ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6188/2022 от 22.09.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-6188/2022

УИД 23RS0040-01-2022-005854-17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 22 сентября 2022 года

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Гусакова Я.Е.,

при секретаре Гущиян И.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, УФССП России по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо – ФИО2 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя,

установил:

департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее – департамент) обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, УФССП России по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо – ФИО2 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя.

В обоснование требований указано, что решением Советского районного суда города Краснодара от 24.11.2021 на департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о продлении разрешения на строительство от 19.06.2013. На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ФИО1 01.06.2022 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Во исполнение решения суда, а также исполнительного листа департаментом повторно рассмотрено заявление ФИО2 о продлении разрешения на строительство от 19.06.2013. По результатам повторного рассмотрения заявления ФИО2 установлено, что срок действия разрешения на строительство от 19.06.2013 истёк 19.02.2020. Между тем, согласно действующему законодательству любое разрешение на строительство, срок действия которого истекал в любое время в период с 06.04.2020 по 01.01.2022, автоматически продлевается до 2023. Следовательно, решение суда выполнено в полном объеме, на основании чего департаментом подано заявление от 24.06.2022 об окончании исполнительного производства от 01.06.2022. Однако, 01.07.2022 в адрес департамента поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 30.06.2022 об отказе в удовлетворении заявления об окончании исполнительного производства от 24.06.2022. с чем департамент не согласен. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.

На основании изложенного просит суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 30.06.2022, обязать судебного пристава-исполнителя принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебное заседание стороны, заинтересованное лицо не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Исследовав материалы дела, и, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействия) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно статье 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Как достоверно установлено судом из материалов исполнительного производства на принудительное исполнение в ОСП по Центральному округу г. Краснодара ГУФССП по Краснодарскому краю поступил исполнительный документ от 16.05.2022 № ФС 032199242, выданный Советским районным судом города Краснодара, по делу № 2а-9001/2021 с требованием: «Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) повторно рассмотреть заявление ФИО2 о продлении разрешения на строительство от 19.06.2013 года ».

01.06.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному округу г. Краснодара ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО1 возбуждено исполнительное производство -ИП в соответствии со ст. 13, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве». Предмет исполнения: обязать административного истца повторно рассмотреть заявление ФИО2 о продлении разрешения на строительство от 19.06.2013 года .

Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

Признание незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствие их закону и нарушение прав, свобод заявителя оспариваемыми действиями (бездействием).

В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Установлено, что во исполнение решения Советского районного суда города Краснодара от 24.11.2021 по делу № 2а-9001 /2021, вступившего в законную силу 11.01.2022, департаментом рассмотрено повторное обращение ФИО2 от 31.01.2022 № 29/2007/1 по вопросу продления разрешения на строительство.

По результатам повторного рассмотрения заявления и пакета документов ФИО2 установлено, что срок действия разрешения на строительство от 19.06.2013 объекта капитального строительства по проекту «Магазин по в г. Краснодаре» истёк 19.02.2020.

Согласно части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдаётся на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Представленный раздел проектной документации «Проект организации строительства» предусматривает продолжительность строительства объекта капитального строительства, равную 6 годам.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах» приложением № 3 «Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации» установлено, что на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 01.01.2022.

Соответственно, любое разрешение на строительство, срок действия которого истекал в любое время в период с 06.04.2020 по 01.01.2022, автоматически продлевается до 2023 года.

Поскольку срок действия разрешения на строительство от 19.06.2013 истёк 19.02.2020, продлить срок действия разрешения на строительство объекта капитального строительства но проекту «Магазин по в г. Краснодаре» не представляется возможным.

Следовательно, департаментом решение Советского районного суда города Краснодара от 24.11.2021 по делу № 2а-9001/2021 исполнено в полном объёме.

Департаментом в адрес судебного пристава-исполнителя подано заявление от 24.06.2022 об окончании исполнительного производства от 01.06.2022 -ИП.

Однако, 01.07.2022 в адрес департамента поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 30.06.2022 об отказе в удовлетворении заявления об окончании исполнительного производства от 24.06.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом, в частности в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Приложением № 2 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утверждённых ФССП России 11.04.2014 № 15-9, установлена форма постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства).

Согласно ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства или в случаях, указанных в части 5.1 настоящей статьи, направляет уведомление.

В случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Между тем, согласно тексту постановления оно направлено только в адрес департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, что противоречит приведенным выше положениям ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку установлено нарушение прав должника.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, УФССП России по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо – ФИО2 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 30.06.2022.

Обязать судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 повторно рассмотреть ходатайство департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 03.06.2022 (вх. ).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара Я.Е. Гусаков

Мотивированное решение изготовлено 30.09.2022