2а-619/2022
32RS0021-01-2022-000647-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2022 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ивановой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Борисенко С.Н.,
с участием представителя административных ответчиков – старшего помощника Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Калина О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беленького В.М. к Новозыбковской межрайонной прокуратуре Брянской области, прокуратуре Брянской области о признании незаконным действий, выразившихся в не предоставлении мотивированного ответа,
установил:
Беленький В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Новозыбковской межрайонной прокуратуры Брянской области, выразившихся в не предоставлении мотивированного ответа по вопросу внесения в в реестр аварийных домов.
В обоснование заявленных требований указал, что он обратился в органы прокуратуры с обращением по вопросу внесения в реестр аварийных домов в , в котором он является собственником . Его обращение было перенаправлено в Новозыбковскую межрайонную прокуратуру Брянской области. По заявленному им обращению Новозыбковским межрайонным прокурором Брянской области 25.04.2022 был дан не мотивированный ответ по существу поставленного вопроса. Считает, что указанным ответом нарушены его права на получение информации. Указывает на то, что вступившими в законную силу судебными актами от 14.03.2012, 15.05.2012, 08.09.2015, 12.10.2021, 23.11.112021, указанный жилой дом уже внесен администрацией в реестр аварийных домов, однако Новозыбковская городская администрация Брянской области не принимает мер по внесению жилого дома в реестр аварийных домов. Просит суд возложить обязанность на Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области дать ему мотивированный ответ на его обращение и применить меры прокурорского реагирования в понуждении главы Новозыбковской городской администрации к внесению в в реестр аварийных домов. В дополнение к исковым требованиям от 22 июля 2022 г. просил при рассмотрении дела принять во внимание сообщения Новозыбковского межрайонной прокуратуры Брянской области от 2 июня 2022 г. № 520ж-2013 и прокуратуры Брянской области от 11 мая 2022 г. и 22 июня 2022 г.
Административный истец Беленький В.М. до начала рассмотрения дела по существу, заявив отвод судье, покинул зал судебного заседания, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков заявленные требования находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В письменном отзыве указывает, что в Новозыбковскую межрайонную прокуратуру из прокуратуры Брянской области 29.03.2022 поступило обращение Беленького В.М. по вопросу внесения в в реестр аварийных домов. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Беленький В.М. является собственником квартиры №9 в указанном жилом доме. В ответе на обращение Беленького В.М. были даны исчерпывающие ответы на поставленные им вопросы в пределах компетенции прокуратуры со ссылкой на соответствующие законы и иные нормативные акты, разъяснены положения ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ. Был разъяснен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, а также разъяснено, что в соответствии с положениями, изложенными Гражданском процессуальном кодексе РФ, прокурор не наделен полномочиями по осуществлению надзора за законностью принятых судом решений по гражданским делам, где прокурор не являлся участником процесса, в связи с чем оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. Просит в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Новозыбковской городской администрации Брянской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд, выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 3 КАС РФ установлено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3); запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (пункт 5).
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3.1 указанной Инструкции по результатам предварительного рассмотрения обращения принимается одно из решений, перечисленных в указанном пункте, в том числе о принятии к разрешению или о направлении в другие органы.
Согласно пункту 3.5 Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Аналогичная норма предусмотрена частью 3 статьи 8 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, согласно которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Закона.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Как установлено в судебном заседании, Беленький В.М. обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с обращением по вопросу внесения в реестр аварийных домов в , в котором он является собственником .
Обращение Беленького В.М. 16 марта 2022 г. было направлено в прокуратуру Брянской области, которая в свою очередь 29 марта 2022 г. направила для рассмотрения Новозыбковскому межрайонному прокурору Брянской области.
По результатам рассмотрения, поступившего 29 марта 2022 г. обращения Беленького В.М., Новозыбковской межрайонной прокуратурой Брянской области 25 апреля 2022 г. дан ответ № 520ж/2013, который в этот же день направлен заявителю.
В направленном административном истцу ответе прокурор ссылается на соответствующие законы и иные нормативные акты, положения ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ. Административному истцу также был разъяснен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, а также разъяснено, что в соответствии с положениями, изложенными Гражданском процессуальном кодексе РФ, прокурор не наделен полномочиями по осуществлению надзора за законностью принятых судом решения по гражданским делам, где прокурор не являлся участником процесса, в связи с чем оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
5 мая 2022 г. в прокуратуру Брянской области поступило аналогичное обращение Беленького В.М. с приведением иных судебных актов в обоснование своей позиции.
11 мая 2022 г., в соответствии с нормами вышеприведенного действующего законодательства, данное обращение направлено в Новозыбковскую межрайонную прокуратуру Брянской области для рассмотрения. По результатам рассмотрения данного обращения Новозыбковским межрайонным прокурором Брянской области 2 июня 2022 г. дан ответ, согласно которому оснований для принятия прокурорского реагирования не имеется, при этом в ответе приведены мотивы принятого решения.
Ни одним из приведенных Беленьким В.М. в административном исковом заявлении судебным актом решение о внесении жилого в в реестр аварийных домов не принималось и предметом рассмотрения данных гражданских дел не являлось.
Более того, 31 мая 2021 г. решением Новозыбковского городского суда Брянской области Беленькому В.М. отказано в удовлетворении его исковых требований к Новозыбковской городской администрации Брянской области о понуждении к внесению жилого дома в реестр аварийных в соответствии со вступившими в законную силу судебными решениями, установившими его правовой статус аварийный. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянской областного суда от 31 августа 2021 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2021 г. вышеуказанное решение оставлено без изменения.
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такая совокупность условий для признания оспариваемого ответа прокуратуры незаконным, равно как и факты нарушения прав и законных интересов административного истца данным ответом, по делу не установлены.
Само по себе несогласие Беленького В.М. с ответом Новозыбковской межрайонной прокуратуры Брянской области, соответствующего положениям Закона о порядке рассмотрения обращений граждан и Закона о прокуратуре, не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Беленького Василия Михайловича к Новозыбковской межрайонной прокуратуре Брянской области, прокуратуре Брянской области о признании незаконным действий, выразившихся в не предоставлении мотивированного ответа на его обращение и применении мер прокурорского реагирования в понуждении Новозыбковской городской администрации к внесению в в реестр аварийных домов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.П. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 3 августа 2022 г.