Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
01 апреля 2021 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Архиповой Е.В.
при помощнике судьи: Лебедевой И.В.
рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а-618/2021 по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа, директору Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1 об оспаривании бездействия в виде непредставления ответа на обращение,
У С Т А Н О В И Л :
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» через своего представителя обратилось в суд с административным иском к департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании бездействия в виде непредставления ответа на обращение. В обоснование требований административного иска указано, что письмом от 30.11.2020 года № административный истец обратился к ответчику с предложением о намерении взаимодействовать части организации добровольческой деятельности с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Ответ на данное обращение от ответчика не поступил, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей и благотворителей. Просило признать бездействие департамента образования и его руководителя, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение административного истца незаконным.
Представитель административного истца, ФИО2, действующий на основании доверенности от 28.01.2021г. №, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела по существу в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования иска не признала, указав, что административный истец неоднократно обращался в Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа по поводу взаимодействия в добровольческой деятельности, на каждое обращение департаментом давался своевременный и мотивированный ответ. Поскольку цели деятельности административного истца не входят в сферу деятельности административного ответчика, поступающие от общественного движения предложения направляются соответствующим органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, для рассмотрения и принятия самостоятельного решения об участии в предлагаемых истцом мероприятиях. О направлении административным истцом в адрес Департамента письма от 30.11.2020 года административный ответчик узнал из административного искового заявления, так как указанное обращение в адрес Департамента не поступало. По сведениям отдела делопроизводства департамента, такое обращение в журнале входящей корреспонденции не числится.
Административный соответчик директор Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1, будучи извещенной надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимала, заявлений и ходатайств суду не представила.
Суд, выслушав доводы представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с положениями п.3 ст.17.3 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;
6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;
8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" в п.3 рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при разработке порядков, указанных в подпункте 3 пункта 3 и подпункте 2 пункта 4 статьи 17.3 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", учитывать положения порядков, разработанных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления.
Согласно положений Постановления Правительства ЯНАО от 30.08.2013 N 687-П "О департаменте образования Ямало-Ненецкого автономного округа" (вместе с "Положением о департаменте образования Ямало-Ненецкого автономного округа") департамент образования округа согласно п. 2.1.153 осуществляет в пределах компетенции полномочий в сфере добровольчества (волонтерства):
- участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
- оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
- популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;
- поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
- методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований в автономном округе;
- формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при департаменте.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ), граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, обращение гражданина представляет собой направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В административном исковом заявлении истец ссылается на направление в адрес административного ответчика письма от 30.11.2020 года № с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. При этом, сведений о том, каким способом данное обращение было направлено в адрес ответчика (почтовым отправлением, посредством электронной, факсимильной связи и т.д.), соответствующих доказательств такого направления и получения обращения адресатом - административным истцом не представлено.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.
Исходя из совокупного анализа приведенных выше положений ст. 226 КАС РФ, на административном истце лежит бремя доказывания факта нарушения его прав, и в силу этого при заявлении соответствующих доводов на него возложена обязанность доказать, что обращение направлено в адрес административного ответчика и было получено адресатом.
Такая процессуальная обязанность административным истцом исполнена не была, доказательств направления в адрес Департамента образования ЯНАО обращения № с отражением способа его получения – суду не представлено.
Кроме того, административным ответчиком представлены справки ГКУ ЯНАО «Дирекция по организационному обеспечению Департамента образования ЯНАО и финансовому, материально – техническому обеспечению деятельности подведомственных образовательных учреждений» №№, №, №, № согласно которым в адрес Департамента, в том числе на адреса электронной почты и в адрес официального сайта информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» корреспонденция от административного истца за период с 29.11.2020г. по 15.12.2020г. – не поступала.
Таким образом, основываясь на положениях ст.ст. 62, 63, 70, 84, 226 КАС РФ суд приходит к выводу, что обстоятельств обращения Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа с письмом от 30.11.2020г. № – не установлено, административным истцом не доказан факт нарушения его прав административным ответчиком, а потому требования административного иска не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа, об оспаривании бездействия в виде непредставления ответа на обращение (от 30.11.2020 года №), отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение принято 15 апреля 2021 года.
Председательствующий Архипова Е.В.
Копия верна:
Председательствующий Архипова Е.В.