ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-618/2021 от 22.12.2021 Менделеевского районного суда (Республика Татарстан)

УИДRS0-93

Дело № 2а- 618/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года г. Менделеевск

Менделеевский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ахметшина Р.А.,

при секретаре Липатове И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО8 к административному ответчику начальнику Межмуниципального отдела по Елабужскому и <адрес>м Управления Росреестра по РТ Петрову ФИО9, заинтересованное лицо – Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района РТ о восстановлении срока на обжалование действий административного ответчика, признании незаконным уведомления об отказе государственного учета и государственной регистрации прав,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО3 обратился в суд с иском к административному ответчику начальнику Межмуниципального отдела по Елабужскому и <адрес>м Управления Росреестра по РТ ФИО1 о восстановлении срока на обжалование действий административного ответчика, признании незаконным уведомления об отказе государственного учета и государственной регистрации прав, в обоснование, указав, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , площадью 927 кв.м., с видом разрешенного использования блокированные односемейные дома с участками, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, з/у 122/1 и с кадастровым номером 16:1637, площадью 971 кв.м., с видом разрешенного использования блокированные односемейные дома с участками, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, з/у 122/2, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 1898 кв.м., с видом разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: РТ, <адрес>.

На земельных участках с кадастровыми номерами 16: расположен жилой дом с кадастровым номером , площадью 301,9 кв.м., по адресу: РТ, <адрес>, л. Набережная, 122, принадлежащий административному истцу на праве собственности.

Указанный жилой дом был поставлен на кадастровый учет в 2015 году со следующими характеристиками: дата присвоения кадастрового номера - ДД.ММ.ГГГГ; объект – жилой дом; назначение – жилое; количество этажей – 3, в том числе подземных 1; площадь – 301,9 кв.м.

Согласно техническому паспорту, изготовленному ДД.ММ.ГГГГ Менделеевским подразделением НФ АО «БТИ РТ», жилой дом с кадастровым номером , разделен общей стеной без проемов на два жилых блока, в каждом из которых обособленно проживают разные семьи; каждый жилой блок имеет отдельный выход.

Согласно письму исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом с кадастровым номером , фактически состоит из двух блоков, имеющих отдельные входы, а также имеют общую стену без проемов с соседним блоком.

При проведении кадастровых работ в 2020 году было выявлено, что по фактическому использованию объект разделен общей стеной без проемов на два жилых блока, в каждом из которых обособленно проживают разные семьи; каждый жилой блок имеет отдельный выход на свой сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок (кадастровые номера ); на основании распоряжения исполнительного комитета <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ каждому земельному участку присвоены отдельные адреса; каждый жилой блок оборудован обособленными системами санитарно-технических коммуникаций (водопровод, водоотвод, газификация) и индивидуальными приборами учета энергосбережения.

Согласно экспертному заключению по строительно-техническому исследованию жилого дома общей площадью 301,9 кв.м., расположенного по адресу: РТ, <адрес>, кадастровый , объект с кадастровым номером оборудован обособленными системами санитарно-технических коммуникаций (водопровод, водоотвод), индивидуальными приборами учета, наличием входа в дом и выхода на отдельно сформированный земельный участок каждого из рассматриваемых блоков.

Согласно заключению кадастрового инженера, подготовившего технический план, объект с кадастровым номером состоит из двух жилых блоков с обособленными выходами, на отдельные земельные участки, с разрешенным видом использования – «блокированные односемейные дома с участками» и имеющие разные адреса. Адреса блокам присвоены в соответствии с адресом земельного участка, в пределах которого расположен блок.

В результате раздела исходного объекта с кадастровым номером образованы два самостоятельных объекта недвижимости, в связи с чем исходный объект с кадастровым номером прекращает свое существование. В результате осуществления кадастровых работ по постановке на государственный учет здания был образован один обособленный контур здания, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером . Назначение — Жилое. Наименование — Блок 122/2. Фактически материал стен «кирпич». Количество этажей — 3, в том числе подземных - 1. Площадь здания определенная для целей государственного кадастрового учёта объекта недвижимости составляет — 144.5 кв.м. (согласно Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГг ).

Административный истец с вышеуказанным техническим планом, через МФЦ обратился в Управление Росреестра по РТ с заявлением о проведении кадастрового учета и регистрации права собственности на два жилых блока в жилом доме блокированной застройки.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком ФИО1 выданы уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, так как исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района РТ представлена информация в Росреестр об отсутствии документов (разрешение на реконструкцию, разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: РТ, <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами ).

