Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2021 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Егоровой А.В., при секретаре судебного заседания Афанасьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Егорова Юрия Валерьяновича к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Егоров Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
В обоснование требований указано, что административный истец Егоров Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением и необходимым пакетом документов о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1450 кв.м, расположенного адресу: <адрес>, категорией земель «земли поселений», видом использования «под огородничество», в собственность без проведения торгов, поскольку указанный земельный участок граничит с принадлежащим ему на праве собственности земельным участком с кадастровым номером № площадью 1004 кв.м., расположенным по адресу: Чувашская <адрес>, с 2005 года находится в его фактическом пользовании. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики истцу было отказано в предоставлении земельного участка № в собственность без проведения торгов со ссылкой на п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании истце Егоров Ю.В. и его представитель Кузьмин И.Е., допущенный к участию в деле на основании устного заявления истца, административные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Административный ответчик администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, предоставив в суд письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просила в удовлетворении административных исковых требований истцу отказать в полном объеме, ссылаясь на их необоснованность.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано на необоснованность требований истца и изложено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель заинтересованного лица администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, будучи надлежащим образом извещенным о время не направил, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Аналогичным образом распределяется бремя доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, и в соответствии со статьей 62 КАС РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Егоров Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:21:070303:109 площадью 1450 кв.м, расположенного адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Синьяльское сельское поселение, д. Типсирмы, <адрес>, категорией земель «земли поселений», видом использования «под огородничество», в собственность без проведения торгов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики истцу было отказано в предоставлении земельного участка № площадью 1450 кв.м, расположенного адресу: <адрес>, категорией земель «земли поселений», видом использования «под огородничество», в собственность без проведения торгов со ссылкой на п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
движимости".
Согласно п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ подажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; он включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка представляет из себя один из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; имеет место быть в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ регламентированы вопросы содержания заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов, которые к нему прилагаются. Среди прочего заявитель представляет схему расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам их рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу согласно статье 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на торгах. Случаи продажи участков без проведения торгов установлены статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельные участки, имеющие вид разрешенного использования «для огородничества» в число таких участков не входят.
Исходя из положений подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации участки под огородничество могут быть предоставлены только в аренду.
В силу положений п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В статье 39.3 Земельного кодекса РФ перечислены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан без проведения торгов. При этом, положениями данной статьи не предусмотрено предоставление в собственность граждан без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеющих вид разрешенного использования «для огородничества».
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан без торгов при наличии к тому законных оснований, которые в рассматриваемом случае отсутствуют.
В связи с изложенным, суд полагает, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в строгом соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ и при наличии к тому оснований, а доводы истцовой стороны об обратном являются ошибочными.
Применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком доказана законность оспариваемого решения, его принятие по результатам должного рассмотрения заявления и документов истца и при наличии к тому оснований, прямо предусмотренных пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, с соблюдением установленного срока, напротив, нарушения прав и законных истца не установлено,
Руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Егорова Юрия Валерьяновича к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики:
- о признании незаконным отказа администрации Чебоксарского Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадь 1450 кв.м, расположенного адресу: <адрес> для огородничества в собственность без проведения торгов;
- о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадь 1450 кв.м, расположенного адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Егорова