ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-61/19 от 18.07.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-61/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 18 июля 2019 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда

Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Оплачко А.Е.,

с участием первого заместителя прокурора Республики Крым - Фомина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сырцева Александра Андреевича к Ялтинскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 г. № 3,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика - Администрации города Ялта Республики Крым, главы Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, Главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателя Ялтинского городского совета, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Производственно-аграрное объединение «Массандра»,

установил:

Сырцев А.А., посредством своего представителя, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, в котором просит признать недействующим генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённый решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 г. № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (текстовая и графические схемы (карты)), в той мере, в какой земельный участок с кадастровым номером расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (использования), с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что решением 46-й очередной сессии 5-го созыва Алупкинского городского совета от 30 июля 2010 г. № 25/33 Сырцеву А.А. дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, ориентировочной площадью 0,09 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) из земель, находящихся в ведении Алупкинского городского совета. Согласно пункту 2 указанного решения испрашиваемый земельный участок, в соответствии со статьёй 19 Земельного кодекса Украины, отнесён к категории земель «земли жилой и общественной застройки». 27 апреля 2015 г. сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, с присвоением испрашиваемому земельному участку кадастрового номера . В соответствии с требованиями закона административным истцом была изготовлена необходимая кадастровая документация, и пакет документов сдан в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, но решение в отношении испрашиваемого земельного участка уполномоченным органом местного самоуправления не принято.

Принятым генеральным планом, оспариваемым в части, утверждено функциональное зонирование, а именно зона сельскохозяйственного использования в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером Установленная генеральным планом функциональная зона нарушает права административного истца на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок и его дальнейшее использование в соответствии с установленным ранее видом разрешённого использования.

В судебное заседание Сырцев А.А., представитель административного ответчика Ялтинского городского совета Республики Крым, представитель Администрации города Ялта Республики Крым, глава Администрации города Ялта Республики Крым, представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, глава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председатель Ялтинского городского совета, представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, представитель Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Производственно-аграрное объединение «Массандра» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в судебное заседание своих представителей не направили.

От административного истца, его представителя, в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в их отсутствие, требования административного искового заявления поддержаны в полном объёме (т.1 л.д.48, т.3 л.д.56).

Администрацией города Ялта Республики Крым и Ялтинским городским советом Республики Крым, Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым поданы письменные возражения на административное исковое заявление (т. 2 л.д. 189-191, 196-198, т. 3 л.д. 39 соответственно), в которых указанные лица просили отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

От Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым поступили письменные возражения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя (том 3 л.д. 117-119).

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение первого заместителя прокурора Республики Крым Фомина А.В., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежат удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 11 марта 2019 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50).

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 11 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом городского округа наделено муниципальные образования город Ялта - городской округ Ялта.

Частью 12 названной статьи установлен перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Ялта: город Ялта; город Алупка; посёлок городского типа Гаспра; посёлок городского типа Гурзуф; посёлок городского типа Краснокаменка; посёлок Даниловка; посёлок Линейное; посёлок Партизанское; посёлок городского типа Кореиз; посёлок городского типа Ливадия; посёлок городского типа Виноградное; посёлок городского типа Курпаты; посёлок городского типа Ореанда; посёлок Высокогорное; посёлок Горное; посёлок Куйбышево; посёлок Охотничье; посёлок городского типа Массандра; посёлок городского типа Отрадное; посёлок городского типа Восход; посёлок городского типа Никита; посёлок городского типа Советское; посёлок городского типа Симеиз; посёлок городского типа Береговое; посёлок городского типа Голубой Залив; посёлок городского типа Кацивели; посёлок городского типа Парковое; посёлок городского типа Понизовка; село Оползневое; посёлок городского типа Форос; посёлок городского типа Санаторное; посёлок Олива.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа.

Аналогичная норма закреплена в пункте 29 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. № 1 (далее Устав).

