Копия Дело № 2а-82/2019
24RS0008-01-2018-000653-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2019 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Лактюшина Т.Н.,
при секретаре Коровенковой О.Н.,
с участием представителя административного истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района Красноярского края о признании незаконным постановления о признании несовершеннолетнего ФИО3 находящимся в социально опасном положении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. Требования, с учетом уточнений, мотивированы тем, что постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района № 326-зкк от 19.10.2018 года его сыну - несовершеннолетнему ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения объявлено замечание, он передан под надзор родителей на срок 1 год. На основании вышеназванного постановления, КДН и ЗП вынесла постановление №-соп, которым несовершеннолетний ФИО3 признан находящимся в социально опасном положении, как совершивший правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. Кроме того, КДН и ЗП приняла решение о постановке ФИО3 на учет в ПДН ОП № МО МВД России «Казачинский». О принятом решении ему стало известно 22.10.2018 года в ПДН ОП № МО МВД России «Казачинский», при постановке сына на учет. С данными постановлениями истец не согласен по следующим основаниям. Он является законным представителем несовершеннолетнего ФИО3 В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов РФ. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта РФ. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.06.2013 года "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" муниципальные комиссии применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона Красноярского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 4-608 от 31.10.2002 г. (в ред. от 16.06.2016 г.) материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссии в муниципальных образованиях рассматривают с участием несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а, при необходимости, педагога и (или) иных представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в крае.
Уведомление о дате, времени и месте проведения заседания комиссии в муниципальных образованиях направляются родителям или иным законным представителям заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату не позднее 10 дней до даты проведения заседания. В нарушение вышеуказанных требований ни ФИО2, ни законные представители - его родители, о заседании комиссии уведомлены не были. Обжалуемое решение было принято в их отсутствие.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 19 этого же закона, копия постановления муниципальной комиссии или выписка из него в течение трех дней со дня его принятия вручается или высылается лицу, в отношении которого данное постановление принято. В нарушение данных требований, копии постановлений муниципальной комиссии или выписки из них до настоящего времени в адрес административного истца не направлены. Также он не согласен с тем, что его сын совершил административное правонарушение, поскольку до сих пор не известно, состав какого административного правонарушения был установлен в действиях его сына.
Поскольку оба постановления были приняты КДН и ЗП в отношении его сына по одному основанию - совершение им правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, считает, что требование о признании незаконными обжалуемых постановлений должны рассматриваться в рамках одного производства.
Просит признать постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района Красноярского края №-зкк от ДД.ММ.ГГГГ и №-соп от ДД.ММ.ГГГГ в отношении несовершеннолетнего ФИО3 незаконными.
В возражениях на административное исковое заявление председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО4 указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района был рассмотрен материал об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № по сообщению ФИО5 Комиссия установила, что ДД.ММ.ГГГГ в 23-м часу в Парке культуры и отдыха <адрес> находились несовершеннолетние: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>2; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, <адрес>; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>1, которые из хулиганских побуждений стучали в окна сторожки, расположенной на территории парка, при этом выражались нецензурной бранью, кидали в сторожа ФИО5 сырыми куриными яйцами. Комиссия исследовала доказательства по делу об административном правонарушении: определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, объяснения ФИО3, ФИО6, ФИО8, ФИО7, характеристику ФИО3 из школы. Все подростки дали пояснения инспектору ПДН ОП № МО МВД России «Казачинский» в присутствии педагогов. В материалах дела имелись все доказательства административного правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство». Из объяснений несовершеннолетнего ФИО7 установлено, что ФИО3 предложил «поугарать» над сторожем, ФИО8 купил в магазине сырые яйца, которыми все подростки кидали в сторожа. Учитывая характеристику несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ комиссией вынесено постановление от №-соп об отнесении и постановке на учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. ДД.ММ.ГГГГ постановление вручено маме несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ постановление вручено под роспись отцу несовершеннолетнего - ФИО2
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен МО МВД России «Казачинский».
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя ФИО1
В судебное заседание представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица не явились, извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ, мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования поддержала по указанным в иске основаниям, указывая на процессуальные нарушения, допущенные комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района при принятии обжалуемых постановлений. Настаивала на удовлетворении иска.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований п. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд, применительно к установленным требованиям закона, приходит к выводу, что указанный срок истцом не пропущен.
Согласно ч. 3 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия), суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" муниципальные комиссии применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии в муниципальных образованиях совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Комиссии в муниципальных образованиях совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях края в пределах своей компетенции ведут персональный учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организуют и проводят с ними индивидуальную и профилактическую работу.
Комиссии в муниципальных образованиях принимают решения об организации в отношении указанных несовершеннолетних и семей индивидуальной профилактической работы и контролируют выполнение принятых решений.
В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения материалов, поступивших на рассмотрение комиссии в муниципальных образованиях, они предварительно изучаются председателем комиссии либо по его поручению заместителем председателя комиссии или ее членом (п. 1 ст. 16 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608).
По результатам предварительного изучения материалов (дел) комиссии в муниципальных образованиях могут принять следующие решения:
а) назначить материалы (дело) к рассмотрению и известить о дате и месте заседания комиссии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора (п. 2 ст. 16 Закона).
В силу требований статьи 8 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608 комиссии в муниципальных образованиях создаются органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территории соответствующего муниципального района и городского округа края, наделенного государственными полномочиями в соответствии с Законом края от 26 декабря 2006 года N 21-5589 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", и являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Реализуя полномочия, предоставленные указанным законом, постановлением администрации Большемуртинского района № 17 от 09.01.2014 года утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района.
Согласно ст. 1 указанного Положения, комиссия является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Большемуртинского района, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Статья 5 Положения о КДН предусматривает, что Комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных КоАП РФ и законами Красноярского края об административной ответственности к компетенции комиссии.
Из статьи 9 Положения о КДН следует, что ответственный секретарь комиссии, в том числе, осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии, оповещает членов комиссии и лиц. Участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии, обеспечивает вручение копий постановлений комиссии.
Постановления комиссии направляются членам комиссии, в органы и учреждения системы профилактики, иным заинтересованным лицам и организациям (ст. 18 Положения).
В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона Красноярского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 4-608 от 31.10.2002 г. материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссии в муниципальных образованиях рассматривают с участием несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а при необходимости - педагога и (или) иных представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в крае.
Уведомление о дате, времени и месте проведения заседания комиссии в муниципальных образованиях направляются родителям или иным законным представителям заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату не позднее 10 дней до даты проведения заседания.
Согласно ч. 3 ст. 16 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат имеют право ознакомиться с материалами, подготовленными комиссией в муниципальных образованиях к рассмотрению, до начала ее заседания. Право указанных в настоящем пункте лиц на ознакомление с материалами разъясняется им в повестке о вызове на заседание комиссии.
Копия постановления комиссии в муниципальных образованиях или выписка из него в течение трех дней со дня его принятия вручается или высылается лицу, в отношении которого данное постановление принято, а также потерпевшему по его просьбе.
В судебном заседании было установлено, что в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района из ОП МО МВД России «Казачинский» поступил материал № об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно определению инспектора ПДН ОП № МО МВД России «Казачинский» № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – не достижение возраста привлечения к административной ответственности.
По результатам рассмотрения материала об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление №-зкк, согласно которому постановлено: 1. ФИО3 объявить замечание; 2. Передать несовершеннолетнего ФИО3 под надзор родителей на срок 1 год; 3. Родителям обеспечить постоянную занятость несовершеннолетнего ФИО3 в свободное от учебы время.
Кроме того, также вынесено постановление №-соп, которым постановлено: 1. Признать несовершеннолетнего ФИО3 находящимся в социально опасном положении, как совершившего правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. 2. Управлению социальной защиты населения администрации района, управлению образования администрации района, ПДН ОП № МО МВД России «Казачинский», МКОУ «Большемуртинская СОШ №» поставить несовершеннолетнего ФИО3 на учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, как совершившего правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. Кроме того, комиссией назначены координатор, куратор, утвержден состав рабочей группы.
Как следует из текста обжалуемых постановлений, в заседании комиссии несовершеннолетний ФИО9, а также его законные представители – родители, не участвовали. Сведений, подтверждающих получение ФИО3 и его законными представителями уведомления о дате, времени и месте заседания комиссии, а также своевременного направления непосредственно указанных постановлений, административным ответчиком не представлено.
Указанные обстоятельства не оспаривались представителем административного ответчика в судебном заседании, подтверждаются представленными доказательствами, поэтому суд признает их установленными.
Как следует из пояснений ФИО2 о рассмотрении ДД.ММ.ГГГГ КДН и ЗП материала в отношении его сына ФИО9 он извещен не был. Это обстоятельство подтверждается также пояснениями административного ответчика, изложенными в письменном отзыве на административный иск (л.д. 96-98) и подтвержденными в ходе судебного разбирательства. Доводы административного истца подтверждены также представленными суду доказательствами.
Несмотря на отсутствие у КДН и ЗП сведений о надлежащем извещении ФИО3 и его законных представителей о рассмотрении на заседании комиссии материала об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ КДН и ЗП были приняты обжалуемые постановления №-зкк и №-соп, согласно которым к ФИО3 применены меры ответственности.
Суд, проанализировав требования Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Закона Красноярского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 4-608 от 31.10.2002 г., Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района, утвержденного постановлением администрации Большемуртинского района № от ДД.ММ.ГГГГ и представленные доказательства, приходит к выводу о том, что процедура рассмотрения указанного материала № и принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав обжалуемых постановлений в отношении ФИО3 не соответствует требованиям закона. При вынесении постановления комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав были нарушены права, охраняемые законом интересы ФИО3 и его законных представителей на извещение о дате, времени и месте заседания комиссии, на участие в заседании, на ознакомление с материалами, подготовленными комиссией к рассмотрению, до начала ее заседания. Кроме того, административному истцу своевременно не были вручены копии принятых постановлений.
В связи СС изложенным, суд удовлетворяет заявленные требования и признает незаконными постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ№-зкк и №-соп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконными постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большемуртинского района №-зкк от 19.10.2018 г., № 334-соп от 19.10.2018 г. в отношении несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня изготовлениям мотивированного решения.
Судья Т.Н. Лактюшина
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2019 года.
Копия верна:
Судья Т.Н. Лактюшина