Действия административного ответчика были обжалованы в порядке подчиненности в Управление Росреестра, а ДД.ММ.ГГГГ получен ответ от Управления Росреестра по РТ о том, что оспариваемые действия обжалуются в суде.

Исполнительный комитет <адрес> РТ, уполномоченный на выдачу разрешений на реконструкцию, в силу отсутствия реконструкции по физическому разделу здания, не мог представить по межведомственному запросу запрашиваемый административным ответчиком документ.

При этом, Исполнительным комитетом <адрес> РТ по межведомственному запросу был направлен ответ с разъяснением административному ответчику, что в отношении спорного объекта с кадастровым номером 16:27:000000:1133 разрешение на реконструкцию и перепланировку не требуется.

На основании вышеизложенного административный истец ФИО2 просит суд

- восстановить срок на обжалование действий административного ответчика, выразившиеся в выдаче уведомлений об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №КУВД-/7 от ДД.ММ.ГГГГ, №КУВД-001/ от ДД.ММ.ГГГГ, №КУВД-001//9 от ДД.ММ.ГГГГ, №10 от ДД.ММ.ГГГГ;

-признать незаконными уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №/7 от ДД.ММ.ГГГГ, №/8 от ДД.ММ.ГГГГ, №КУВД-001//9 от ДД.ММ.ГГГГ, №КУВД- от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать административного ответчика руководителя Межмуниципального отдела по Елабужскому и <адрес>м Управления Росреестра по РТ ФИО1 осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности административного истца ФИО3 ФИО11 Петровича на объект недвижимого имущества в виде жилого дома блокированной застройки (блок 122/1) площадью 157,4 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: РТ, <адрес>, з/у 122/1, согласно техническому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО4

- обязать административного ответчика руководителя Межмуниципального отдела по Елабужскому и <адрес>м Управления Росреестра по РТ ФИО1 осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности административного истца ФИО2 на объект недвижимого имущества в виде жилого дома блокированной застройки (блок 122/2) площадью 144,5 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером адресу: РТ, <адрес>, з/у 122/2, согласно техническому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО4

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить, мотивируя доводами изложенными в исковом заявлении.

Ответчик - начальник Межмуниципального отдела по Елабужскому и <адрес>м Управления Росреестра по РТ и представитель соответчика Управления Росреестра по РТ ФИО2 Е.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями административного истца не согласен. Суду пояснил, что при подаче административным истцом заявления о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на объект недвижимости к заявлению не приложено разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства. При этом также пояснил, что изначально заявитель обращается через МФЦ с заявлением и прикладывает туда необходимые документы, в данном случае был приложен технический план. Далее заявление рассматривается в кадастровой палате, кадастровая палата при Управлении Росреестра по РТ рассматривают техническую часть, т.е. как расположены, где расположены и делают тоже предварительную юридическую экспертизу, после рассмотрения кадастровой палатой, уже заявление попадает непосредственно в Управление Росреестра регистратору. Регистратор смотрит на то, какое заключение дала кадастровая палата и на основании этого смотрит полный пакет документов, если чего-то не достаточно, то обязаны сделать межведомственный запрос, и уже после этого принимается решение. Заявителем были представлены дополнительные документы, однако было вынесено решение о не устранении причин приостановлении и уже 14 июля по истечении трех месяцев было принято решение об отказе в государственной регистрации.

Третье лицо Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района РТ своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежаще, представил отзыв, в котором указал, что спорный объект недвижимости и земельный участок находятся в собственности административного истца, то регистрация права собственности на объекты является полномочием органа Росреестра. Просят суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя и принять законное и обоснованное решение.