Согласно части 1 статьи 28 Устава от 22 сентября 2017 г. Ялтинский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Устава от 22 сентября 2017 г. к полномочиям Ялтинского городского совета Республики Крым также относятся: принятие нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные нормы, правила на территории городского округа Ялта с целью решения вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 1); утверждение генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 9).

Согласно части 2 статьи 67 Устава от 22 сентября 2017 г. муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым и иным нормативным правовым актам Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Устава от 22 сентября 2017 г. муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если соответствующим муниципальным нормативным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу.

Официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования, или на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) (часть 2 статьи 70 Устава от 22 сентября 2017 г.).

Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований, в которых определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа регламентирована статьёй 24 Градостроительного кодекса.

Названной статьёй предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1).

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2).

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц (часть 3).

Согласно части 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

В силу части 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 21 июня 2018 г. № 9 утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Постановлением главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателем Ялтинского городского совета от 19 июля 2018 г. № 16 «О назначении общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» назначены соответствующие общественные обсуждения, определён порядок их проведения по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Временная комиссия) в составе, определённом в приложении № 2 к настоящему постановлению, и утверждено Положение о Временной комиссии (приложение № 3); определён срок для приёма предложений и замечаний от участников Общественных обсуждений с 28 июля 2018 г. по 16 августа 2018 г. (включительно).

Согласно итоговой таблице замечаний/предложений от участников общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, рассмотренных Временной комиссией, поступивших с 28 июля 2018 г. по 16 августа 2018 г. (приложение№ 1 к протоколу заседания Временной комиссии «О результатах проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» от 22 августа 2018 г. № 8, утверждённому председателем Временной комиссии 22 августа 2018 г., замечания Сырцева А.А. от 15 августа 2018 г. № 22/35 об изменении категории земельного участка с зоны сельскохозяйственного использования на зону индивидуального жилищного строительства были отклонены.

Временной комиссией 22 августа 2018 г. подготовлено заключение о результатах поведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, проведённых с 20 июля 2018 г. по 24 августа 2018 г.

Согласно таблице замечаний/предложений от участников общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, рассмотренных Временной комиссией, поступивших с 28 июля 2018 г. по 16 августа 2018 г. (приложение № 1 к указанному выше заключению), замечания от 15 августа 2018 г. № 22/35 отклонены в связи с несоответствием действующему законодательству.

31 октября 2018г. Администрацией города Ялта Республики Крым было принято постановление № 2137-п «О согласии с проектом генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и направлении его в Ялтинский городской совет Республики Крым».

26 ноября 2018г. за № 8146/02.1-22 глава Администрации города Ялта Республики Крым направил главе муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателю Ялтинского городского совета проект генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с материалами по его обоснованию, с учётом представленных рекомендаций, который был получен Ялтинским городским советом в этот же день – 26 ноября 2018 г. вх. № 01.01-16/140.

Из материалов дела также следует, что 3 декабря 2018 г. состоялась очередная 75 сессия Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва, на которой из общего количества, составляющего 28 депутатов, присутствовали 26 депутатов.

На повестке дня указанной сессии (пункт 3) был поставлен вопрос об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

По данному вопросу, после выступления докладчика – главы Администрации города Ялтинского городского ФИО1, пояснений ФИ2, ФИО3, ФИО4, за его принятие проголосовали 26 депутатов.

Таким образом, Ялтинским городским советом Республики Крым первого созыва на очередной 75 сессии 3 декабря 2018 г. принято решение № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее - Решение от 3 декабря 2018 г. № 3).

Пунктом 1 указанного решения утверждён соответствующий генеральный план в составе: Положение о территориальном планировании (приложение №1), карта планируемого размещения объектов местного значения городской округ (приложение № 2), карта границ населённых пунктов, входящих в состав городского округа (приложение № 3), карта функциональных зон городского округа (приложение № 4), карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа, относящихся к областям водоснабжения и водоотведения (приложение № 5), карта функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения, относящихся к областям водоснабжения, водоотведения и связи (приложение № 6).

