Дело № 2а-6186/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2019 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Еремеева О.И.,
при секретаре Брандте Н.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации, к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по очистке отходов с территории лесных земель квартала <данные изъяты> выдела 6 и возложении обязанности обеспечить проведение мероприятий.
В судебном заседании приняли участие:
прокурор – Ткаченко О.А.,
представитель административного ответчика (Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области) – Смирнова А.Л.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, в интересах Российской Федерации, к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее, также – ответчик), в обоснование указав следующее. Прокурором проведена проверка по факту размещения нефтепродуктов (мазута) на участке лесного фонда <данные изъяты> лесничества в квартале <данные изъяты> выдел 6 в ходе которой установлено, что на местности (в точках координат <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы) находится стихийное (не санкционированное) место размещения отходов - шесть сооружений размером <данные изъяты>. заполненных жидкостью и бытовым мусором, из них четыре сооружения заполнены отходами III класса опасности с содержанием нефтепродуктов <данные изъяты> (нефтесодержащие отходы). Поскольку ответчик, являющийся уполномоченным лицом по организации и обеспечению проведения мероприятий по ликвидации стихийных (не санкционированных) мест размещения отходов на территории лесов (земель, относящихся в лесному фонду в пределах Сахалинской области) в срок до проведения проверки прокурора не предпринимал мер, направленных на ликвидацию спорных сооружений и содержащихся в них (около них) отходов, постольку прокурор обратился в суд с требованиями, с учетом уточнений: о признании незаконным бездействия Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер по очистке от отходов территории <данные изъяты> в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества в точках координат <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы; о возложении на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий, направленных на очистку от отходов территории <данные изъяты> в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества в точках координат <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований, с учетом уточнений, настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Доводы ответчика в отзыве о том, что функции по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в лесных участках указанной нормой закона не переданы в полномочия субъекта Российской Федерации суд находит основанными на не верном толковании норм права, поскольку в функции Российской Федерации, по смыслу статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, не входит осуществление какой-либо охраны лесов, в том числе функций по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в лесных участках.
Согласно пункту 3.2.2.6 части 3.2.2 раздела 3.2 Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17.02.2017 г. №, в части осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений, переданных органам государственной власти Сахалинской области, к полномочиям ответчика относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
В силу части 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).
В соответствии со статьей 4 Закона об охране окружающей среды, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено следующее.
Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.
Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление: объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель; уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков; наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.
Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.
Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер.
По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
В соответствии со статьей 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации, ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.
Согласно материалам дела, Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором совместно с ответчиком, а также Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области проведена проверка лесных земель в квартале <данные изъяты> выдела 6 Корсаковского участкового лесничества, в результате чего выявлено стихийное (не санкционированное) место размещения отходов - шесть сооружений размером <данные изъяты> заполненных жидкостью и бытовым мусором, из них четыре сооружения заполнены отходами III класса опасности с содержанием нефтепродуктов <данные изъяты> (нефтесодержащие отходы), в координатах <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, что подтверждается Актами проверок от 16.05.2019 г. и от 19.04.2019 г., а также Протоколами испытаний № и № ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу».
Однако, как усматривается из материалов дела, ответчик каких-либо мер, предусмотренных статьями 80.1 и 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации (направленных на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде) в период до обнаружения прокурором спорного объекта – не предпринимал, в то время как в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 3.2.2.6 части 3.2.2 раздела 3.2 Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17.02.2017 г. №, указанная обязанность возложена на ответчика. Доказательств обратному стороной ответчика не предоставлено.
В связи с изложенным, суд находит требования прокурора обоснованными о подлежащими удовлетворению.
В силу части 2 статьи 178, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения суд, в соответствии с характером соответствующих требований, устанавливает срок исполнения заявленных прокурором требований – шесть месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку пятидневный срок, установленный частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, для добровольного исполнения судебного акта является недостаточным.
В силу требований статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика не подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку ответчик от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, с учетом уточнений, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер по очистке от отходов территории <данные изъяты> в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> участкового лесничества Корсаковского лесничества в точках координат <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы.
Возложить на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность организовать и обеспечить проведение мероприятий, направленных на очистку от отходов территории <данные изъяты> в квартале <данные изъяты> выдел 6 Корсаковского участкового лесничества <данные изъяты> лесничества в точках координат <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.И. Еремеев
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья О.И. Еремеев