интересы ФИО1
Представитель административного ответчика – первого заместителя Главы г.о. Сызрань ФИО2 по доверенности ФИО4 в судебном заседании с административным иском ФИО1 не согласилась, пояснила, что сведения о наличии задолженности по земельному налогу по состоянию на 01.01.2018г. в размере 3 014,32 руб. у ФИО1 были предоставлены Межрайонной инспекцией МРИ ФНС № 3 на основании Соглашения по информационному взаимодействию между межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Самарской области и Администрацией городского округа Сызрань Самарской области. Письмо, направленное в адрес ФИО1 носит информационный характер и не нарушает права и законные интересы ФИО1, не предоставление сведений, не влечет за собой никаких последствий для гражданина, Администрация информирует налогоплательщика о задолженности с целью повышения пополняемости бюджета городского округа, информация касается только местного налога, зачисляемого в местный бюджет, собираемости налогов, но полномочий по списанию, начислению налогов, взысканию налогов не имеет, предоставила отзыв на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Финансового управления Администрации городского округа Сызрань по доверенности ФИО5 в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась, предоставила отзыв на административное исковое заявления, пояснила, что Финансовое управление Администрации г.о. Сызрань является финансовым органом осуществляющим составление, исполнение и организацию исполнения местного бюджета в рамках своих полномочий. Пунктом 26 государственной программы Самарской области предусмотрено проведение мероприятий с целью повышения собираемости налогов совместно с налоговыми органами и органами местного самоуправления. Финансовое управление постоянно в течение года проводит анализ задолженности по налоговым и неналоговым доходам бюджета городского округа Сызрань, взаимодействует с ФНС на основании соглашения, ежемесячно осуществляет подготовку и направление информационных писем налогоплательщикам, имеющим задолженность по уплате налогов в бюджет городского округа Сызрань, полагает, что права и законные интересы ФИО1 данным письмом не нарушены.
Представитель заинтересованного лица Финансового управления Администрации городского округа Сызрань по доверенности ФИО6 в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась, пояснила, что письмо было направлено ФИО1 в рамках полномочий финансового управления Администрации г.о. Сызрань. Повышаемость собирания налогов, анализ состояния задолженности по налогам необходим для формирования бюджета, его расходной и доходной части, так же это один из показателей для выделения субсидий из областного бюджета. Земельный налог полностью зачисляется в бюджет городского округа Сызрань.
Проверив дело, заслушав стороны, исследовав письменные материалы по делу, суд полагает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление ( п.1); соблюдены ли сроки обращения в суд ( п.2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами ( п.3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения ( п.4).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть11 ст.226 КАС РФ).
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Властный характер налоговых правоотношений (см. ст. 2 НК РФ) предполагает участие в таких отношениях как организаций и физических лиц (п. п. 1 и 2 ст. 9 НК РФ), так и государства и муниципальных образований в лице их соответствующих органов (п. п. 3 - 7 ст. 9 НК РФ).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 03.07.2016) "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410 (ред. от 18.01.2018) "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов" утверждены "Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов".
Как следует из п. 2 Правил взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410 (далее – Правила взаимодействия) взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.
В соответствии п. 3 Правил взаимодействия налоговые органы представляют в финансовые органы местных администраций (по каждому муниципальному образованию) следующую информацию: а) о начислениях в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) об уплаченных суммах в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из п. 3.1. Правил взаимодействия налоговые органы представляют сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы местных бюджетов, а также о суммах налоговых льгот по региональным и местным налогам (по категориям налогоплательщиков и (или) видам налоговых льгот), финансовым органам субъектов Российской Федерации - в целом по субъекту Российской Федерации и по муниципальным образованиям, финансовым органам местных администраций - по муниципальным образованиям (в том числе финансовым органам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) - по городским, сельским поселениям (внутригородским районам).
Порядком организации работы по подготовке налоговыми органами информации для представления финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденным письмом ФНС России от 25.12.2015 N ЗН-4-1/22840@ установлено, что на основании пунктов 3.1 и 3.2 Правил взаимодействия сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и доходы местных бюджетов, представляются в виде отчетов по установленным формам статистической налоговой отчетности в табличном формате Microsoft Excel (далее - статистические отчеты).
Также Порядком организации работы по подготовке налоговыми органами информации для представления финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденным письмом ФНС России от 25.12.2015 N ЗН-4-1/22840@ установлено, что при выполнении налоговыми органами обязанностей, установленных Правилами, необходимо обеспечить представление информации во все муниципальные образования субъекта Российской Федерации, созданные соответствующими законами субъекта Российской Федерации, т.е. во все поселения (городские и сельские), городские округа, муниципальные районы, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы, внутригородские территории городов федерального значения.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под финансовым органом понимается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий составление и организацию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (финансовый орган субъекта Российской Федерации) и орган (должностные лица) местной администрации муниципального образования, осуществляющий составление и организацию исполнения местного бюджета (финансовый орган муниципального образования).
В соответствии с Положением «О Финансовом Управлении Администрации городского округа Сызрань», утвержденным постановлением администрации городского округа Сызрань от 30.05.2014 г. № 1667 Финансовое управление Администрации городского округа Сызрань является финансовым органом Администрации городского округа Сызрань, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, проведение в рамках своих полномочий финансовой, бюджетной, налоговой политики городского округа Сызрань.
Решением думы городского округа Сызрань от 23.03.2009 г. ( с изм.от 30.08.2017 г. «О структуре Администрации городского округа Сызрань» установлено, что первый заместитель Главы городского округа Сызрань курирует деятельность в том числе финансового управления Администрации городского округа Сызрань.
В соответствии с п.3 должностной инструкции первый заместитель Главы городского округа Сызрань организовывает и обеспечивает ведение бюджетного процесса в городском округе. Пунктом 4 должностной инструкции первого заместителя Главы городского округа Сызрань, заместитель Главы вправе действовать от имени Администрации, подписывать письма, исходящие от Администрации городского округа Сызрань, в том числе подготовленные структурными подразделениями администрации, в пределах своей компетенции, подписывать и визировать документы.
В соответствии с ч. 1 статьи 41 Бюджетного Кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Согласно ч.2 ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
Налоговые доходы от земельного налога подлежат зачислению в местный бюджет по нормативу отчислений в размере 100 % в соответствии со ст. 62.1 Бюджетного Кодекса РФ.
Соглашением по информационному взаимодействию между межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Самарской области и Администрацией городского округа Сызрань от 20.01.2014 г. установлено, что инспекцией в рамках соглашения представляет ежемесячно в администрацию информацию, в том числе о суммах задолженности, недоимки, отсроченных о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1. соглашения), информация предоставляется в электронном виде (п. 1.1.), по телекоммуникационным каналам связи ( п.1.3).
Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 27.09.2017 г. № 3165 « Об утверждении состава межведомственный комиссии по работе налогоплательщиками, имеющими задолженность по уплате налогов и сборов в бюджет городского округа Сызрань» утверждён состав межведомственной комиссии по работе с налогоплательщиками. Согласно постановления в состав комиссии входит первый заместитель Главы городского округа Сызрань ФИО2
Согласно положения о межведомственной комиссии, утвержденным Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 06.10.2011 г. № 2730 комиссия является совещательным органом и создается в целях пополнения доходной части бюджета городского округа сызрань.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 24.03.2017г. № 745 утвержден план мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов, оптимизации бюджетных расходов, совершенствованию долговой политики и сокращению муниципального долга городского округа Сызрань (далее – План мероприятий).
Согласно пунктам 1, 5, 6 Плана мероприятий Финансовое управление администрации городского округа Сызрань в течение года осуществляет мониторинг, анализ поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа Сызрань, представляет в межведомственную комиссию сведения о недоимке по налоговым и неналоговым доходам в бюджет городского округа Сызрань по физическим и юридическим лицам, проводит анализ задолженности по налоговым и неналоговым доходам в бюджет городского округа Сызрань.
В соответствии с п. 4 Плана мероприятий Финансовое управление администрации городского округа Сызрань ежемесячно представляет сведения в межведомственную комиссию о недоимки по налоговым и неналоговым доходам в бюджет городского округа Сызрань по физическим, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Как следует из п. 3 Плана мероприятий, направленных на снижение задолженности по налоговым и неналоговым доходам бюджета городского округа Сызрань, утвержденных заместителем Главы Администрации городского округа Сызрань по финансам и экономическому развитию от 15.06.2017 г. Финансовое управление администрации городского округа Сызрань ежемесячно осуществляет подготовку и направление информационных писем налогоплательщикам, имеющим задолженность по уплате налогов в бюджет городского округа Сызрань.
Судом установлено, Межрайонной инспекцией МРИ ФНС № 3 на основании Соглашения по информационному взаимодействию между Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Самарской области и Администрацией городского округа Сызрань Самарской области от 20.01.2014г. финансовому управлению Администрации городского округа Сызрань были предоставлены в электронном виде сведения о наличии у ФИО1 задолженности по земельному налогу в сумме 3014,32 руб.
На основании поступивший от МРИ ФНС № 3 в электронном виде информации о наличии задолженности по уплате земельного налога, Администрацией г.о. Сызрань ФИО1 направлено письмо № *** от 25.01.2018 г. о наличии задолженности по земельному налогу по состоянию на 01.01.2018г. в размере 3 014,32 руб. Письмо подготовлено финансовым управлением Администрации городского округа Сызрань, подписано Первым заместителем Главы Администрации городского округа Сызрань ФИО2
Из содержания текста письма следует, что Администрация г.о. Сызрань ставит административного ответчика в известность о наличии имеющейся задолженности по земельному налогу.
31.01.2018 г. административный истец обратился с административным исковым заявлением в Сызранский городской суд.
При таких обстоятельствах суд считает, что действия Администрации г.о. Сызрань являются законными и обоснованными, принятыми в рамках требований нормативных правовых актов, полномочий органа и должностного лица.
Согласно абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Несогласие административного истца с содержанием письма Администрации городского округа Сызрань № *** от 25.01.2018 г. не может свидетельствовать о незаконности действий Администрации городского округа Сызрань.
Суд полагает, что письмом Администрации городского округа Сызрань № *** от 25.01.2018 г. права административного истца не нарушены, административному истцу не созданы препятствия в реализации конституционных прав на собственность, а также не нарушены законные права и интересы административного истца как налогоплательщика, так как истец не лишен возможности оспаривать начисления налога налоговым органом в судебном порядке. Правовых последствий направление данного письма для административного истца не влечет.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Оценив предоставленные сторонами доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности, суд полагает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В связи с тем, что административный иск не подлежит удовлетворению, отсутствуют основания для взыскания в пользу административного истца морального вреда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации г.о. Сызрань о признании незаконной информации, содержащейся в письме Администрации города Сызрани от 25.01.2018г. № *** и взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03.03.2018 г.
Судья : Лёшина Т.Е.