дело № 2а-61/2018
№ графы отчета 69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2018 года с. Лесное
Лесной районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Москалева Ю.Н.,
при секретаре Малиновской Т.В.,
с участием помощника прокурора Лесного района Сурыгиной Л.П.,
представителя заинтересованного лица - главы администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Лесное Тверской области материалы административного дела № 2а-61/2018 по административному исковому заявлению прокурора Лесного района Тверской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области о возложении обязанности внести изменения в Устав МО Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лесного района обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области о возложении обязанности внести изменения в Устав МО Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Лесного района в мае 2018 года проведена проверка реализации комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного 26.04.2013 г. Президентом Российской Федерации, на территории Бохтовского сельского поселения. По результатам проверки 29.05.2018 года главе администрации Бохтовское сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия идеологии терроризма. Аналогичное представление направлено для сведения главе МО Бохтовское сельское поселение, поскольку проверкой установлено, что в Устав муниципального образования Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области изменений, касающихся функций по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма не внесены. Из представленного ответа от 25.06.2018 г. № 301 по результатам рассмотрения данного представления установлено, что до настоящего времени соответствующие изменения в Устав МО Бохтовское сельское поселение не внесены (данные мероприятия лишь планируются к рассмотрению на ближайшем заседании Совета депутатов Бохтовского сельского поселения). Ссылаясь на законодательство Российской Федерации в области противодействия терроризму, прокурор приходит к выводу о том, что представительным органом - Советом депутатов МО Бохтовское сельского поселение проявлено бездействие по внесению в Устав муниципального образования изменений, касающихся функций по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма, несмотря на актуальность и важность данного вопроса. Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении полномочий в сфере противодействия терроризму на территории Бохтовского сельского поселения, чем нарушаются права граждан. Просит суд: признать незаконным бездействие Совета депутатов МО Бохтовское сельское поселение по невнесению в Устав МО Бохтовское сельское поселение изменений, касающихся функций по организации и реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного 26.04.2013 г. Президентом Российской Федерации, и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма; обязать Совет депутатов МО Бохтовское сельское поселение внести в Устав МО Бохтовское сельское поселение изменения, касающиеся функций по организации и реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного 26.04.2013 г. Президентом Российской Федерации, и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в течении 10 суток с момента вступления в законную силу решения суда.
Помощник прокурора Лесного района Сурыгина Л.П. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Совета депутатов МО Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области в судебное заседание не прибыл, глава поселения ФИО2 в заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, пояснила, что исковые требования не признает.
Представитель заинтересованного лица - администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что мероприятия Комплексного плана, утвержденного 26.04.2013 г. Президентом Российской Федерации, внесены в план противодействия идеологии терроризма на 2017-2018 годы Бохтовского сельского поселения Лесного района, в ст. 8 Устава муниципального образования указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма. А также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения.
Выслушав пояснения помощника прокурора Лесного района, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно информации главы администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района от 25.06.2018 г., вопрос о внесении изменений в Устав по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма будет рассмотрен на ближайшем Совете депутатов (л.д. 9).
Судом исследованы: представление прокурора от 29.05.2018 г. (л.д. 7-8), выписка из Устава МО Бохтовское сельское поселение Лесного района (л.д. 10-15, 35-44), Постановление администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района от 14.06.2017 г. № 29, от 25.06.2018 г. № 31, комплексный план противодействия идеологии терроризма на 2017-2018 годы (л.д. 27-34).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующих положений законодательства Российской Федерации и собственных выводов.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Полномочия органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений определены в ст. 5.2 указанного Федерального закона.
Подпунктами «а», «в» п. 5.3 Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного 26.04.2013 г. Президентом Российской Федерации (Пр-1069 с изменениями от 05.10.2016 г.), установлено, что в целях формирования механизма реализации Комплексного плана на муниципальном уровне до 01.03.2017 года главам муниципальных образований необходимо внести в уставы органов местного самоуправления функции по организации и реализации мероприятий этого плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма.
Глава администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района ФИО1 пояснила, что в Уставе муниципального образования имеются полномочия по противодействию идеологии терроризма, в комплексном плане указаны мероприятия, которые исполняются, поэтому нет необходимости вносить изменения в Устав МО Бохтовское сельское поселение Лесного района.
Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Устава МО Бохтовское сельское поселение Лесного района к вопросам местного значения поселения отнесены, в том числе вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения.
Как указано в ст. 6 Устава муниципального образования правовую основу местного самоуправления поселения составляют, в том числе федеральные законы, принятые в соответствии с ними Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
В пункте 5.3 Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного 26.04.2013 г. Президентом Российской Федерации (в редакции от 05.10.2016 г.), содержится правовое предписание, обязывающее глав муниципальных образований внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.
Наличие в плане противодействия идеологии терроризма в Бохтовском сельском поселении Лесного района соответствующих мероприятий, не свидетельствует о невозможности включения аналогичных мероприятий в Устав муниципального образования, поскольку План, утвержденный администрацией Бохтовского сельского поселения Лесного района, распространяет свое действие на период 2017-2018 годов, а Устав муниципального образования является нормативно-правовым актом, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании.
Поскольку к компетенции Совета депутатов Бохтовского сельского поселения Лесного района отнесено внесение изменений в Устав поселения, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации составляют правовую основу местного самоуправления, на момент рассмотрения дела в суде функции по организации и реализации мероприятий этого Комплексного плана в устав не включены, исковые требования прокурора Лесного района о возложении обязанности внести изменения в Устав МО Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Лесного района Тверской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области по невнесению в Устав муниципального образования Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области изменений, касающихся организации и реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного 26.04.2013 г. Президентом Российской Федерации (Пр-1069 с изменениями от 05.10.2016 г.), и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма.
Обязать Совет депутатов муниципального образования Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного 26.04.2013 г. Президентом Российской Федерации (Пр-1069 с изменениями от 05.10.2016 г.), и других мероприятий в Устав муниципального образования Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лесной районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н. Москалев
Решение суда в окончательной форме принято 01 августа 2018 года.