Представитель заинтересованного лица Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан ФИО6 суду пояснила, что по материалам дела известно, что изначально земельный участок предоставлялся под индивидуальное жилищное строительство, впоследствии собственник данного земельного участка использовал его под индивидуальное жилищное строительство, это подтверждается тем, что право собственности было зарегистрировано в упрощенном порядке на индивидуальный жилой дом. Было представлено разрешение на строительство и декларация, декларация как раз и подтверждает упрощенный порядок регистрации, другими словами это дачная амнистия, под нее подпадают только индивидуальные жилые дома, садовые дома, хозяйственный постройки, т.е. такой вид как блокированная застройка туда не подпадают. Соответственно на нее требуется разрешительная документация, т.е. это разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию. В случае возведения какого-то другого объекта, это в любом случае требуется разрешение на реконструкцию, оно подменяет собой разрешение на строительство, а итоговым документом идет разрешение на ввод в эксплуатацию. В данном случае, если земельные участки предоставлялись под индивидуальное жилищное строительство, а не под блокированную застройку, а истец возвел на них фактически блокированную жилую застройку, тем самым сделав манипуляцию обхода от торгов, т.е. земельные участки под блокированную застройку сразу подразумевают под собой проведение торгов

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Исследовав материалы судом установлено, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16, площадью 927 кв.м., с видом разрешенного использования блокированные односемейные дома с участками, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, з/у 122/1 и с кадастровым номером , площадью 971 кв.м., с видом разрешенного использования блокированные односемейные дома с участками, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, з/у 122/2, что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

На земельных участках с кадастровыми номерами 16:27: расположен жилой дом с кадастровым , площадью 301,9 кв.м., по адресу: РТ, <адрес>, л. Набережная, 122, принадлежащий административному истцу на праве собственности.

Указанный жилой дом был поставлен на кадастровый учет в 2015 году со следующими характеристиками: дата присвоения кадастрового номера - ДД.ММ.ГГГГ; объект – жилой дом; назначение – жилое; количество этажей – 3, в том числе подземных 1; площадь – 301,9 кв.м.

Согласно техническому паспорту, изготовленному ДД.ММ.ГГГГ Менделеевским подразделением НФ АО «БТИ РТ», жилой дом с кадастровым номером 16:, разделен общей стеной без проемов на два жилых блока, в каждом из которых обособленно проживают разные семьи; каждый жилой блок имеет отдельный выход.

Административный истец с вышеуказанным техническим планом, через МФЦ обратился в Управление Росреестра по РТ с заявлением о проведении кадастрового учета и регистрации права собственности на два жилых блока в жилом доме блокированной застройки.

ДД.ММ.ГГГГг. государственная регистрация права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества была приостановлена по решению регистратора, на основании п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В обосновании Уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГг. указано на отсутствие документа на основании которого внесены сведения в технический план и в техническом плане неверно указан кадастровый квартал, отсутствует заявление на прекращение права ФИО2 и снятие с кадастрового учета объекта недвижимости 16

Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закона о регистрации) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

ДД.ММ.ГГГГг. вынесено решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности, в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГг., и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права собственности.

Как следует из положений ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации определен заявительный порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

В силу частей 1, 4 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона о регистрации, документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета, в том числе, является технический план, предоставленный в орган регистрации прав.

В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Исходя из прямого указания в законе документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета, является также акты местного самоуправления, в том числе разрешение на реконструкцию, разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, предоставленный в орган регистрации прав.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что отсутствие в регистрирующем органе документов (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, соответствующего требованиям ч. 9 ст. 26 Закона о регистрации и заявления на прекращение права и снятие с кадастрового учета объекта недвижимости на государственный кадастровый учет вышеуказанных объектов, препятствует государственной регистрации права.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для государственной регистрации права собственности по документам, представленным административным истцом, не имеется. Учитывая, что на момент подачи заявления отсутствовало разрешение на реконструкцию, разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома блокированной застройки, а также отсутствовало заявление административного истца ФИО2 о прекращении права и снятие с кадастрового учета объекта недвижимости, административным ответчиком обоснованно была приостановлена государственная регистрация недвижимости.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что в действиях ответчика - начальника Межмуниципального отдела по Елабужскому и <адрес>м Управления Росреестра по РТ ФИО1 нарушений закона «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не допущено, в связи, с чем суд считает административные исковые требования ФИО2 о восстановлении срока на обжалование действий административного ответчика, признании незаконным уведомления об отказе государственного учета и государственной регистрации прав не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления административного истца ФИО3 ФИО12 к административному ответчику начальнику Межмуниципального отдела по Елабужскому и <адрес>м Управления Росреестра по РТ Петрову ФИО13, соответчику Управление Росреестра по РТ о восстановлении срока на обжалование действий административного ответчика, признании незаконным уведомления об отказе государственного учета и государственной регистрации прав – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Менделеевского

районного суда РТ Ахметшин Р.А.