Согласно пункту 9 Решения от 3 декабря 2018 г. № 3 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

Указанное решение было опубликовано на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – 6 декабря 2018 г, а также в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 46-47 (159-160) от 8 декабря 2018 г.).

Судом установлено, что генеральный план муниципального образования городского округа прошёл предусмотренную статьёй 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуру.

Административным истцом было реализовано право на подачу замечаний, которые были рассмотрены уполномоченным органом.

Таким образом, суд, проверив полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, процедуру принятия Решения от 3 декабря 2018 г. № 3, введения в действие и опубликования, приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном порядке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, что решением 46-ой сессии Алупкинского городского совета АР Крым от 30 июля 2010 г. № 25/33 Сырцеву А.А. разрешено выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность, ориентировочной площадью 0,09 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) из земель, находящихся в ведении Алупкинского городского совета. Данный земельный участок, в соответствии со статьёй 19 Земельного кодекса Украины, отнесён к категории земель – «земли жилой и общественной застройки».

В качестве обоснования нарушенных прав в административном исковом заявлении Сырцев А.А. указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт нарушает его права на завершение процедуры оформления земельного участка в собственность.

Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон № 38-ЗРК).

Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1 статьи 13 Закона № 38-ЗРК).

Согласно части 5 названной статьи порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Таким порядком, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», является Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённый постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. № 313 (далее Порядок № 313).

Сырцев А.А. в административном исковом заявлении указал, что в соответствии с требованиями приведённых выше нормативных правовых актов им была изготовлена необходимая кадастровая документация и подана в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, однако решение в отношении испрашиваемого земельного участка уполномоченным органом местного самоуправления не принято.

Согласно кадастровому паспорту от 27 апреля 2015 г. № 90-02/2015-112783 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 871+/-10 кв.м, поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера ; категория земель не установлена.

Между тем, в материалах дела отсутствуют, и административным истцом не представлены доказательства обращения в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном Законом № 38-ЗРК и Порядком № 313.

При этом суд учитывает, что согласно сведений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 мая 2019 г. № 28964/18, поступивших на запрос суда, земельный участок с кадастровым номером снят с кадастрового учёта 13 сентября 2018 г. и имеет статус аннулированного.

Как следует из постановления Администрации города Ялта от 3 июня 2019 г. № 1240-п «О рассмотрении протеста прокурора города Ялты Республики Крым от 22 мая 2019 г. № 37-2019 на решение 46-ой сессии 5-го созыва Алупкинского городского совета от 30 июля 2010 г. № 25/33 «О разрешении выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка гражданину Сырцеву А.А.», протест прокурора удовлетворён (пункт 1), а решение 46-ой сессии 5-го созыва Алупкинского городского совета от 30 июля 2010 г. № 25/33 отменено.

Таким образом, Сырцевым А.А., в нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены доказательства, что он является правообладателем (собственником и обладателем иных прав) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), а также не представлены доказательства того, что установление какой-либо функциональной зоны в соответствии с оспариваемым в части Решением от 3 декабря 2018 г. № 3 указанному земельному участку повлекло или может повлечь нарушение его прав или законных интересов.

Доводы о наличии оснований для признания недействующим в части оспариваемого нормативного правового акта, приведённые в административном исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм материального права, не нашли своего подтверждения и признаются судом несостоятельными.

При этом суд учитывает приоритет публичной цели устойчивого развития территории, согласно которому Генеральный план, как документ долгосрочного планирования (часть 11 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), определяя назначение территорий исходя из планов развития городского округа в целом, может не соответствовать её фактическому использованию и допускать её потенциальное изменение.

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников объектов недвижимости в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. № 387-О, от 15 июля 2010 г. № и от 25 февраля 2016 г. № 242-О).

Разрешая заявленные требования, суд также принимает во внимание, что административный истец не лишён права прибегнуть к гарантированному им способу судебной защиты путём оспаривания соответствующих принятых в его отношении правоприменительных решений, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе актам, поименованным в административном исковом заявлении, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Сырцева Александра Андреевича к Ялтинскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 г. № 3, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 23 июля 2019 г.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова